Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 22:08, реферат
Конституционное правосудие в той или иной форме проявилось на протяжении всей истории человечества. XX век отличился тем, что зародились специализированные институты судебного конституционного контроля, которые к концу столетия утвердились более чем в ста странах мира. Данные феномен уже сам по себе представляет особый интерес, стал объектом пристального внимания представителей различных областей науки
Введение
1. Понятия конституционного контроля
2. Объекты и субъекты конституционного контроля
3. Виды конституционного контроля
4. Органы конституционного контроля
Заключение
Библиография
Примечание
Специфика
судебной власти по сравнению с «политическими
властями» - законодательно и исполнительной,
заключается в ее относительном постоянстве
и нейтральности, поэтому именно орган
конституционного правосудия и есть основной
орган конституционного контроля. Конституционный
Суд, как орган государственной власти,
имея все его характерные черты тем не
менее обладает особой правовой природой.
Во-первых, это орган правосудия, специализированный
в решении конституционно-правовых вопросах.
Это прежде всего конституционно-правовые
споры: именно толкование и примечание
конституции образует подлинное ядро
этих споров.
Во-вторых, конституционный суд обеспечивает
верховенство и прямое действие конституции
на всей территории государства и применительно
ко всем субьектам права. Именно это является
основной обязанностью конституционного
суда, в то время как для большинства государственных
органов лишь соблюдение и исполнение
конституции является достаточным.
Конституционный суд призван не допустить узурпации государственной власти, постоянно поддерживать состояние, при котором возможна лишь ограниченная власть.
Общество вправе и через конституционный суд оспаривать форму и содержание государственной власти, способы ее осуществления. Но своими решениями конституционный суд сам влияет на конституционное волеобразование и волеопределение союза граждан. Через конституционный суд можно оспорить любой акт власти, имеющий основополагающее значение и решением суда объявить неконституционной любую серьезную политическую акцию, противоречащею принципам права.
Таким
образом, конституционный суд является
высшим конституционным органом специализированного
конституционного контроля, самостоятельно
и независимо осуществляющим судебную
власть в форме конституционного судопроизводства,
в целях ограничения публичной власти
и обеспечения баланса властей, верховенства
естественного права над позитивным, конституцией
над законом, принципов права над политичесим
и административным усмотрением. Достижением
этих целей составляют содержание деятельности
конституционного суда, то есть осуществление
конституционного правосудия, и тем самым
раскрывается юридическая природа и предназначение,
место конституционного суда в механизме
государственной власти.
Каковы общие подходы и особенности в вопросе обеспечения независимой и беспристрастной деятельности всей системы судебного конституционного контроля?
К числу общих подходов можно отнести:
- наличие специального органа конституционного контроля (почти во всех странах Европы принято, что конституционный суд своеобразным, живым воплощение конституции и стоит выше политической конъюнктуры);
- во всех странах конституцией и законами, закреплено, что органы конституционного контроля независимы и подчиняются только конституции, а их деятельность регламентируется специальным законом;
- все члены органа судебно-конституционного контроля, назначаются и избираются разными ветвями власти и перед вступлением в должность дают клятву;
- члены органа конституционного правосудия не могут состоять в какой либо партии, заниматься политической деятельностью (частично также общественной деятельностью) выполнять другую оплачиваемую работу, занимать место в парламенте или в системе исполнительной власти;
- органы конституционного контроля имеют определенную законом самостоятельность в работе по организации деятельность суда, распоряжение финансовыми средствами, организации работы с аппаратом;
- важным фактором в обеспечении независимости является обеспечение гласности в их деятельности.
Кроме отмеченных выше, есть и заслуживающие внимания особенности, которые в разных странах создают дополнительные гарантии для осуществления независимого конституционного контроля.
В рамках исследования анализируются примеры, когда конституционный суд сам становится субъектом конституционного контроля, ему предоставляется право законодательной инициативы, а объектам предварительного обязательного контроля становятся конституционные изменения. Есть страны, где с целью обеспечения независимости всей судебной системы, конституционному суду предоставляются некоторые функции контроля в отношение последней.
Независимость
конституционного контроля нуждается
в постоянном укреплении им устойчивых
гарантиях.
Конституционный суд Республики Молдова и его роль в соблюдении закона страны.
В Республике Молдова единственным органом конституционной юрисдикции является Конституционный Суд.
23 февраля 1995 года после принесения присяги первыми шестью судьями Конституционного суда начал свою деятельность единственный орган конституционной юрисдикции в Республике Молдова, абсолютно новый институт, ставшим по праву символом независимости находящегося в начале пути государства с демократическими традициями.
