Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Конституционное закрепление суверенитета: понятие, народа, нации, государства.
Вопрос 2. Конституция Беларуси 1919 года.
Вопрос 3. В каких случаях Правительство обязано уйти в отставку? В каких случаях может быть отправлено в отставку?
Вопрос 4. Иногда предлагается, чтобы Республика Беларусь вошла в состав какой-либо федерации (конфедерации). Может ли вопрос вхождения в федерацию (конфедерацию) выноситься на республиканский референдум?

Работа содержит 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ

 

 

 

 

Кафедра правовых дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                               по дисциплине: конституционное право

студента  2 курса

группы 121-з, заочная форма обучения

Специальность «Правоведение»

Бабука Евгения Геннадьевича

Вариант 8

 

№ зачетной книжки №. 1138198

Домашний  адрес: г. Минск, пр.     Любимова д.41 кв. 55

Тел.:8(033)601-64-13

 

Проверил

преподаватель профессор,

доктор юридических наук

Шабайлов Виктор Иванович

 

 

МИНСК

2012

Вариант 8

Вопрос 1

  Конституционное закрепление суверенитета: понятие, народа, нации, государства.

 

Ответ:

Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.

Суверенитет — (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность». В государстве не может быть несколько суверенитетов, он один и неделим, а выделение видов лишь условно.

Первичен суверенитет  народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может. Это возможно только в условиях наличия государства, государственных органов, законодательства.

Нация — часть  народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации вплоть до определения и образования самостоятельности государства. Суверенитет РБ впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990г. 25 августа 1991г. был выдан закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете», который просуществовал до 15 марта 1994г. (принятие Конституции). Эта Декларация не отменена, но ее положения практически полностью перекочевали в Конституцию.

Признаки суверенитета РБ проявляются в: Верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу (ст.3 Конституции). Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть. Независимость проявляется в том, государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику.

 Наличии  своей территории (ст.9 Конституции). Наличии собственных вооруженных  сил. Наличие своего гражданства  (ст.10 Конституции).

 Наличии  собственной денежной и финансово-кредитной  системы. 

 Самостоятельности  в вопросах науки, культуры и других сфер.

 Наличии  государственной символики (гимн, герб, флаг).

Вопрос 2

Конституция Беларуси 1919 года.

Ответ:

Первая Конституция  Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция юридически закрепила образование БССР. Она была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и трех разделов. В ней провозглашено полновластие Советов, создана новая система государственных органов. Высшим органом власти в БССР объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – избираемый съездом ЦИК, который являлся одновременно высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Функции правительства возлагались на Великий президиум, который формировался ЦИКом. Была отменена частная собственность на землю, вводилась всеобщая трудовая повинность.

Белорусская Конституция  восприняла основные идеи и принципы Конституции БССР 1919 г. Из всех Конституций  БССР она была в наибольшей степени  идеологизированной, напрямую утверждала диктатуру пролетариата, открыто признавала применение насилия в целях утверждения нового социалистического строя.

Некоторые Положения  Конституции содержали и позитивные моменты. Так, провозглашалась свобода  религиозной и антирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. В качестве государственных объявлялись четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.

Однако в целом Конституция  БССР 1919 года характеризуется как  Конституция революционного типа, принимаемая  в результате насильственного изменения  общественного и государственного строя и отвергающая все прежние правовые установления, существовавшие до революции.

Вопрос 3

В каких случаях Правительство  обязано уйти в отставку? В каких  случаях может быть отправлено в отставку?

Ответ:

Исходя из норм ст. 106 Конституции правительство  или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.

Премьер-министр  может поставить перед Палатой  представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Правительство заявляет Президенту об отставке в  случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Президент вправе по собственной инициативе принять  решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

     Вопрос 4

Иногда предлагается, чтобы Республика Беларусь вошла  в состав какой-либо федерации (конфедерации). Может ли вопрос вхождения в федерацию (конфедерацию) выноситься на республиканский референдум?

Ответ:

В соответствии со ст. 73 Конституции  и ст. 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.

