Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:59, курсовая работа
Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации - это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПОЛНОМОЧИЯ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………...3
1.1.Полномочия Конституционного Суда РФ……………………….3
1.2. Состав и порядок образования Конституционного Суда……....5
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ……7
2.1. Юридическая природа конституционных (уставных) судов…..7
2.2. Организация конституционных (уставных) судов……………...9
2.3. Статус судей конституционных (уставных) судов…………….12
2.4. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации……………………………………………….14
2.5. Организация и деятельность конституционного (уставного) суда республики Башкортостан и статус судей…………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..22
2.3. Статус судей конституционных (уставных) судов
Судьи
ряда конституционных судов субъектов
Российской Федерации назначаются или
избираются на неограниченный срок (Республика
Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика,
республики Карелия, Коми, Саха (Якутия),
Татарстан). В других же республиках полномочия
судей ограничиваются сроком от 10 (республики
Башкортостан, Дагестан, Тыва) до 12 лет
(Республика Адыгея). [23] Судьи Уставного
суда Свердловской области избираются
на 12 лет. Советники Уставной палаты Иркутской
области назначаются на должность сроком
на 5 лет. При этом определяется предельный
возраст занятия должности судьи (республики
Бурятия и Тыва - 60 лет; республика Дагестан,
Кабардино - Балкарская Республика, республики
Коми, Саха (Якутия), Свердловская область
- 65 лет; республики Башкортостан, Карелия
- 70 лет). Для членов квазисудебных органов
предельный возраст, как правило, не установлен.
Исключением являются советники Уставной
палаты Иркутской области, полномочия
которых прекращаются по достижению 65
лет. В республиках, где определен срок
полномочий судьи, он может быть избран
или назначен либо только на один срок
(республики Башкортостан, Дагестан), либо
не устанавливается вообще какого-либо
ограничения для занятия должности на
последующие сроки (Республика Тыва). Назначение
на должность советника Уставной палаты
Иркутской области допускается не более
двух сроков подряд.[23] В конституциях,
уставах и главным образом в законах субъектов
Российской Федерации устанавливаются
определенные к кандидатам в судьи конституционных
(уставных) судов, касающиеся их гражданства,
возраста, правоспособности, образования,
профессиональной квалификации и опыта,
моральных качеств. Судье может быть избран
или назначен, как правило, гражданин соответствующей
республики (в Республике Коми и Свердловской
области - гражданин Российской Федерации),
достигший 35 лет (в республиках Дагестан,
Татарстан, Тыва и Свердловской области
- 30 лет) и не старше 60 лет (в Республике
Татарстан - 65 лет). В законодательстве
республик Адыгеи, Бурятии, Коми и Свердловской
области предельный возраст кандидата
в судьи не назван.[26] В республиках Бурятия,
Татарстан и Свердловской области прямо
требуется, чтобы кандидат обладал избирательным
правом, в Свердловской области, кроме
того, чтобы постоянно проживал на ее территории.
Почти во всех субъектах Российской Федерации,
предусмотревших конституционные (уставные)
суды, от кандидата в судьи требуется иметь
обширные познания в области права либо
высокий уровень профессиональных знаний,
а также обладать моральными качествами,
необходимыми для исполнения судейских
обязанностей. Обязательным условием
является и наличие высшего юридического
образования (в Республике Саха (Якутия)
- юридического образования). В качестве
альтернативы для кандидата в судьи Уставного
суда Свердловской области предусмотрена
ученая степень по праву и стаж работы
по юридической специальности не менее
10 лет. В Республике Татарстан для кандидата
ученая степень эквивалента названному
стажу работы. Такой же стаж требуется
по законодательству республик Адыгея,
Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми,
Тыва, Кабардино-Балкарской Республики.
При этом в законах ряда республик содержится
и требование от кандидата «высокой квалификации». [11],[23]
2.4. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации
Конституционные
и уставные суды рассматривают дела,
предметом которых являются конституционно-правовые
вопросы и споры. Анализ законодательства
субъектов Российской Федерации
позволяет утверждать с некоторыми
оговорками, что к ним не относятся
политические вопросы, а также вопросы
компетенции других органов и
судов общей юрисдикции. Они не
могут рассматривать дела, относящиеся
к компетенции Конституционного
суда Российской Федерации, хотя об этом
прямо не указывается в большинстве
законов о конституционных (уставных)
судах, а в некоторых (республики
Дагестан, Саха/Якутия) даже содержатся
положения, свидетельствующие о
конкуренции компетенций
2.5. Организация
и деятельность конституционного (уставного)
суда республики Башкортостан и статус
судей Статья 1. Конституционный суд Республики
Башкортостан - орган судебной власти.
