Конституция прав: понятия и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., знаменует коренной поворот в развитии российской государственности. Действовавшая до этого Конституция РСФСР 1978 г. соответствовала концепции тоталитарного государства. Права и свободы граждан в ней закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись идеологическим целям социалистического строительства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3


Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………………………..4


Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………………….10


Заключение……………………………………………………………………13


Список использованной литературы………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

- право  свободно распоряжаться своими  способностями к труду, выбирать  род деятельности и профессию  (ст. 37); 

Здесь стоит выделить права, связанные  с разрешением индивидуальных и  коллективных трудовых споров: 

- право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37); 

- право  на отдых (ст. 37); 

- право  создавать профессиональные союзы,  иные общественные объединения  для защиты социальных и экономических  интересов (ст. 30). 

К социальным правам относятся следующие: 

- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38); 

- право  на государственную поддержку  отцовства, инвалидов и пожилых  граждан (ст. 7); 

- право  на социальное обеспечение по  возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); 

- право  на жилищес, на получение жилища  малоимущими гражданами бесплатно  или за доступную плату (ст. 40); 

- право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41), включая бесплатную  медицинскую помощь в государственных  учреждениях здравоохранения; 

- право  на благоприятную окружающую  среду, достоверную информацию  о ее состоянии (ст. 42). 

Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие: 

- право  на образование, на общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43); 

- право  на бесплатное получение на  конкурсной основе высшего образования  (ст. 43); 

- свобода  литературного, художественного,  научного, технического и других  видов творчества, преподавания (ст. 44); 

- право  на участие в культурной жизни  и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям  (ст. 44). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конституционные ограничения прав и свобод человека .

Проблема  установления конституционных ограничений – это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен счи­таться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого чело­века простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов. 

Конституционные ограничения – это установленные  в Конституции гра­ницы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. 

Подобные границы "возводятся" в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности. 

Цели  ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что "права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".1 

Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое ме­сто. Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближаются к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах. 

Конституционные ограничения (ограничения прав и  свобод зафиксиро­ваны в Конституции  РФ) выступают индикатором, позволяющим  определить степень свободы и  защищенности личности. 

Комплекс  конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой водораздел между законностью и произволом. 

Права и свободы человека и гражданина признаются в Конституции РФ наивысшей  ценностью (ст. 17. п. 2). Допуская возможность  их ограничения (ст. 55 п. 3), Основной закон страны в ст. 56 п. 3 четко фиксирует: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации». 

При конституционном определении возможных ограничений прав и свобод человека Российское государство руководствовалось положениями международных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ч. 2, ст. 29), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 4), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12, 18, 19)2 и др.

Классификация конституционных ограничений. 

Конституционные ограничения прав и свобод можно  классифицировать по следующим основаниям: 

1. В  зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю). 

2. В  зависимости от времени действия  – на постоянные, которые уста­новлены  в Конституции РФ и законах,  и временные, которые должны  быть прямо обозначены в акте  о чрезвычайном положении и  связаны, как правило, с запрещением  митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.); 

3. В  зависимости от сферы действия  – на общие (распространяются  на все права и свободы) и  индивидуальные (распространяются  только на отдельные права  и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища); 

4. С  учетом пределов использования  – на государственные (федеральные,  субъектов Федерации) и муниципальные; 

5. По  содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.); 

6. По  способам осуществления – запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др. 

Особая  роль в упорядочении ограничений  принадлежит конституционным гарантиям. 
 

 Гарантии нужны, прежде всего, для того, чтобы правовые ограничения (на уровне норм) не превратились в препятствия прав и свобод личности (на уровне их реализации), чтобы из необходимого и законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные. Поэтому проблема ограничений есть, по сути дела, проблема «лазеек» для государственной власти, через которые отдельные должностные лица могут влиять на правовой статус личности в выгодном им направлении. Гарантии же позволяют эти «приоткрытые двери» закрыть как можно плотнее, обеспечив то, что провозглашается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

В своей  работе я осветила ту часть Конституции  России, в которой говорится о правах и свободах человека и гражданина Российской Федерации: предоставила определения терминов и привела общепринятую классификацию относящихся к ним статей.

На одном  из форумов при обсуждении тем  прав человека А.Ю. Сунгуровым (с. 8-9) были сформулированы вопросы, ответы на которые не являются очевидными, но без понимания которых невозможно решение проблем прав человека в России. Вот некоторые из них: 

1. Можно  ли говорить о том, что «права  человека» едины для всех стран  и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания? 

2. Если  едины, то как это согласуется  с представлениями Ш. Монтескье  «О духе законов»? И не является  ли такой подход европоцентристским, подходом: «Мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья». Не является ли это трансформацией колонизаторского подхода, когда мы говорим о развивающихся странах? 

3. Если  едины эти понятия, то тогда  оправданы гуманитарные интервенции.  Но опыт Косово показывает сомнительную эффективность такого подхода. 

4. Если  все же существует национально-культурная  специфичность, то не будет  ли ее признание оправданием  авторитарно-тоталитарных режимов? 

С точки  зрения О.Ю. Малиновой (с. 58) существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем. Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Конституция  Российской Федерации 

2. Баглай  М.В. // Историко-правовой комментарий  члена-корреспондента РАН М.В.  Баглая/ М.: 2009 

3. Баглай  М.В. Конституционное право Российской  Федерации // Учебник для ВУЗов./ М.: 2001 

4. Малинова  О.Ю. Права человека как нормативный  идеал, сумевший развиться в  правовой институт // Права человека  как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под  ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2004. 

5. Сунгуров  А.Ю. «Вредные вопросы» о правах человека. Вместо введения // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2004. 

6. Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2. С. 46. 

Информация о работе Конституция прав: понятия и классификация