Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:43, контрольная работа
Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, – это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это требовало принятие новой Конституции.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общие положения Конституции РФ......…………………………………….4
2. Содержание Конституции РФ………………………………………………..6
3. Действие Конституции РФ……………………………………………….…10
4. Виды Конституции РФ…………………………………………………...…13
Заключение………………………………………………………………………….14
Библиографический список………………………………………………………..16
Прямое действие Конституции - большое завоевание демократической России, не менее важное, чем, например, частная собственность или свобода массовой информации. При этом, конечно, нужно понимать, что прямое действие Конституции - это не просто изменение принципа действия Основного Закона путем росчерка пера законодателя, а следствие глубоких социально-экономических преобразований, становления гражданского общества.
В ст. 18 Конституции сказано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В то же время прямодействие Конституции, обязывающее органы государства использовать ее нормы в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения, имеет отношение не только к правам граждан, но и означает, что государство получает возможность непосредственно на основе норм Конституции в рамках применения права предпринимать властно-принудительные действия в целях восстановления конституционного порядка, сохранения своей целостности, ликвидации незаконных вооруженных формирований и т.п. Проф. А.Б. Венгеров справедливо замечает, что государственный орган, используя свойство непосредственного действия конституционной нормы, может на ее основе запустить соответствующий принудительный механизм, в том числе и «силовой».
Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:
1. Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции. Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом».
2. Прямое действие Конституции не означает, что не должны приниматься конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации ее норм. Напротив, все это предполагает сама природа Основного Закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.
Обеспечение
прямого действия Конституции - одна
из главных задач органов правосудия.
Непосредственное применение конституционных
норм в области прав и свобод граждан начал
обеспечивать Конституционный Суд Российской
Федерации. Пленум Верховного Суда в ряде
постановлений дал разъяснения, основанные
на приоритете конституционных норм, и
ориентировал суды на применение Конституции
Российской Федерации как акта прямого
действия при рассмотрении гражданских
и уголовных дел. Так, 31 октября 1995 г. Пленум
Верховного Суда принял Постановление
«О некоторых вопросах применения судами
Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия», в котором
подчеркнул, что судам при рассмотрении
дел следует оценивать содержание закона
или иного нормативного правового акта,
регулирующего рассматриваемые судом
правоотношения, и во всех необходимых
случаях применять Конституцию Российской
Федерации в качестве акта прямого действия.
Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким - то существенным признакам. Различаются, например, писаные и неписаные конституции.
Конституции классифицируются по порядку принятия. Различаются октроированные (дарованные сверху) конституции - обычно так называют те основные законы, которые были “ дарованы ” народу монархом (Марокко, Непал, Саудовская Аравия). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.
Общепризнанные легитимные способы принятия конституции - с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 г.), а также Италии (1947 г.), Индии (1948 г.), Болгарии (1990г.) и Румынии (1991г.), а вторым – Франции (1958 г.). Всенародное голосование (референдум) стало способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого её иногда выносили на референдум (Испания, 1978 г.).
По
порядку изменения различаются
конституции “гибкие” и
“жесткие”. Первые изменения и дополнения
- так же, как обычные законы - таких
теперь немного; вторые - с соблюдением
определенных условий (рассмотрение
поправки спустя определенное время
после ее внесения, наличие
квалифицированного большинства, обязанность
ратификации субъектами федерации
и др.), т.е. создаются трудности
на пути внесения изменений и поправок.
К числу “жестких” конституций
следует отнести и Конституцию РФ.
“Жесткий” порядок способствует
большей стабильности конституций, хотя
решающее значение здесь имеют
политические условия.
Заключение
Конституция дала мощный импульс для становления новой российской государственности. Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства.
В отличие от идеологизированных конституций бывшего Союза ССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию РСФСР, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Далее, в Конституции имеется отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.
Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
По своей структуре и содержанию Конституция 1993 г. близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех ветвей власти в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических отношений на определенном историческом этапе развития государства.
Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (гл. 4-8) и в значительной мере – две (гл. 1 “Основы конституционного строя” и гл. 3 “Федеративное устройство”).
При
оценке значения и места Президента,
Федерального Собрания и Правительства
в новой Конституции многие правоведы
и политологи находят аналоги в зарубежном
законодательстве, и прежде всего во французской
Конституции, утвержденной на референдуме
28 сентября 1958 г. Отметим, что контуры и
концепция ее были определены Президентом
Ш. де Голлем исходя из необходимости сильной
личной власти для выхода Франции из тяжелого
в те годы кризисного положения.
Библиографический
список
1. Комаров С. А. Общая теория государства и права : учебник для вузов / С. А. Комаров.-5-е изд.- М. : ИНФРА - М, 2003.-457 с.
2. Матузова Н. И. Теория государства и права : учебник для вузов / Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М. : Юристъ, 2004.-450 с.
3. Гуцол В. В. Правовые основы Российского государства : учебное пособие для студентов / В. В. Гуцол, - Ростов н/ Д 6 Феникс, 2006.-444, (1) с.
4. Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник для вузов/ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – 2- е. изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 346 с.
5. Гуцол В. В. Правовые основы российского государства: учебник для вузов / В.В. Гуцол. - Ростов н /Д. : Феникс, 2006. - 445 с.
6. Мушинский В. О. Основы правоведения: учебник для вузов / В. О. Мушинский.- 3-е изд., испр. и доп. - М. : Феникс, 2003. – 254 с.
7. Основы Российского права: учебник / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - М. : НОРМА, 2004. – 475 с.
Информация о работе Конституция: ее содержание, действие. Виды конституций