Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Понятие и признаки нормы права.
Способы изложения нормы права в статьях нормативных актов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная ТГП.docx

— 42.09 Кб (Скачать)
  1. Прямой способ изложения.

   При прямом способе изложения статья нормативного акта содержит все три элемента нормы  права. В этом случае структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно- правового акта. Но иногда встречаются статьи, в которых отсутствует подобное совпадение. В таких случаях органу, применяющему норму права, главное найти в других статьях данного нормативного акта или в других нормативных актах все структурные элементы, т.к. только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.

  1. Отсылочный способ изложения.

      При таком способе изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. 

  1. Бланкетный  способ изложения.

      При таком способе в статье нормативно-правового  акта устанавливается лишь ответственность  за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается.

Отличие бланкетного  способа изложения элементов  правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем:  при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы.  Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка  к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно- правовых актах. 

  1. Абстрактный способ изложения.

   Нормы права по степени обобщения конкретных показателей могут быть изложены абстрактным способом, то есть таким  способом формулирования, при котором  фактические данные охватываются родовыми признаками. Например: абз.1 п.1 ст.49 ГК РФ `'Юридическое лицо может иметь  гражданские права, соответствующие  целям деятельности, предусмотренным  в его учредительных документах, и нести связанные с этой целью  обязанности...''. Абстрактный способ изложения соответствует более  высокому уровню культуры и развития юридической техники. Он позволяет  в кратких формулировках охватить все факты данного рода. 

  1. Казуистический  способ изложения.

   Казуистический  или казуальный способ - это такой  способ формулирования норм в статьях  нормативно правового акта, когда  фактические данные указываются  при помощи индивидуальных признаков. Казуальный способ еще называют описательным, так как при помощи этого способа  в статьях подробно описываются  права и обязанности, или меры наказания, или правила поведения, по которым должны следовать участники правоотношений. 

  1. Ссылочный способ изложения.

      Также нормы права могут быть изложены ссылочным способом, при котором  отдельные элементы нормы не формулируются  в данной статье нормативно правового  акта; в ней делается ссылка к  другим нормам, где содержаться нужные предписания. Этот прием применяется  для установления связи между  частями норм и для избегания повторений. 

 

Задание 2. Виды монархий и их признаки 

Вопросы для сравнения Виды  монархий
Абсолютная Дуалистическая Парламентарная
Принадлежность  законодательной власти Законодательная власть находится в руках монарха. Осуществление ее происходит при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых). Законосовещательные органы рассматривают законопроекты, но не имеют права принимать их Разделена между монархом и парламентом Законодательную власть осуществляет парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх  осуществляет исполнительную власть совместно  с правительством Монарх номинально выполняет свои функции, поэтому  фактически исполнительную власть осуществляет правительство
Назначение  главы правительства Назначение  главы правительства осуществляется монархом Правительство формирует партия, завоевавшая большинство  мест в парламенте. Парламент избирается народом
Ответственность правительства Правительство несет ответственность лично  перед монархом Правительство несет ответственность перед парламентом
Право роспуска парламента При абсолютной монархии парламента нет (либо он носит совещательный характер) Монарх имеет  неограниченное право на роспуск  парламента Правительство обладает правом предложить монарху  распустить парламент и назначить  новые выборы. Монарх может распустить парламент, но в конституциях обычно определяются узкие рамки возможных  вариантов, при которых это может  иметь место
Право вето монарха на решения парламента При абсолютной монархии парламента нет (либо он носит совещательный характер) Абсолютное veto, которое не может быть отклонено парламентом Монарх обычно не имеет права отлагательного вето, а если и обладает, то практически не использует его, либо использует, но на основании решения правительства
Чрезвычайно- указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Монарх имеет  право издания указов, имеющих  силу закона, в перерывах между  сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях Данное право  предусмотрено, но не используется монархом
Современные страны Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия Марокко, Иордания, Таиланд, Непал, Кувейт, Малайзия Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия
 

 

Задание 3. Решите задачу с  учетом действия закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

      Ковалев 25 декабря 1996 года из ревности выстрелом  из ружья ранил  в грудь Бармина. Доставленный в больницу Бармин 3 января 1997 года от полученного ранения скончался.

      Приговором  суда от 20 марта 1997 года Ковалев был осужден  по статье 103 УК РСФСР 1960 года к максимальному  наказанию – 10 лет  лишения свободы. Прокурор в протесте просил об отмене приговора  по тем основаниям, что в момент наступления  последствий действовал УК РФ 1996 года, и действия Ковалева следует  квалифицировать  по части 1 статьи 105 УК РФ 1996 года.

