Конституция – основной закон государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:12, реферат

Описание работы

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства.

Содержание

Введение
1. Понятие конституционности государства
2. Конституционный суд (на примере стран Западной Европы и США)
3. Правовое государство - государство судей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 44.54 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

 

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Д.Серикбаева

 

Факультет машиностроения и транспорта

Кафедра « История Казахстана и право »

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

На тему « Конституция  – основной закон государства  »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы: 09-УД-1      Митрофанова М.А                             

Принял преподаватель: Айтходжаева С.А

 

 

 

 

 

 

    Усть-Каменогорск  

2011

Содержание

Введение

1. Понятие конституционности государства

2. Конституционный суд (на примере стран Западной Европы и США)

3. Правовое государство - государство судей

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни  страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем  и целом всегда соответствует  основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти  вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о  глобальном изменении  установившейся системы организации  данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране. Конституция  содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются  декларации, программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем  ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного  закона проявляются в Конституции  в другом. Охватывая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она  определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресуется к обществу в целом, социальным слоям, народам и другим этническим группам, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и  государственное устройство, избирательную  систему, принципы организации и  деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности  граждан.

Основной Закон - это фундамент  законодательства, регулирующего взаимоотношения  граждан между собой и с  государством. Конституция нужна  для того, чтобы законы не противоречили  друг другу и не нарушали права  и свободы граждан.

Развитие государства  подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция  важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его  исходные принципы и назначение, функции  и основы организации, формы и  методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в  стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституционный строй –  это такая организация государственной  и общественной жизни, при которой  государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в не человек, его права и  свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Советские люди живут в  самом демократическом обществе. Их широкие права и свободы  материально и юридически гарантированы. Привыкнув за десятилетия Советской  власти быть хозяевами страны, мы давно  перестали удивляться этому. Так  здоровый человек не ощущает своего здоровья.

Гражданин СССР, честно выполняющий  свои обязанности перед обществом  и одновременно получающий от общества необходимые блага, не замечает, что  его жизнь охраняется правовыми  нормами, обеспечивающими материальное благосостояние, духовные интересы, жизнь  и здоровье. Он принимает это как  само собой разумеющееся. Между тем  современная правовая система - это  результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его  врагами, результат героических  десятилетий строительства социализма.

Слово “Конституция” латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и  государственное устройство, избирательную  систему, принципы организации и  деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности  граждан.

Основной Закон - это фундамент  законодательства, регулирующего взаимоотношения  граждан между собой и с  государством. Конституция нужна  для того, чтобы законы не противоречили  друг другу и не нарушали права  и свободы граждан.

Развитие государства  подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция  важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что  в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и  основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает  пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения  государства с человеком и  гражданином. Самое главное конституция  придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и  достоинство. Исключений сегодня практически  не существует. Даже Великобритания, в  которой нет единого и кодифицированного  основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с  “Хабеас корпус акт” и “Билля о  правах” (оба приняты еще в XVII в.) , а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более  того, для ХХ столетия, особенно его  второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это  продиктовано серьезными политическими  и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Конституцию  справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить  себе многочисленные правовые акты, действующие  в стране, в виде определенного  организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление  различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так  и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Разумеется, Конституция  не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало - в  разных границах и при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой  Конституции.

 

1. Понятие конституционности  государства 

Практически во всех современных  государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции  еще не позволяет отождествлять  его с “конституционным государством”  в современном смысле. Конституционность  государства отнюдь не исчерпывается  тем, что в нем существует некий  основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию  органов власти. Конституционность  не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению  к остальным законам и может  быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные  признаки конституционной государственности.

В современном смысле конституционность  государства — это прежде всего  его связанность правом, а конституция  — в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных  властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации  и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.

“Конституционная запрограммированность” осуществления государственной  власти означает, что лежащие в  основе законотворчества представления  о праве и его позитивности, о социальных функциях и инструментальном характере законов подчинены  идеологии прав человека как совокупности дозаконотворческих требований, объективно возникающих из бытия человека в  современном индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования составляют конкретное практическое основание  конституции и служат юридическим, а вовсе не моральным или политическим критерием оценки конституционного характера государства. Другими  словами, конституция содержит в  себе критерии, позволяющие судить о функционировании государственной  власти с позиции права, приводить  осуществление власти в соответствие с правом.

Таким образом, в демократическом  конституционном (правовом) государстве  система гарантий свободы, самостоятельности  и собственности должна быть закреплена, прежде всего, в конституции, а это  предполагает прямое действие конституционных  норм и эффективные процедуры  конституционного контроля. В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией) , очерчивающих пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

Конституционное закрепление  прав человека и гражданина, равно  как и судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда) конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности  и собственности, не зафиксированных  в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех  отношений, в которых действуют  эти конституционные гарантии. И  если законодатель не соблюдает или  упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином  и высшим органом государственной  власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться  только в рамках судебной процедуры  и только органом, который подчинен исключительно конституции и  в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов  права.

Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые  являются общественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный  запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд  подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым нарушающее конституционные права граждан. А если конституционные права нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило, не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно защитить права в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не связаны никакими обыкновениями законоприменительной практики.

Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном  государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность  предполагает достаточно высокий уровень  развитости и эффективности формально-юридических  гарантий свободы, самостоятельности  и собственности, реальные механизмы  ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина.

Конституция СССР 1936 г., или  “сталинская Конституция” , напротив, была фиктивным основным законом. В  ее тексте были провозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы  во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., причем права закреплялись как  всеобщие и равные для всех “трудящихся” (имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже уничтожены) . А в действительности человек  был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора.

Информация о работе Конституция – основной закон государства