Конституция — основной закон государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:08, реферат

Описание работы

Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества. В ней определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладностьэкономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация — социальное государство.

Работа содержит 1 файл

Политология. Конституция Основной закон государства.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

Конституция — основной закон государства

Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества. В ней определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладностьэкономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

Сфера конституционного регулирования  весьма широка. Однако большинство  норм Конституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает  исходные положения, как, например, о  том, что Российская Федерация —демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы деятельности.

Как известно, исходя из порядка принятия конституционных поправок все конституции в мире делятся на две основные группы. К "мягким" конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются быстро и легко. Российская Конституция 1978 года была именно такой Конституцией, поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Конституции и стала причиной эйфории всевластия со стороны депутатов. Нынешняя Конституция является "жесткой".

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа— Конституционного Собрания. Предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются вдополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации

"Жесткость" Конституции не означает, разумеется что ее текст останется неизменным. Конституционные поправки — явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность Усложненный прядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 года отнюдь не исключает их, а лишь предъявляйповышенные требования к их обоснованности. Эти изменения и дополнения должны к тому же опираться на широкуюобщественную поддержку, согласовываться между основными политическими силами.

Характерно, что в Договоре об общественном согласии 1994 года вопросу о конституционных поправках было уделено самое серьезное внимание. Участники Договора заявили, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обстановки в обществе. При этом участники в ходе подготовки изменений будут использовать согласительные процедуры. Были определены также основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей, развитие местного самоуправления, федерализма.

Конституция Российской Федерации  разрабатывалась в качестве сравнительно краткого правового акта. Предложения о том, чтобы значительно увеличить текст, уподобить в этом плане Конституцию традиционному отраслевому кодексу были отвергнуты с самого начала. Конституция должна быть обозримым целостным актом, закрепляющим статус человека в государстве и основы государственного строя. Положения же имеющие производное значение либо конкретизирующиеконституционные нормы, должны содержаться в федеральных законах. Бесспорно, что Конституция не может быть и чрезмерно краткой, ибо тогда за ее пре делами остались бы существенные идеи и положения.

Рассматривая Конституцию как "закон законов", следует вместе с тем подчеркнуть, что сама она действует прямо,непосредственно. Этот принцип особо выделен в отношении прав и свобод человека и гражданина. Как сказано в стать18, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Непосредственное, прямое действие Конституции — это, несомненно, ее прогрессивная черта.

Однако действие многих конституционных  норм проявляется в полной мере только в комплексе с текущим законодательством. Именно поэтому во многих конституционных  статьях предусматривается принятие соответствующихфедеральных законов. Есть статьи, в которых такие законы названы поименно, но, как правило, делается общая запись о том, что в соответствии с данным конституционным положением будет издан федеральный закон. В любом случае Конституция налагает на Государственную Думу и Совет Федерации четкие обязанности в этом отношении.

Главным, определяющим критерием истинного демократизма и гуманизма любой конституции является закрепляемая ею мера свободы личности, ее защищенности от произвола и беззакония. Если эта мера не "выдана" сполна и личность остается закрепощенной в своем поведении, отторгнутой от активного участия в развитии экономики, политики и культуры, если личность отчуждена от собственности, то самые торжественные декларации о стремлении к высоким идеалам человечества в лучшем случае останутся благими пожеланиями. Материальное и духовное процветание общества, гражданский мир и согласие возможны лишь там, где человек не только за словах, во и наделе становится высшей ценностью, а его права и свободы — смыслом и назначением государства.

Человечество давно уже задумывалось над вопросом о том, что порождает общественные бедствия и испорченность правительства. Четкий и ясный ответ можно найти во французской Декларации прав и свобод человека 1791 года. В которой наряду с невежеством первопричиной объявляется забвение прав человека и пренебрежение ими. Вся мировая история подтверждает вывод о том, что прогресс общества связан со стремлением людей к свободе, счастью, раскрытию и использованию своих возможностей. История не раз доказала, что ставка на диктатора, "железной рукой" наводящего порядок в стране, не дает обществу перспективы и грозит ему серьезнейшими деформациями.

С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, появлением все более совершенных технологий, систем информации, ростом требований к управлению, идею свободы личности, первичности прав человека приобретают еще более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. И такой подход, тесно взаимосвязанный с повышением ответственности человека,обеспечивает сочетание общественной дисциплины и автономии личности, существование демократическогоэффективного и  рационального государства. Свободный человек — и это аксиома развития — всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий.

Для России, устремленной ныне к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон страны принят и действует не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, а прежде всего для закрепления фундамента статуса человека и гражданина. Само государство организуется и действует таким образом, чтобы человек был не простым винтиком в государственной организации, а воистину высшей ценностью, целью всех общественных преобразований. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в преодолении трагического наследия прошлого, социальных болезней, оставленных казарменным социализмом.

