Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Актуальность изучаемой темы состоит в том, что знание юристом теории государства раскрывает для него государственные механизмы, формулирующие и охраняющие право, позволяет эффективнее использовать в своей работе государственные рычаги правового регулирования общественных отношений.
Целью исследования выступает предмет теории государства и права России.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….…….3
1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки……………………………………………………………………………….4
2. Функции теории государства и права……………………………...…………9
3. Современное состояние науки теории государства и права…………….....12
Заключение………………………………………………………………………20
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная ТГП.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 
 
 

ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

  ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Теория государства и права» 
 

Наименование  темы работы 
 

                                                      Выполнил (а):

                                                      Студент (ка) ____ курса

                                                      заочной формы обучения

                                                      ______________________

                                                            фамилия, и., о. 

Преподаватель:

_______________________________

ученая  степень, ученое звание, должность

____________________________________

           фамилия, и., о 

Дата  представления работы

«     » ____________ 200 _ г. 
 

ВОРОНЕЖ

2011 
 
 

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…….…….3

1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки……………………………………………………………………………….4

2. Функции теории государства и права……………………………...…………9

3. Современное состояние науки теории государства и права…………….....12

Заключение………………………………………………………………………20

Литература……………………………………………………………...………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Предмет теории государства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов и тем самым определить их место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовой материи. Теория государства и права имеет двуединый предмет — государство и право. Они тесно связаны, взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Но государство и право имеете с тем относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерности возникновения и развития. Государство немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения фундаментальных своих функций. Без права государство существовать и функционировать не может.

      Актуальность  изучаемой темы состоит в том, что знание юристом теории государства  раскрывает для него государственные  механизмы, формулирующие и охраняющие право, позволяет эффективнее использовать в своей работе государственные рычаги правового регулирования общественных отношений.

      Целью исследования выступает предмет  теории государства и права России. 
 
 
 
 
 
 
 

1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки

      У древних мыслителей познание окружающего  мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки – философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала  проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей мироощущения. Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Так, древнегреческий мыслитель Демокрит (ок. 460–360 до н. э.) считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству.

      Со  временем в системе философских  знаний обособляется философия права. Предметом ее становится исследование государственно-правовой стороны жизни  общества. Философия права является методологической базой юриспруденции.

      Общая философия и философия права  соотносятся как часть и целое. Будучи составной частью философии, философия права не отличается от целого ни по функциям, ни по методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как полагают многие ученые и практики, заключается в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, лежащих в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции служит право, которое представляет собой явление общественной, или государственной, жизни общества, поэтому его научное понятие может быть раскрыто только на фоне государства, которое, в свою очередь, предполагает понятие об обществе. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) не сомневался не только в том, что философия права – это наука, но и в том, что наука о праве – это философия. В противоположность ему русский юрист Н. М. Коркунов (1853–1904) выступал против сверхъюридической правовой научности, однако допускал использование словосочетания «философия права» для обозначения тех высших уровней теории права, на которых глобальные обобщения еще сохраняют осмысленную связь с правовым материалом. Популярностью пользуется также интерпретация философии права как методологии и гносеологии юриспруденции. [1]

      Со  второй половины XIX в. обозначилась тенденция  сосредоточения под названием «философия права» разнообразных фрагментов философских соображений и подходов, по тем либо иным мотивам импортируемых, а затем «легализуемых» в правоведении. Так, немецкий юрист Густав Гуго (1764–1844) утверждал, что не наука о праве есть часть философии, а философия права – часть юридических теоретизаций.

