Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:10, контрольная работа

Описание работы

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах. Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды важное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

Содержание

Вопрос №1. Понятие, виды и формы осуществления функций государства…3
Вопрос № 2. Формы (источники права)…………………………………………6
Задача №1………………………………………………………………………….8
Задача № 2…………………………………………………………………………8
Список используемой литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

кр по тгп (восстановлен).docx

— 30.79 Кб (Скачать)

 

Содержание

Вопрос №1. Понятие, виды и формы осуществления функций государства…3

Вопрос № 2. Формы (источники  права)…………………………………………6

Задача №1………………………………………………………………………….8

Задача № 2…………………………………………………………………………8

Список используемой литературы……………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1. Понятие, виды и формы осуществления функций государства

  Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах. Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды важное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

  Функции государства делятся на следующие виды:

  1. По причинам возникновения:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др);

б) вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и т. д.);

 Функции делятся на основные и неосновные.

  1. По объекту воздействия функции государства делаться на: внутренние и внешние. Внутренние функции – это основные направления государства внутри страны. К ним относятся:
  • охрана всех форм собственности;
  • охрана правопорядка, законности;
  • охрана окружающей среды;
  • политическая;
  • экономическая;
  • социальная;
  • культурная;
  • идеологическая;
  • развитие научно-технического прогресса.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами или организациями. К ним относятся:

  • защита обороноспособности страны;
  • торговля с другими странами;
  • поддержание мира;
  • ведение захватнических войн.

  Также основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с этим все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

  Охранительные  функции – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений. К ним относится охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы.

  Регулятивные функции – это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

  Кроме того, функции  классифицируются по продолжительности  их осуществления и делятся  на постоянные и временные.

Постоянные функции выполняются государством в течение длительного времени и чаше всего присущи государству на ряде этапов его существования.

 Временные функции обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

 

  Формы осуществления функций государства - это внешние проявления функций государства, а также, деятельность государственных органов и должностных лиц, посредством которых реализуются функции государства. Различаются правовые и организационные формы реализации функций государства.

  В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в соответствии с законом.  Выделяют три правовые формы осуществления функций государства: правотворческую, правоисполнительскую, правоохранительную. Рассмотрим их подробнее.

 Правотворческая деятельность – подготовка и издание нормативно - правовых актов, без которых реализовать функции государства практически нельзя.

Правоисполнительская деятельность направлена на реализацию нормативных актов, издание нормативно – правовых актов. Она относится к компетенции правительства страны.

Правоохранительная  деятельность направлена на охрану правопорядка, прав и свобод человека  и гражданина, на контроль за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителем.

Организационными формами  осуществления функций государства являются:

  • организационно – регламентирующая (текущая деятельность государственных органов по обеспечению функционирования государства, связанная с подготовкой проектов документов и т. п.);
  • организационно – хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);
  • организационно – идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативно – правовых актов и формулированием общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции и внеправовых формах, то есть против права. А именно добивается своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы.  Такие функции характеризуют антидемократические государства.

  Таким образом, функции государства - это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и назначением.

 

 

 

 

 

 

№2. Формы (источники) права

Формы (источники) права – государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

  Для каждой правовой  системы характерна  своя ведущая  форма права. Так, в странах  англосаксонской правовой системы  эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы – нормативно – правовой акт, в формировании права стран Азии и Африки, главным источником права служит правовой обычай. Рассмотрим эти и другие источники права подробней.

Виды источников права:

  • Правовые обычаи – это устойчивые, сложившиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы  государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением (например, Законы Ману, Русская Правда); государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам.
  • Судебный (юридический) прецедент – правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел (например, в Великобритании, Англии играет главную роль); применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения дела он не может, поэтому он должен либо, исходя из общих принципов той или иной правой системы,  установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются другие нормы, применяемые в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом.
  • Судебная практика – деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснений высших судов.
  • Священные книги – сакральные тексты, излагающие религиозные нормы, которым придан общеобязательный статус государством (например, Библия, Коран);
  • Нормативно-правовой акт (НПА) – изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно – властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства (например, Конституция государства, постановления правительства).

  В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты. Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно – правовой акт, выражающий государственную волю по важным вопросам общественной жизни. Подзаконный акт – это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы.

  Действия НПА во времени определяется моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА. Пределы действия  нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяется его предписания. Действия НПА распространяются чаще всего, на всех лиц, проживающих на соответствующей территории.

  • Нормативный правовой договор – юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридической обязанности (например, договоры между органами государственной власти субъектов РФ);
  • Международно-правовые акты – официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права (например, Международные договоры, международно-правовые обычаи);
  • Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение (например, различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка).

  Таким образом, источниками права, в юридическом смысле, являются признанные государством и установленные им способы документального закрепления и выражения правовых норм.

№3. Какой формулой можно выразить структуру следующих правовых норм и какие элементы нормы права не нашли полного словесного выражения в ее тексте:

а) Часть 5 статьи 105 Конституции РФ:

« В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы».

В данной правовой норме отсутствует санкция, также правовую норму можно выразить формулой: «Если…- То...»

б) часть 1 статьи 163 УК РФ. Вымогательство:

«Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права  на имущество или совершения других действий имущественного характера  под угрозой применения насилия  либо уничтожения или повреждения  чужого имущества, а равно под  угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его  близких, либо иных сведений, которые  могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет,  либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч или в размере заработной платы или иного дохода».

В данной правовой норме отсутствует словесное  выражение гипотезы, структуру нормы права можно выразить формулой: «То …- Иначе…».

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Аверьянов Ю. И., Афанасьев А. П.  Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  2. Алексеев С. С., Марченко М. Н., Кожевников С. Н. Теория государства и права. М., 2002.
  3. Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание. Право. Экспресс – репетитор к ЕГЭ – 2011. М., 2010.
  4. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание. М., 2009.
  5. Лазарев В. В.  Теория государства и права. М., 1997.
  6. Тихомиров М. Ю., Тихомирова Л. В. Юридическая энциклопедия. М., 1997.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"