      В данном случае необходимо рассматривать  действие закона во времени.

      Вступление  в силу нормативного акта происходит несколькими способами:

А) с момента  его опубликования;

Б) по истечении  определенного срока после его  опубликования;

В) с того момента, когда это прямо указано в  них самих;

Г) срок введения в действие указывается в специальном  законе, утверждающем этот нормативный  акт. 

      В нашем случае УК РФ 1996 г. введен в  действие специальным законом от 13 июня 1996 года «О введение в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». В соответствии с его статьями Уголовный кодекс Российской Федерации  вступает в силу с 1-го января 1997 года и признается утратившим силу Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 27 октября 1960 года "Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР".

      Временем  совершения преступления считается  временем совершения общественно опасного действия (или бездействия), независимо от времени наступления последствий. Таким образом, мы устанавливаем, что  преступление, совершенное Ковалевым  произошло во время действия УК РСФСР 1960г. Однако, существует такое понятие  как «ретроактивность закона», когда  закон приобретает обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные  до его издания. В соответствии со статьей Уголовного кодекса: «Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет». Для определения возможности использования обратной силы закона необходимо определить смягчает ли каким-нибудь образом ст. 105 УК РФ 1996 г. наказание определенное ст. 103 УК РСФСР 1960г.  

«Статья 103 УК РСФСР 1960г. Умышленное убийство

Умышленное  убийство, совершенное  без отягчающих обстоятельств, указанных в статье 102 настоящего Кодекса, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

(в  ред. Закона РСФСР  от 25.07.62 - Ведомости  ВС РСФСР, 1962, N 29, ст. 449)» 

   «Статья 105 УК РФ 1996 г. 
1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».
 

      Исходя  из приведенных выше статей видно, что  верхний предел санкции УК РФ 1996 г. строже санкции УК РСФСР 1960 г. В  связи с эти обратной силы закон  не имеет, т.е. протест прокурора  необходимо отклонить.

 

Задание 4. Государство VS Анархия

     Сначала рассмотрим, что же скрывается под  понятиями «Государство» и «Анархия»:

Государство - особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа. Главным приоритетом для государства является общество;

Анархия - (от др.-греч. αναρχω — от ἀν, ан, «без» + ἄρχή, архэ, «власть» + -изм) — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Целью анархии является замена принуждения людей на деятельность, исходя из личной заинтересованности, ответственности, добровольном согласии и взаимопомощи. Главным приоритетом для анархии является личность.

      Для того чтобы определиться в предпочтениях  выбора той или иной организации  общественных взаимоотношений стоит  рассмотреть, что может дать каждая из этих систем обществу. Целью любой системы регулирования общественных отношений является создание таких условий, при которых возможна реализация всех человеческих потребностей. В связи с этим я хочу рассмотреть возможности достижения этих потребностей при государственном устройстве и при взаимоотношениях, основанных на политико-философских взглядах анархии.

      За  основу классификации видов потребностей возьмем «Пирамиду Маслоу», в которой выделяется 5 уровней потребностей:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

   Рассмотрим  данные виды потребностей с точки  зрения возможности и легкости реализации при государственном устройстве и при анархии.

  1. Физические потребности.

   Государство. Именно физические потребности привели к образованию первоначального государства. Нехватка подножного корма способствовала переходу от собирательного вида хозяйства к производительному, что, как следствие, привело к делению людей на классы (кто-то выращивал продукты, а кто-то охранял общину от внешних угроз). Наличие различных классов требовало установление правил их взаимоотношения и, соответственно, установления «контрольного органа», который будет следить за соблюдением данных правил. Все эти нововведения стали необходимы для удовлетворения основных (первичных) потребностей людей.

   Анархия. Сторонники анархических взглядов выступают за ликвидацию любого управления и власти человека над человеком. В связи с этим возникновение «контролирующего органа» было бы немыслимым, что вызвало бы систематическое нарушение установленных правил. [Данное заключение я делаю потому, что считаю идеи анархизма утопичными: невозможно реализовать тотальное взаимопонимание, заинтересованность и согласие между людьми (в силу личной индивидуальности каждого человека).] Нарушение правил делало бы невыгодным занятие выращивания и производства, и, как следствие, снова переход к собирательному виду хозяйства. При сокращении подножного корма при каких-нибудь природных катаклизмах привело бы к вымиранию или к значительному сокращению численности общины.

  1. Экзистенциальные потребности.

   Проблемы  регуляции внутренних взаимоотношений  мы коснулись выше. Сейчас рассмотрим защиту общества от внешних угроз.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"