      Для России 1970-1980-х гг. философско-правовое самосознание особенно ярко появилось  у правоведов: они принимали лишь такую философию права, которая  «вырастает на фундаменте всего юридического знания». Современные отечественные  трактовки философии права можно свести к двум типам: юридическому и интегративному. В решениях первого рода, предлагающих различные версии философии как юриспруденции, игнорируется тот факт, что основанные на юридической территории философские мысли либо «мумифицируются», либо сами трансформируются в юриспруденцию, либо перерабатывают ее в философию, либо синтезируются в особый тип знания. Наиболее правдоподобной нам представляется интегративная двухуровневая модель, предложенная в работах С. С. Алексеева и В. С. Нерсесянца. На первом уровне философия права выступает в качестве исконно философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения универсальной философской системы или историко-философских разработок. На втором уровне она является интегрированной философско-правовой областью знаний, «когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется научная проработка правового материала». Следовательно, философия права – это особая область двунаправленного движения к пункту конкретности истины о праве: от философского всеобщего через правовое особенное и от правового особенного через философское всеобщее. До недавнего времени у российских ученых наибольшим авторитетом пользовалась интерпретация философии права как конституции правопознания: «Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, общей философией и комплексом юридических наук». В последние годы в отечественной литературе очевиден и закономерен перенос акцента с логики познания права на познание логики самого права. Философию права начинают характеризовать как науку о праве в человеческом бытии; ожидают от нее мировоззренческого, ценностного объяснения права, его смысла и предназначения, возвращаются к классическому положению, согласно которому «цель разума – истина, и философия права занята поисками истины о праве». Так мы подходим к современному пониманию объекта философско-правовых изысканий. На втором их уровне он обозначен как «действительность в тех пределах, в которых существует право», Гегелевская философия права и государства – это философское учение об объективном духе, т. е. о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства. Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли. В гегелевской философии права это понятие употребляется в следующих основных значениях: право как свобода (идея права); право как определенная ступень и форма свободы (особое право); право как закон (позитивное право). Государство, по убеждению философа, «есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как явная, самой себе ясная субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает». Государство есть разумное в себе и для себя. Таким образом, гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, выступает как правовое.[5]

      Основополагающим  принципом воззрений другого  немецкого философа, Иммануила Канта (1724–1804), является утверждение о  том, что каждое лицо обладает совершенным  достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, пусть даже благородных. Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», – советовал мыслитель. Иными словами, поступай так, чтобы относиться к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели – и никогда только как к средству.

      Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Из такого понимания явствует, что право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Что же касается отношения к государству, то мыслитель связывает необходимость государства – объединения множества людей, подчиненных правовым законам, – исключительно с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Под благом государства он понимает состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права.

      В российской юридической мысли преобладает  тезис о том, что философия  права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов  отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических дисциплин, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Поэтому функции философии права возлагаются на теорию права, которая концентрирует внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Функции теории государства и права

      Развитие теории государства и права не только обусловлено стоящими перед ней задачами, но и связано с выполняемыми ею функциями. Перечислим их. [2]

      Гносеологическая  функция (от греч. gnosis – познание и logos – слово, учение; теория познания). Эта  функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет закономерности, лежащие в основе данных процессов, определяет их сущность и содержание. Онтологическая функция (от греч. on, род. п. ontos – сущее и logos – слово, учение; учение о бытии). Термин «онтология» был введен немецким философом Р. Гоклениусом в 1613 г. Данная функция заключается в нахождении и исследовании материала о государственно-правовых явлениях, его систематизации и анализе.

      Эвристическая функция (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю). Она связана с развитием  науки. Теория государства и права  не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывает динамику ее развития.

      Методологическая  функция (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение). Как фундаментальная  наука теория права и государства  выполняет данную функцию в отношении  отраслевых и специальных юридических дисциплин. Это способ исследования правовых и государственных явлений, планомерный путь научного познания и установления истины. Понятия и концепция теории государства и права заимствуются отраслевыми и специальными юридическими науками.

      Организаторская, или практически-организаторская, функция  теории государства и права связана  с заинтересованностью юриста любого направления в осуществлении  на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей, в разработке которых он принимал участие. Юридическая наука еще далека от того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления современного мира, требующие соответствующего реагирования. Практически-организаторская сторона общей теории должна проявляться в поиске решений и подходов к массе насущных проблем, с которыми столкнулись различные государства на рубеже XX–XXI вв. Необходимы варианты научно обоснованных решений, но теория государства и права занимается не сиюминутными проблемами, а пытается предвидеть их появление. [5]

      Прогностическая функция (от греч. prognosis – предвидение, предсказание), именуемая также социальной или прикладной, призвана определить, что произойдет с тем или иным явлением в будущем, как оно трансформируется, какое воздействие будет оказывать на другие социальные явления. Таким образом, теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. Степень сделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-целостного видения государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всех наук.

Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»