Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:42, контрольная работа
Форма государственного устройства это административно - территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
1.Схема классификации форм государственного устройства 3
2.Факторы, определяющие существование конкретной формы государственного устройства в том или ином государстве 4
2.1Унитарная форма государственного устройства 4
2.2Федерация…………………………………………………………………………………………………………………………………..5
2.3Конфедерация…………………………………………………………………………………………………………………………….8
2.4Империя………………………………………………………………………………………………………………………………………9
2.5Вывод………………………………………………………………………………………………………………………………………….11
3.Конституционные обязанности граждан РФ 12
4. Практическое задание 14
Список использованной литературы 15
1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
2. Свобода выхода из конфедерации(сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это- вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенные по договорным актам.
6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения
12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации, и ее субъектам.
В конфедерации нет союзного гражданства.
В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.
Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
2.4Империя форма организации крупнейшего государства. Принципиальное отличие империи от национального государства заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.
С установлением власти правящих элит и появлением государства наиболее типичным явлением стало возникновение империй. Подобного типа территориально-государственное устройство было присуще многим цивилизациям на разных континентах и в разные эпохи, вплоть до XX века включительно. Естественно, ранние империи (Ханьская, Римская, империя Карла Великого, Османская) имели отличия от более поздних империй (Наполеоновская, Британская, Российская), поскольку создавались благодаря иным социально-экономическим и политическим предпосылкам. Однако для всех империй характерны некоторые общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации. В качестве таковых выделяются:
обширная территория
сильная централизованная власть
экспансионистская правящая элита
полное господство центра и подчинение периферии
наличие общего политического замысла без учета интересов конкретных групп
неоднородный этнический, национальный и культурный состав населения
Для любой империи характерно распространение единой политико-административной системы, утвердившейся в свое время в метрополии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, этническом, религиозном и экономическом отношениях. Выделяются два типа империй:
1. Империи с заморскими территориями - колониями (Британская, Испанская, Португальская, Французская, Голландская), распад которых происходил в ХХ веке.
2. Империи с контактными колониями (Александра Македонского, Римская, Византийская, Российская и др.)
Империя как способ организации государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи, которые было бы невозможно решить иначе.
Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли.
Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.
Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность для исполнения своих властных полномочий.
Сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и военной бюрократической машины, как в центре империи, так и на ее периферии.
При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.
Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно преподносилось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны.
Все это проявляется, с одной стороны, в деспотических, авторитарных методах правления в империи, с другой - в иллюзиях и попытках установить господство над большей частью мира, что ведет в таком случае к неимоверным страданиям, бедствиям и неисчислимым жертвам среди населения.
Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.
Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя затем достигает своего максимального размера и на какой-то период времени стабилизируется. После этого неизбежно начинается процесс ее распада, который практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями при распаде сохраняют целостность метрополии. "Развод" с колониями может происходить как в цивилизованной форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободительных войн.
Для империи с контактными колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию метрополии, в результате чего на прежней территории происходит формирование новых государств (Италия как остаток Римской империи, Турция как остаток Османской империи и т.п.).
В 1991 году происходит распад СССР (советской империи, как ее называют), ставшего наследником Российской империи.
2.5.Вывод
История знает самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного единения и союзов публичного права: личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношений доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т. п.
Форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства – это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые бы закрепили их в составе государства и тем самым сохранили стабильность и целостность последнего.
3.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ.
Обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации для всех едины, как, собственно говоря, права и обязанности.
Конституция РФ устанавливает несколько основных обязанностей. Так, например, важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого, иною лица, проживающего в Российской Федерации:
1.Является соблюдение Конституции и законов РФ. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Эта обязанность распространяется и на не граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, без исключений.
2.Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
3. Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина – эта еще одна важная обязанность граждан. Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими. Идея правового государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.
4. Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Эту обязанность охраняют множество законов и нормативных актов. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Именно по этой причине вышеназванную обязанность, закрепленную в Конституции РФ можно считать элементарной. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
5.Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Ведь от того, насколько добросовестно мы будем сохранять природу, зависит вся наша жизнь. Уничтожение природных богатств ведет к уничтожению жизни вообще.
Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.
6.В Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом). Понятие "отечество" относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но зашита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.
7.Так же среди обязанностей установленных Конституцией Российской Федерации можно увидеть и обязанность заботиться о памятниках истории и культуры. Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.
8.Так же Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность детей достигших совершеннолетия заботы о родителях, в случае их нетрудоспособности, а так же обязанности родителей заботиться о своих детях и их воспитании. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.
9.Так же хотелось бы сказать и о такой обязанности как получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Обязанности – это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
4.Практическое задание.