Контрольная работа по "Теории государства и праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

1. Проведите сравнительный анализ главы государства и исполнительной ветви власти в США и Франции
2. Проведите сравнительный анализ законодательной власти в Японии и Китае

Работа содержит 1 файл

кпзс.docx

— 21.41 Кб (Скачать)
 

 

1. Проведите  сравнительный анализ главы государства  и исполнительной ветви власти в США и Франции

США Франция
   Конституция США предоставляет  президенту республики обширные  полномочия исполнительной власти. Он обеспечивает точное соблюдение  законов и определяет полномочия  всех должностных лиц Соединенных  Штатов».

   Президент США представляет государство  в отношении с другими государствами  и отзывает их. Он имеет право  вести переговоры с иностранными  государствами и заключать международные  договоры.

   Президент является главнокомандующим  вооружёнными силами и национальной  гвардии. Он наделен правом  помилования и отсрочки исполнения  приговоров, награждает медалями.

   Президент США как глава государства  назначает министров, членов Верховного  суда и многих других должностных  лиц «по совету и с согласия  сената». Низшие должностные лица  назначаются президентом единолично, без «совета и согласия» сената.

   Президент имеет право созывать  Конгресс на чрезвычайные сессии. Он промульгирует законы, принятые  конгрессом. При этом ему предоставлено  право в случае несогласия  с законом возвращать его на  повторное рассмотрение в Конгресс (отлагательное вето). Президентское  вето может быть применено  к любому закону, кроме поправок  к конституции. Президент обязан  утвердить закон в течение  10 дней, если за указанный срок он этого не сделает, закон считается утвержденным.

   Президент США не несет политической  ответственности перед Конгрессом. Как записано в конституции,  президент может быть отстранен  от должности, если он будет  осужден в порядке импичмента, если будет признан виновным  «в измене, взяточничестве или  других тяжких преступлениях  и протупках».

   Президент  республики Франции занимает  вершину в иерархии государственных  органов. 

«Акты президента Республики, за исключением указанных  в статьях 8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости – ответственными министрами.»

   Формально-юридические  полномочия президента подразделяются  на осуществляемые им и на  полномочия, требующие контрасигнации  премьер-министра или ответственных  министров.

   Наиболее  важным личным полномочием президента  является право роспуска Национального  собрания, которое ограничено лишь  тремя условиями: 1) не может быть  произведен роспуск в течение  года, следующего после роспуска; 2) во время действия чрезвычайного  положения; 3) временным президентом  республики, т.е. председателем Сената, занимающим вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

   Президент  может передать на референдум  любой законопроект, касающийся  организации публичных властей.  Особенно возрастает роль главы  государства, когда он решает  ввести чрезвычайное положение  в стране. Статья 16 конституции позволяет  ввести президенту настоящую  единоличную диктатуру, во время  которой он принимает все меры, которые, по его представлению,  диктуются обстоятельствами.

   Президент  практически снизу доверху формирует  исполнительную власть. Он назначает  министров, всех высших чиновников.

   Президент  – глава вооруженных сил, он  председательствует в высших  советах и комитетах национальной  обороны. Чрезвычайно важным является  не урегулированное конституцией  право президента вводить в  действие стратегические ядерные  силы, это право предусмотрено  простым декрктом от 14 января 1964 г.

   В области  международных отношений президент  заключает и ратифицирует международные  договоры, за исключением тех,  которые требуют обязательной  ратификации парламента.

   В судебной  области президент – обладатель  традиционного права главы государства  – права помилования. Президент  находится на вершине судебной  власти, являясь гарантом ее независимости.  Он председательствует в Совете  министров, подписывает декреты  и ордонансы, принятые в нем;  принимает участие в рассмотрении  законопроектов правительства; назначает  на гражданские и военные должности,  аккредитует послов и чрезвычайных  посланников в иностранных государствах.

   Президент  порою открыто вторгается в  компетенцию премьер-министра.

   Президенту  помогает в его деятельности  личный аппарат, достигающий несколько  сот человек. В его состав  входят кабинет, генеральный секретариат,  военный штаб, несколько чиновников  для особых поручений; все сотрудники  этих служб лично назначаются президентом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Проведите сравнительный анализ  законодательной власти в Японии и Китае

Япония Китай
   Современная Конституция Японии  была принята парламентом 24 августа  1946 г. и вступила в силу с  3 мая 1947., когда страна еще находилась  под оккупацией вооруженных сил  США и  управлялась американской  администрацией.

   Принципиально важной особенностью  статуса советов, отличающей их  от постоянных комитетов Парламента, является отсутствие у них  права законодательной инициативы, т.е. подготовленные ими документы  не могут непосредственно вноситься  на рассмотрение .парламента в  качестве законопроектов.

