Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:57, контрольная работа
Рассматривая понятие конституционно-правовых норм надо, прежде всего, отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли права.
Вопрос 1
Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм…………………………….……………
3
Вопрос 2
Раскройте правовую основу проведения референдумов…………………………………………..
9
Список использованной литературы……………
Дата
добавления: 20 Января 2012 в 10:05
Автор: Пользователь скрыл
имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (22.53 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать Открыть
— 84.00 Кб
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность
«юриспруденция» (СОП)
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
Конституционное право Российской Федерации
Вариант № 2.
Выполнил:
Студентка 1 курса
Тюмень, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1 Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм…………………………….…………… |
3 |
Раскройте правовую основу проведения референдумов………………………………………….. |
9 |
|
16 |
ВОПРОС 1.
Раскройте особенности и виды конституционно-правовых норм
Рассматривая понятие конституционно-правовых норм надо, прежде всего, отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли права.
От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) своим, содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены.
Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в
особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей
системе права, – в
3) своеобразием видов: среди
4) учредительным характером
5) особым механизмом реализации,
которая для многих
6) специфическим характером
7) особенностями структуры: для
конституционно-правовых норм
Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:
1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы;
2) по юридической силе.
Это основание находится в
прямой зависимости от того, в
каком нормативном правовом
3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление;
4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73,83–90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Обязывающие нормы закрепляют
в конкретной форме обязанности субъектов
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;
5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. 6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.
Если материальная
норма предусматривают содержание действий
по правовому регулированию общественных
отношений, то процедурная норма
определяет формы, в которых материальная
норма должна быть реализована. Процедурными
являются нормы, устанавливающие порядок
работы представительных органов, принятия
законов и иных актов и т.д. В качестве
специального свода процедурных норм
могут рассматриваться Регламенты Совета
Федерации и Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации. Много
процедурных норм содержится в законодательных
актах о выборах депутатов законодательных
(представительных) органов государственной
власти, о проведении референдумов.
ВОПРОС 2.
Раскройте правовую основу проведения референдумов
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.
Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.
Референдум и выборы объявлены Конституцией Российской Федерации 1993 г. высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Референдум — это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
По своему назначению референдум может быть всероссийским, субъекта федерации, муниципальным.
В зависимости от вопроса, вынесенного на референдум, он может быть законодательным, консультативным, опросным.
Правовую основу Российской Федерации о референдуме составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другие федеральные законы.
Страницы:12следующая →
Информация о работе Конституционное право
Описание работы
Право
принимать участие в референдум
Содержание
Вопрос
1
Раскройте особенности
и виды конституционно-правовых норм…………………………….……………
3
Вопрос 2
Раскройте правовую
основу проведения референдумов…………………………………………..
9
Список использованной
литературы………………... 16
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"