Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:05, контрольная работа
Человек и общество
Гражданин и государство
Право, права человека, правовое государство
Нормы, источники, система права
Правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность
Правосознание и правовая культура
3)
Незыблемость свободы личности,
ее прав, чести и достоинства,
их всесторонняя
4)
Четкое разграничение
5)
Обеспечение подлинного
6)
Наличие эффективных форм
7)
Установление в праве и
Решающая социально-экономическая предпосылка правового государства – гражданское общество. Гражданское общество – это система самостоятельных от государства и независимых общественных институтов (учреждений) и отношений, которые обеспечивают условия реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов в социальной, культурной и духовной сферах.
Право представляет собой систему, т.е. целостную, упорядоченную совокупность элементов, находящихся между собой в иерархическом соподчинении. Первичным элементом системы права является норма права. Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в правовые институты, последние – в подотрасли и отрасли права.
Норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений; реализация этого правила обеспечивается компетентными государственными органами.
Основные признаки норм права:
1) Неразрывная связь с государством. Норма права исходит от государства, санкционируется им и выступает в виде властного предписания.
2)
Общий и общеобязательный
3)
Рассчитанность на
4) Формальная определенность. Каждая правовая норма выступает в виде четко сформулированного положения, определяющего в каждом конкретном случае права и обязанности участников отношения, меры юридической ответственности и т.п.
5)
Гарантированность реализации
Норма права состоит из взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотеза предусматривает условия действия нормы, т.е. когда именно следует руководствоваться правилом, установленным данной нормой. Диспозиция указывает на то, каким должно быть поведение участников отношения в случае наступления обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Санкция указывает, какие юридические последствия возникнут для субъектов, нарушивших предписания диспозиции.
Нормы права бывают следующих видов.
1) Регулятивные и охранительные. Регулятивные регулируют общественные отношения путем предоставления их участникам прав и возложения обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм. Охранительные регулируют меры юридической ответственности, специфические меры защиты субъективных прав. Они специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых им общественных отношений.
2) Управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие предоставляют субъектам определенные права, обязывающие – конкретные обязанности, запрещающие устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий.
3) Императивные и диспозитивные. Императивные носят характер категорического предписания, которое не может быть изменено участниками общественного отношения (см. ст. 272, 274 Трудового кодекса РБ). Диспозитивные допускают отклонение от них по соглашению участников отношения (см. ст. 590 Гражданского кодекса РБ).
3) Общие и специальные. Общие распространяются на всех граждан, специальные – только на определенный круг лиц (несовершеннолетние, военнослужащие, пенсионеры и др.).
4) Временные, постоянные и нормы с обратной силой. Временные имеют определенный срок действия, постоянные действуют до их официальной отмены, нормы с обратной силой распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
5) Действующие на всей территории государства, действующие на определенной территории и локальные нормы (действуют на определенном предприятии, в организации).
Существуют и другие виды правовых норм.
Нормы права находят свое формальное выражение в источниках права. Источники права – это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. В Республике Беларусь в качестве источников права признаются нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Основным источником является нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Основные виды нормативных правовых актов: 1) законы; 2) декреты и указы Президента; 3) постановления палат Парламента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального Прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции; 6) совместные постановления республиканских органов государственного управления и национального банка Республики Беларусь; 7) регламенты, определяющие процедуру деятельности государственных органов; 8) инструкции, правила уставы (положения), приказы; 9) решения органов местного управления и самоуправления (Советов депутатов, исполнительных комитетов и местных администраций). Принятие нормативных правовых актов и требования к ним регулируются Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000.
Реализация
правовых норм происходит путем осуществления
предусмотренных ими прав и обязанностей
субъектов права. Субъективные права
и обязанности могут
Правоотношения – это связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями, возникшие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств. Их реализация гарантируется государством. Другими словами, правоотношения – это юридическая форма общественных отношений.
Основные черты правовых отношений:
1)
Правоотношения возникают на
основе правовых норм при
2)
Правоотношение представляет
3)
В правоотношениях происходит
взаимодействие воли
4) Правоотношение характеризуется наличием у сторон взаимных субъективных (т.е. персонально принадлежащих и четко определенных) прав и обязанностей. Субъективному праву одной стороны соответствует субъективная обязанность другой, и наоборот. Так, гражданин имеет право обратиться в государственный орган с жалобой или заявлением, а данный орган обязан рассмотреть обращение в установленный законом срок и дать ответ по существу обращения.
5)
Осуществление взаимных прав
и обязанностей сторон
Субъектами правоотношений (их сторонами, участниками) являются субъекты права, вступившие в конкретные правоотношения. Субъектами права являются индивиды (физические лица) и организации (юридические лица, а также государство в целом и (в предусмотренных законом случаях) социальные общности (народ, нация, профессиональная группа, трудовой коллектив).
Отношение личности к праву выражается в совершаемых ею волевых, осознанных действиях. Такими действиями являются правовые поступки – правомерные или противоправные.
Правомерное поведение – это осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами. Правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее меры государственного принуждения.
Все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступления и правовые проступки.
Преступление – это наиболее серьезный вид правонарушения. Преступлениями признаются общественно опасные виновные деяния, запрещенные уголовным законодательством. Не являются преступлениями деяния, хотя формально и содержащие признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности. За преступления применяются наиболее строгие меры юридической ответственности – уголовные наказания (лишение свободы, конфискация имущества, смертная казнь и др.).
Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т.е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными. Они влекут за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Проступки бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми, а также материальными в области трудовых правоотношений. Последствиями правовых проступков являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя.
Административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или частную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (предупреждение, штраф, административный арест и др.). Дисциплинарный проступок – это нарушение трудовой, служебной, воинской дисциплины. За такие нарушения налагаются дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение и др.). Гражданские правонарушения (деликты) – это причинение неправомерными действиями вреда личности, организации, их имуществу, заключение противозаконных сделок, нарушение авторских или изобретательских прав и т.д. Они влекут такие меры ответственности, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и др.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"