Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:23, контрольная работа
1. Определение правовой карты мира
2. Критерии классификации правовых систем
3. Понятие, типология и классификация правовой
4. Учение о правовых семьях
В классификации правовых систем современности
есть еще ряд интересных и спорных
вопросов. Это и критерии классификации,
и перечень основных правовых семей,
и определение смешанных
Классификация, предложенная в данной
работе, указывает на основные исторические
и юридические особенности
Понятие, типология и классификация правовой
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
Понятием «правовая система» отечественное правоведение оперирует примерно с середины 80-х годов, но к настоящему времени эта категория, наряду с категориями экономической, политической, социальной систем, прочно вошла в научный и повседневный обиход. Она объединяет все элементы правовой материи, позволяет увидеть связи между ними, степень их разработки, нацеливает правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы на решение практических задач.
Правовая система — это
Правовая система образуется в
связи с правом и базируется на
нем, отсюда ее название. Однако она
не сводится только к праву, а значительно
шире его. Правовая система — комплексное
образование. Она включает все, что
имеет правовую (юридическую) окраску.
По верному замечанию
К ее основным элементам относятся:
1) явления духовного,
2) право и выражающее его
3) правовые отношения;
4) юридическая практика;
5) юридическая техника.
Правовая система является важнейшим инструментом общественно-экономического развития и преобразования многих сторон социальной жизни.
В этой связи правовая система современной России в соответствии с потребностями развития общества требует существенной переработки и обновления.
Это и происходит в настоящее
время по следующим направлениям:
осмысление юридической наукой происходящих
процессов и их прогнозирование;
существенное обновление и переработка
действующего законодательства, создание
нормативно-правовой базы рынка; развитие
и углубление демократических, гуманистических
и нравственных начал в жизни
общества; защита личности и собственности;
максимальная увязка правовой системы
с экономической, политической, социальной
и другими системами, что позволит
эффективнее использовать потенциальные
возможности юридических
Правовую систему не следует
смешивать с юридической
Юридическая надстройка — составная
часть правовой системы, включающая
в себя правовые взгляды, правовые нормы,
правовые отношения и правовые учреждения.
Юридическая надстройка призвана показать
место правовых явлений по отношению
к экономике, производственным отношениям,
подчеркнуть вторичность
Виды правовых семей: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, семья обычного права.
Основные черты романо-
1) единая, иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимает НПА;
2) главная роль в формировании права отводится законодателю;
3) имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
4) высокий уровень нормативных
обобщений достигается при
5) весомое положение занимают подзаконные НА;
6) деление системы права на
публичное и частное, на
7) на первом месте находятся
не обязанности, а права
8) особое место занимает
Основные черты
1) основной источник права - судебный прецедент;
2) юридические прецеденты носят индивидуальный характер;
3) ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который занимает особое положение в системе госорганов;
4) на первом месте находятся
не обязанности, а права
5) главенствующее место занимает
процессуальное право, которое
определяет материальное право;
6) отсутствуют кодификационные отрасли права;
7) отсутствует деление права на публичное и частное;
8) статутное право и юридические обычаи выступают в качестве дополнительных источников;
9) юридическая доктрина носит прикладной характер.
Основные черты религиозной правовой семьи:
1) главный творец права –
Бог, а не общество и
2) источники права – религиозно-
3) тесное переплетение
4) особое место в системе
5) отсутствует деление права на публичное и частное;
6) НПА имеет вторичное значение;
7) судебная практика не является источником права.
Основные черты правовой семьи традиционного права:
1) главное место в системе
источников права занимают
2) обычай и традиция
3) обычаи и традиции регулируют
отношения в первую очередь
групп и сообществ, а не
4) НПА имеют вторичное значение;
5) судебная практика не
6) судебная власть
7) юридическая доктрина не
8) многие обычаи и традиции архаичны.
Учение о правовых семьях
В настоящее время вопрос о классификации правовых систем современности приобретает большее, чем когда бы то ни было ранее, значение. Об этом говорят даже чисто количественные показатели. В XX в. число национальных правовых систем увеличилось почти втрое и ныне приближается к двумстам.
Но дело, разумеется, не сводится лишь к количественным изменениям. Сложность правовой классификации не только в бесконеч-
ном многообразии национальных правовых систем, но и в том, что неравномерность социального и исторического развития обусловливает возможность существования на одном синхронном срезе разных стадий правового развития.
В юридической компаративистике различают два разных понятия правовой системы – узкое и широкое: под узким понимают национальное право, а под правовой системой в широком смысле – более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность происхождения источников права, основных правовых понятий, методов и способов развития. В связи с этим компаративисты мира проводят сравнение с мировыми религиями, каждая из которых, например христианство, ислам, буддизм, основана на фундаментальном единстве, что, однако, не исключает наличия в ее рамках сект, культов, толков. Как уже говорилось, терминология во втором случае разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К. Цвайгерт, К.-Х. Эберт, М. Рейнстайн – «правовые круги». Термин «правовая семья» наиболее распространен в компаративистской литературе.
Работ, посвященных собственно учению
о правовых семьях, очень мало. При
всем многообразии и многочисленности
имеющихся позиций и точек
зрения можно (разумеется, весьма условно)
выделить в послевоенной юридической
компаративистике два основных направления
классификации правовых систем современности,
каждое из которых в свою очередь
имеет несколько
Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех правовых семей (романо-германская, англосаксонская, социалистическая), к которым примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты под названием «религиозные и традиционные системы». В основе его классификации лежат два критерия: идеологический (сюда Давид относит фактор религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники, причем оба они должны быть использованы не изолированно, а в совокупности. Классификация Р. Давида пользовалась значительной популярностью в юридической науке. Преподавание учебного курса «Основные правовые системы со-временности» во французских университетах ведется в соответствии с этой классификацией. В 1950 г. в книге «Элементарный курс сравнительного гражданского права» Р. Давид различал: западные правовые системы (т.е. англосаксонские
и романо-германские), в основе которых
лежат принципы христианской морали,
либеральной демократии и капиталистической
экономики; социалистические правовые
системы, основанные на социалистической
экономике и соответствующих
ей политических, социальных и моральных
принципах; правовую систему ислама,
которая покоится на религиозной
основе; индусскую правовую систему,
имеющую специфическую
Наиболее известным
К.-Х. Эберт обращается к теории этноисторического формирования правовых систем как к одной из возможных «рабочих схем разграничения и упорядочения правовых систем». На основе этой теории он, как и К. Цвайгерт, выделяет пять основных группирующих факторов, определяющих «общий правовой стиль» той или иной правовой системы. Он подчеркивает, что, согласно этноисторической теории, для каждой правовой семьи (правового круга) характерно господство той или иной правовой идеи, или правопорядка. Так, в романской системе им является французский Code Civil, в германской – ГГУ 1897 г., в англо-американской – английское Common Law, в дальне-
восточной – конфуцианская теория права и т.д. Далее, при рассмотрении отдельных правовых семей, он придерживается классификации Цвайгерта.