При этом на республиканский  референдум не могут выноситься вопросы:

- которые могут вызвать  нарушение территориальной целостности  Республики Беларусь;

- связанные с избранием  и освобождением Президента Республики  Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

- о принятии и изменении  бюджета, установлении, изменении  и отмене налогов;

- об амнистии, о помиловании.

Соответственно, вопрос о вхождении в федерацию (конфедерацию) должен быть вынесен на республиканский референдум.

Вопрос 5

В чем сущность законодательной инициативы, отличия от законодательного предложения.

Ответ:

Законодательная инициатива - официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган.

Статья 45. Субъекты права законодательной инициативы

Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Статья 46. Порядок осуществления законодательной инициативы субъектами права законодательной инициативы

Право законодательной  инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов.

Президент Республики Беларусь осуществляет право законодательной  инициативы лично или через уполномоченные им органы. Президент Республики Беларусь при осуществлении права законодательной инициативы принимает решение о назначении докладчика по законопроекту в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляют право законодательной инициативы лично.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Палату представителей законопроекта, а также о назначении докладчика (уполномоченного представителя) по законопроекту в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Решение Совета Республики оформляется постановлением, принимаемым большинством голосов от полного состава Совета Республики.

Совет Министров Республики Беларусь при осуществлении права законодательной инициативы в порядке, предусмотренном Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, принимает решение о внесении в Палату представителей законопроекта, а также о назначении докладчика по законопроекту в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь осуществляют право законодательной  инициативы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 133, 2/997).

Разница между законодательной  инициативой и законодательным  предложением следует из буквального смысла терминов: первое имеет в виду идею, концепцию будущего закона ,второе – предполагает наличие текста со всеми атрибутами закона (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками и т.д.), т.е. законодательное предложение отличается более облегчённой формой реализации (например, может быть сделано в устной форме).

Вопрос 6

Гражданин Афганистана  Садри и гражданин Республики Беларусь Иванов, проживавший в Кыргизстане, вместе явились на пост иммиграционного  контроля Республики Беларусь и обратились с просьбой до рассмотрения дела по существу выдать им хотя бы свидетельство о регистрации их ходатайств: первому – в качестве беженца, второму – вынужденного переселенца. Они объяснили, что в странах их проживания почти постоянно существует чрезвычайное положение, война, голод, что и является причиной их обращений. Есть ли основания удовлетворить их просьбу? Ответ аргументируйте.

 

Ответ:

Нет, т.к. настоящий Закон не распространяется на иностранцев, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

а) нормативная:

1. Конституция  Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004, № 1 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032).

2. Избирательный  кодекс Республики Беларусь, 11 фев. 2000 г., № 370-З: в редакции Закона Республики Беларусь 06.10.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 166. – 2/1263

3. О БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ: ЗАКОН Республики Беларусь от 04.06.1993 N 2347-XII (ред. от 29.12.2006, с изм. от 26.12.2007) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь", 1998, N 34, ст. 476; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007, N 4, 2/1286.

4. О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЗАКОН Республики Беларусь от 03.06.1993 N 2339-XII (ред. от 26.12.2007) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 04.08.2005, N 121, 2/1138; 2007, N 305, 2/1397.

5. О СТАТУСЕ  ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО  СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАКОН  Республики Беларусь от 04.11.1998 N 196-З  (ред. от 14.06.2007) // Ведомости Национального  собрания Республики Беларусь", 1998, N 35, ст. 516; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007, N 147, 2/1336.

6. О НОРМАТИВНЫХ  ПРАВОВЫХ АКТАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАКОН Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З (ред. от 07.05.2007) // . Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, N 7, 2/136, 2007, N 118, 2/1309.

7. О ПРЕЗИДЕНТЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАКОН Республики  Беларусь от 21.02.1995 N 3602-XII (ред. от 06.10.2006) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997, N 24, ст. 463; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006, N 166, 2/1263.

8. О ГРАЖДАНСТВЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАКОН Республики  Беларусь от 01.08.2002 N 136-З (ред. от 22.06.2006) // Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь, 2002, N 88, 2/885; 2006, N 106, 2/1231.

9. О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ДЕКРЕТ Президента Республики Беларусь от 26.06.2008 N 14 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008, N 158, 1/9829.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"