Впервые в истории государства был создан институт, гарантирующий верховенство Конституции. Конституционный суд обеспечивает реализацию принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную и гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Конституционный суд в совей деятельности независимо от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции.
Статус конституционного суда, его полномочия, структура, права и обязанности судей регламентируется Разделом V Конституции. Полномочия суда установленные конституцией, не могут быть изменены другим законом. В своей деятельности Конституционный суд руководствуется также Законом о Конституционном суде и Кодексом конституционной юрисдикции.
Следует подчеркнуть, что судьи Конституционного суда независимы в осуществлении мандата и подчиняются только конституции. При рассмотрении дел исключается любое воздействие с чьей-либо стороны. Судьи конституционного суда не могут привлекаться к судебной ответственности за поданные голоса или высказанные мнения при выполнении полномочий. Согласно закону о конституционном суде субьи неменяемы в течении срока полномочий.
Являясь абсолютно независимым от любой другой публичной власти конституционным суд осуществляет свою деятельность на принципе независимости, коллегиальности, законности и гласности.
В соответствии со ст. 135 Конституции (ст.4 Закона о Конституционном суде) единственный орган конституционной юрисдикции осуществляет контроль по запросу конституционность законов и постановлений Парламента, указов Президента РМ, постановление и ордонансов Правительства, а также международных договоров одной из сторон которых являться Республика Молдаван.; дает толкование конституции; высказывается о приложении и пересмотре конституции; подтверждает результаты республиканских референдумов; подтверждает результаты выборов Парламента и Президента Республики Молдова; констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск Парламента, временное отстранение от должности Президента Республики Молдова или временное исполнение обязанностей Республики Молдова, а также невозможность исполнения Президента Республики Молдова своих полномочий более 60 дней; разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленных высшей судебной палатой; принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии.
В соответствии со ст. 25 Закона о конституционном суде субъектами, имеющими право на обращение в конституционный суд являются: Президент Республики Молдова, Правительство, Министр Юстиции, высшая судебная палата, Экономический суд, Генеральный прокурор, депутат Парламента, Парламентская фракция, Парламентский адвокат и Национальное собрание Гагаузии (Гагауз-Ери) - в случае когда контролю конституционности подвергаются нормативные акты Парламента, Президента Республики Молдова и Правительства, а также международные договора, одной из сторон которой является Республика Молдова и которыми нарушаются полномочия Гагаузии.
На протяжении своей почти шестилетней деятельности Конституционный Суд был признан в Республике, а так же международными и европейскими органами как надежный гарант обеспечения верховенства конституции, процесса демократизации и соблюдения основных прав и свобод человека.
Конституционный суд поддерживает отношения сотрудничества с различными международными органами, конституционными судами и юрисдикционными учреждениями. Среди них Совет Европы играет главную роль. Конституционный суд Республики Молдова является членом Ассоциации Конституционных Судов франкоязычных стран. Она поддерживает отношения сотрудничества и обменивается опытом с аналогичными институтами из Румынии, Армении, России и других государств.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конституционный суд Республики Молдова утвердился как институт конституционной юрисдикции и соответствует условиям необходимым для его принятия в качестве члена Ассоциации Европейских конституционных судов.
Заключение
В заключении необходимо вновь подчеркнуть, то что конституционный суд Республики Молдова как единственный судебный орган конституционного контроля призван решать исключительные вопросы права (в соответствии со ст. 135 Конституции ст. 4 Закона о конституционном суде). Это исходное положение закона направленно не на то, чтобы отрицать всякую связь права и политики, а та то чтобы не подменять право политикой.
Конституционному
Суду Республики Молдова, несомненно,
приходится рассматривать в той или иной
мере и политические вопросы и выносить
решения имеющие и политическое значение.
Другой дело, что Конституционный Суд
Республики Молдова рассматривает только
правовую, конституционную стороны этих
вопросов (например, конституционность
актов различных ветвей политической
власти или споры о компетенции между
различными органами государственной
власти, как субъектами политики) и выносит
свои решения, опираясь исключительно
на конституционное законодательство,
на право, а не на политическую целесообразность
и другие политические факторы.
Библиография:
Нормативные
акты:
1. Конституция РМ от 29.07.94 г. (Мониторул Офичиал от 08.94 г.)
2. Закон
о Республике Молдова о Конституционном
Суде от 13.12.94 г. (Мониторул Офичиал от 07.02.95г.
№ 8/86).