Наш собственный опыт, зачастую трагичный, убедительно свидетельствует о том, что забвение идеи свободы личности попытки поставить выше всего интересы класса, партии стремление к показному единомыслию, искусственноеотождествление интересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктаторских методов управлениястраной, необоснованных репрессии против миллионов людей, целых групп населения (сословных, этнических, религиозных и т. д.), вплоть до массового террора. И хотя в стране действовали конституции, провозглашавшие права и свободы советских граждан, беззаконие и произвол не считались с этими нормами. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятия Конституции СССР 1936 года, в которую была включена отдельная статья об основных правах и свободах советских граждан, последовали страшные годы сталинского террора. Даже в "тихие годы" застоя, когда была принята Конституция СССР 1977 года, расширившая каталог основных прав и свобод человека, командная система, управлявшая страной, на деле пренебрежительно относилась к статьям Основного Закона. Народовластие не могло стать политической основой общества при сохранении монополии одной партии — КПСС — на власть. Строго централизованная плановая государственная экономика базировалась на отрицании права частной собственности. В судебных заседаниях решения нередко отражали требования не закона, а «телефонного права». Инакомыслие не только не допускалось, но и строго пресекалось путем административно-полицейских методов и судебных процессов.

Конституция Российской Федерации 1993 года отражает кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии. В принципе задача конституционного регулирования состоит в том, чтобы:

1.      максимально полно и последовательно закрепить основные права и свободы человека и гражданина;

2.      органически включить их во все остальные конституционные институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством;

3.      создать структуры, процедуры и нормы — все механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека.

 

Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации

Статьи о правах и свободах человека и гражданина должны "работать" в единстве и во взаимодействии со всем остальным конституционным  текстом. Все разделы и главы  Конституции, все ее статьи нацелены на то, чтобы обеспечить личности свободу  развития, снять барьеры, стоящие  на этом пути, и, что не менее важно, предупредить возможность реставрации  прошлых порядков. Отсюда вытекает потребность в гарантиях от прихода  к власти новой бюрократии, чиновничьей  вседозволенности, от срастания мафиозных  структур и аппарата, от сохранения и появления новых монополий, недобросовестного обогащения в  ходе приватизации, правового беспредела и разгула преступности.

Если сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах человека и гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в этой сфере, то сразу же можно отметить не только совпадение общих подходов, но и сходство многих конкретных норм. И это не случайно. Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают общемировой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую декларацию прав человека. Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках СБСЕ, многих международных конвенциях и др. Иными словами, в силу собственного выбора, восприятия ценностей человеческой

Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека закрепляются в наивозможно более полном объеме. Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни связанные с этим политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике.

Решение актуальных проблем современности  предполагает обращение к "классике" конституционного права. Невозможно успешно  продвигаться вперед в частностях, если уйти в сторону от столбовой дороги человечества. В связи с этим принципиально важным стал пересмотр прежних позиций по вопросу естественных, прирожденных, неотъемлемых прав человека. Уже по самому своему определению эти права трактуются не как благоприобретенные, а как врожденные и, условно говоря, догосударственные. Они принадлежат каждому человеку от рождения и по праву рождения. Эти права не дарованы властью, возникают независимо от нее и без ее согласия и не могут быть ею отняты. Государство лишь обязано признать эти права, закрепить их в конституциях и оберегать всеми имеющимися средствами. Это — святой долг каждого государства, считающего себя демократическим. Естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права стали таким образом полностью отождествляться с основными, фундаментальными правами,

Само понятие "естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права" в советских  конституциях не применялось а в  науке связывалось главным образом  с изучением истории государства  и права или конституционного строя зарубежных стран. Эти права  рассматривались обычно как памятник отдаленного прошлого, когда буржуазия  выступала под их лозунгами за ограничение феодальной власти. Значение борьбы за естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права особенно подчеркивалось при изучении процессов становления  буржуазно-демократических свобод. В условиях социалистического общества им не находилось места. К тому же их упрекали за некую метафизичность, отрыв от жизни, им приписывали ненужную автономизацию, изоляцию человека, что с точки зрения превратно понятого коллективизма было немалым грехом.

Идеям естественных, неотъемлемых, неотчуждаемых прав противопоставлялся иной подход. Считалось, что никаких заранее заданных параметров для конституции нет и быть не может. Права и свободы объявлялись как бы автоматически производными от социально-экономического и политического строя. К тому же индивидуум воспринимался лишь как гражданин, тесно связанный со своим государством. Молчаливо признавалось, что статус гражданина мог определяться только государством.

Неприемлемость естественных, неотъемлемых, неотчуждаемых прав на деле была предопределена в первую очередь тем, что их признание  означало бы ограничение государственной  власти. Тогда получалось, что в  определенную сферу жизни человека государство не должно было бы и  не имело бы конституционной возможности  вмешиваться. Оно было бы не вправе отменить, те идеи иные права, отнесенные к этой группе. Более того, в случае их признания было бы вполне логично создавать адекватные защитные механизмы и барьеры, с которыми государство обязано было бы считаться. Такого ограничения, разумеется, ни один авторитарный режим в мире не хотел допустить. Не случайно водораздел между демократией и ее противниками, включая псевдодемократические модели, как правило, проходит по линии естественных, неотъемлемых, неотчуждаемых прав.

Информация о работе Конституция — основной закон государства