Конституционный строй

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:28, реферат

Описание работы

Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Работа содержит 1 файл

Конституционный строй.docx

— 19.64 Кб (Скачать)

     Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву  и характеризующий его как  конституционное государство. Под  конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между  гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями,  при котором их права и обязанности  закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

     Понятие "основы конституционного строя" является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей  первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

     К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства  и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства – и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формой правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

     Каждый  конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют  государство в совокупности и  поэтому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а, следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

     Особенности правового регулирования основ  конституционного строя России закреплены в статье  16 Конституции РФ. Первая особенность состоит в том, что  правовые нормы Конституции РФ не могут противоречить  основам  конституционного строя. Вторая особенность  заключается в том, что согласно ст. 135 Конституции, если предложение о пересмотре главы 1 (как и глав 2 и 9) будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на  всенародное голосование.

     Основы  конституционного строя Российской Федерации как конституционный  институт – это обладающие наивысшей  юридической силой, систематизированные  нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях  и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского  общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря  иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.

     Если  сгруппировать статьи главы 1 Конституции  по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические  основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

     Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву  и характеризующий его как  конституционное государство. Под  конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между  гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями,  при котором их права и обязанности  закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

     Понятие "основы конституционного строя" является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей  первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

     Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции  РФ, – осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления  народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции  РФ).

     Народ – единственный законный и правомерный  носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как  подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции  РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве  не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах.

     В ст.13 Конституции РФ нашел свое закрепление  отказ государства от одной идеологии. Конституция устанавливает, что  в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая  идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной.

     Деидеологизировав общественный и государственный строй, Конституция РФ 1993 года ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 Конституции закреплено, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

     В число конституционных основ  Российской Федерации включен также  классический для большинства стран  мира принцип разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации, как установлено в ст. 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

     Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

     Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции  указывается на особую защиту системы  государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 п.4 Конституции РФ, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

     Российская  Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

     Характерные признаки правового государства  нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также  в других главах Конституции РФ. В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции.

     К основам конституционного строя  Российской Федерации отнесены и  некоторые нормы, устанавливающие  характер взаимоотношений между  обществом и человеком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства,  но и определяют его  конституционный строй в целом. Статья 2 Конституции РФ 1993 года закрепляет: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для государства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод. Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение в главу 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъектами Российской Федерации. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст.4 Конституции РФ установлено: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

     Российская  Федерация, согласно ст. 5 Конституции  РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Закрепление равноправия всех субъектов Федерации в качестве одной из основ конституционного строя имеет новый, принципиально важный характер. По Федеративному Договору от 31 марта 1992 года республики в составе Российской Федерации именовались суверенными государствами. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации, и установив их равноправие, новая Конституция РФ закрепила правовые гарантии сохранения целостности России.

     Экономической основой конституционного строя  России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и  распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством  рыночных отношений. Их участниками  выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

     В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, – установлено  в ст.8 п.2 Конституции РФ, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами  ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности  охраняется законом, каждый вправе иметь  имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно  с другими лицами. Никто не может  быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения.

     Учитывая  федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации  гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст.8 п.1 Конституции РФ).

     Гарантия  свободного перемещения товаров, услуг  и финансовых средств состоит  в обеспечении режима с отсутствием  внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств  должно обеспечиваться едиными стандартами  правового регулирования порядка  образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами  лицензирования различных видов  предпринимательской деятельности.

   основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ, которая определяет главные черты государственного и общественного строя. Эти положения чрезвычайно важны и из-за их чрезвычайной важности нуждаются в особой защите. Это нашло свое выражение в Основном законе, который не допускает пересмотра парламентом этих положений. Данное конституционное установление  дает стабильность Конституции и конституционному строю. 

     Конституционный строй и его основы имеют принципиально  важное значение для существования государства и общества. Закрепление данного положения в Конституции РФ является гарантом стабильности. Однако, ясно, что непосредственно применить положения Конституции для регулирования любого процесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией, и не принимать других законов. Положения Конституции РФ носят общий характер, поэтому необходимо более широкая их детализация и интерпретация в законодательных актах более низкого уровня.

Информация о работе Конституционный строй