Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм надо, прежде всего, отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли права.

Содержание

Вопрос 1
Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм…………………………….……………
3

Вопрос 2
Раскройте правовую основу проведения референдумов…………………………………………..
9

Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Pravookhranitelnye_organy-1.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Конституционное право

Дата  добавления: 20 Января 2012 в 10:05 
Автор: Пользователь скрыл имя 
Тип работы: контрольная работа

Скачать полностью (22.53 Кб)

Работа  содержит 1 файл

Скачать  Открыть  

конст. право РФ.doc

 

  —  84.00 Кб

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Специальность «юриспруденция» (СОП)  
  
  
  
  
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  
 

По дисциплине:

Конституционное право Российской Федерации 

Вариант № 2.  
  
  
 

Выполнил:

Студентка 1 курса  
  
  
 

Тюмень, 2011  
 

СОДЕРЖАНИЕ  
 

Вопрос 1

Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм…………………………….……………

3

 
Вопрос 2

Раскройте правовую основу проведения референдумов…………………………………………..

9

 
Список  использованной литературы………………...

16


 

 

ВОПРОС  1.

Раскройте особенности и  виды конституционно-правовых норм       

Рассматривая  понятие конституционно-правовых норм надо, прежде всего, отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.       

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли права.       

От  норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:       

1) своим, содержанием, зависящим  от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;        

2) источниками, в которых они  выражены. Основополагающие, наиболее  значимые нормы содержатся в  особом акте, обладающем высшей  юридической силой во всей  системе права, – в Конституции  Российской Федерации;       

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых  норм значительно больше, чем  в других отраслях, общерегулятивных  норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции,  нормы-задачи. Они рассчитаны на  всех правоприменяющих субъектов,  независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);       

4) учредительным характером содержащихся  в них предписаний. Именно конституционно-правовые  нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;        

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых  норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);       

6) специфическим характером субъектов,  на регулирование отношений между  которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно  назвать народ, государство, нации и народности, представительные (законодательные) органы государственной власти;       

7) особенностями структуры: для  конституционно-правовых норм не  характерна традиционная трехчленная  структура, выделяемая в составе  правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.        

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:       

1) по содержанию. То есть по кругу  регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы;       

2) по юридической силе. Это основание находится в  прямой зависимости от того, в  каком нормативном правовом акте  выражена та или иная норма,  от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции Российской Федерации, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, .исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение;       

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление;       

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.       

Управомочивающие  нормы закрепляют право субъектов  осуществлять предусмотренные в  этих нормах действия, определяют рамки  правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73,83–90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.       

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме  обязанности субъектов совершать  определенные действия, предусмотренные  данными нормами, избирать тот вариант  поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.       

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;       

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. 6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.       

Если  материальная норма предусматривают  содержание действий по правовому регулированию  общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

ВОПРОС  2.

Раскройте правовую основу проведения референдумов         

Российская  Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.        

Политические  права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума  в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.       

Референдум  наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.       

Референдум  и выборы объявлены Конституцией Российской Федерации 1993 г. высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.        

Референдум  — это всенародное голосование  граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.        

Референдум  проводится на основе всеобщего равного  прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при  тайном голосовании.       

По  своему назначению референдум может  быть всероссийским, субъекта федерации, муниципальным.        

В зависимости  от вопроса, вынесенного на референдум, он может быть законодательным, консультативным, опросным.       

Правовую  основу Российской Федерации о референдуме  составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы.

Страницы:12следующая →

Информация о работе Конституционное право

Описание  работы

Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

Содержание

Вопрос 1 
Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм…………………………….…………… 3 
Вопрос 2 
Раскройте правовую основу проведения референдумов………………………………………….. 9 
Список использованной литературы………………... 16




Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"