   Формально Япония остается конституционной  монархией, но отныне монарх  не может влиять на принятие  и осуществление законов. Народ  осуществляет свою власть через  демократически избираемый парламент  и формируемые им и ответственные  перед ним органы исполнительной  власти. Конституция гарантирует  гражданам буржуазно-демократические  права и свободы – слова,  совести, митингов, демонстраций, личную  неприкосновенность и равноправие,  независимость судебной власти.

   Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением  государственной власти; все его  действия в государственной сфере  могут быть приняты не иначе  как с совета и одобрения  Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

   Парламент состоит из палаты  представителей и палаты советников. Обе палаты формируются из  депутатов путем всеобщих выборов.  Парламент является верховным  органом государственной власти  и единственным законодательным  органом государства. Палата представителей  имеет превосходство в принятии  решений.

   В правовой и социально - политической  жизни современной Японии обнаруживается  глубоко парадоксальное явление:  процветающая страна с высокоразвитой  рыночной экономикой и устоявшейся  либерально-демократической системой  общества и государства, находящаяся  в зените своего процветания,  ставит в повестку дня формирование  более традиционной, авторитарной  общественно-политической системы.

  

   Действующий  в Китае институт законодательства  имеет свои отличительные черты.  Во-первых, китайское законодательное  право принадлежит не какой-либо  одной властной структуре или  отдельной личности, и поэтому  не относится к простейшей  форме законодательства. Во-вторых, законодательное право в Китае  осуществляют две и более властных  структур, т.е. существуют разные  типы законодательного права,  как-то государственное законодательное  право, административно-нормативное  законодательное право, право  издания законов местного характера,  которые осуществляются разными  властными структурами. Поскольку  одно законодательное право не  просто осуществляется разными  властными структурами, законодательный  институт Китая не является  также комплексным институтом. В-третьих,  институт законодательства в  Китае не строится на принципах  разделения и сдерживания трех  ветвей власти: законодательной,  административной и судебной; Председатель  КНР и Премьер правительства  избираются на сессии Всекитайского  собрания народных представителей, Председатель КНР обнародуют  законы согласно решениям ВСНП, у Премьера нет права утверждать  и отклонять принятые ВСНП  законодательные акты, административно-правовые  акты не должны противоречить  законам, принятым ВСНП, законоположения  местного значения не могут противоречить законам и административно-правовым актам. Всекитайское собрание народных представителей имеет право аннулировать административно-правовые акты и законоположения местного характера в случае, если они противоречат принятым ВСНП законам.

   Действующий законодательный институт  в Китае имеет довольно своеобразный  характер. С точки зрения разделения  законодательных функций, это  институт, действующий под единым  руководством Центра и одновременно  допускающий определенное разделение  полномочий, имеющий многоступенчатую  и многоплановую систему. Единое  руководство со стороны высшего  органа государственной власти (ВСПН)  и его Постоянного комитета, довольно  широкие полномочия Госсовета  и дозированные полномочия местных  властей – таковы особенности  разделения полномочий в действующим  законодательстве Китая.

   Законодательное право государства  осуществляется посредством Центральных  и местных субъектов власти, что  является самым глубоким процессом  и переменой в действующем  институте законодательства Китая.  Такое довольно широкое разделение  власти еще более проявляется  в ее многоступенчатости и  многоплановости.

   Действующий институт законодательства  в Китае разработан на основании  тех реалий, которые составляют  общее положение в стране. Во-первых, Китай есть государство народной власти, закон представляет собой волеизъявление народа. Таким образом, сущность китайского законодательства может отвечать реалии страны только при том, что осуществление законодательной власти государства, единое руководство законодательством страны, разработка и изменение законов в соответствии с основополагающим режимом и отношениями находятся в руках высшего органа государственной власти, представляющего высшую волю всего народа, т.е. Всекитайского собрания народных представителей и его Постоянного комитета. Во-вторых, Китай – огромная страна с многочисленным населением, поскольку экономика и культура в разных регионах и национальных автономиях развиваются очень неравномерно, одним государственным законодательством невозможно разрешить сложные проблемы на местах. В-третьих, на нынешнем этапе в Китае действует структура социалистической рыночной экономики, при которой параллельно развиваются разнообразные формы экономики, однако главенствующая роль принадлежит государственной форме собственности. В политическом отношении Китай придерживается системы демократического централизма.

   Относительно широкого разделения  законодательной власти требует  историческое наследие страны.

 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. 2-е издание, М.: Издательство БЕК.- 586с.
  2. Иностранное конституционное право/под редакцией профессора В.В. Маклакова – М.: Юристь, 1996 г. – 512с.
  3. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей редакцией профессора М.В. Баглая, Ю.И. Энтина. – М.: НОРМА – ИНФРА, 1999 г. – 832с.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и праву"