Конституционный Суд Республики Башкортостан
- высший судебный орган защиты конституционного
строя республики, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть в форме
конституционного судопроизводства. Статья
2. Законодательство о конституционном
Суде Республики Башкортостан. Трудовое
положение, порядок организации и деятельности
Конституционного Суда Республики Башкортостан
определяются Конституцией Республики
Башкортостан и настоящим Законом.
Конституционный Суд Российской Федерации
также, как Конституционный Суд Республики
Башкортостан разрешает дела о соответствии
Конституции Республики Башкортостан: а)
законов Республики Башкортостан, постановлений
Государственного Собрания Республики
Башкортостан и его Палат; б) нормативно
правовых актов Президента Республики
Башкортостан, Кабинета Министров Республики
Башкортостан; в) международных договоров
Республики Башкортостан; г) договоров
между органами государственной власти
Республики Башкортостан, договоров Республики
Башкортостан с субъектами Российской
Федерации и многое другое. Статья 4. Состав,
порядок образования и срок полномочий
Конституционного Суда Республики Башкортостан.
1. В состав Конституционного Суда Республики
Башкортостан входят: Председатель Конституционного
Суда Республики Башкортостан, заместитель
Председателя Конституционного Суда Республики
Башкортостан и трое судей Конституционного
Суда Республики Башкортостан. 2. Председатель
Конституционного Суда Республики Башкортостан,
заместитель Председателя Конституционного
Суда Республики Башкортостан избираются
на должность Государственным Собранием
Республики Башкортостан по представлению
президента Республики Башкортостан. 3.
Конституционный Суд Республики Башкортостан
вправе осуществлять свою деятельность
при наличии в его составе не менее четырех
судей. 4. Полномочия Конституционного
Суда Республики Башкортостан не ограничены
определенным сроком. Государственное
Собрание Республики Башкортостан рассматривает
вопросы об избрании на должностных судей
Конституционного Суда Республики Башкортостан
в порядке, предусмотренном Регламентом
Государственного собрания - куруитая
- Республики Башкортостан. Судья Конституционного
Суда Республики Башкортостан избирается
на должность на срок десять лет. Предельный
возраст для пребывания в должности судьи
Конституционного Суда Республики Башкортостан
- семьдесят лет. Остальной процесс проходит
в таком же порядке, как и в Конституционном
Суде Российской Федерации. Статья 15. Несменяемость
судьи Конституционного Суда Республики
Башкортостан. 1. В течение срока полномочий
судья Конституционного Суда Республики
Башкортостан несменяем. 2. Полномочия
Судьи Конституционного Суда Республики
Башкортостан могут быть прекращены или
приостановлены, не иначе как в порядке
и по основаниям, установленным настоящим
законом. Статья 24. Организационные формы
Конституционного судопроизводства. 1.
Конституционный Суд Республики Башкортостан
рассматривает и разрешает дела на заседаниях
Конституционного Суда Республики Башкортостан.[24] 2.
На заседаниях Конституционного Суда
Республики Башкортостан могут быть приглашены
Президент Республики Башкортостан, председатель
Государственного Собрания Республики
Башкортостан, его заместители, председатели
Палаты представителей и Законодательной
палаты Государственного Собрания Республики
Башкортостан, их заместители, депутаты
Государственного Собрания Республики
Башкортостан, Премьер-министр Республики
Башкортостан, его заместители, Председатель
Верховного Суда Республики Башкортостан,
Председатель Высшего арбитражного Суда
Республики Башкортостан, Прокурор Республики
Башкортостан. Уполномоченный Республики
Башкортостан по правам человека, министр
юстиции Республики Башкортостан. 3. Лица,
указанные в части второй настоящей статьи,
вправе излагать свою позицию по всем
рассматриваемым вопросам с разрешения
Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Заключение
Таким
образом, изучив подробно представленную
тему, можно сделать следующие
выводы: успех молодой Российской демократии
не будет зависеть от наличия или отсутствия
Конституционного суда. В России пока
нет многих других элементов демократической
системы, которые имеют важное значение.
Тем не менее, среди непременных условий
функционирования демократической системы
впервые появился механизм, обеспечивающий
эффективную защиту конституционных прав
и свобод, в то время как замороженная
в течение 70 лет авторитарность Советской
власти препятствовала развитию институтов,
способных выполнять подобную задачу.[25]
Российский Конституционный суд является
истинно юрисдикционным органом, способным
выносить окончательные и не подлежащие
оспариванию решения. Если в первые годы
деятельность суда была чересчур осторожной,
то сейчас налицо ряд положительных итогов.
Суд показал, что он в состоянии и защищать
индивидуальные права, и ограничивать
превышение власти на государственном
уровне, что уже само по себе является
существенным достижением. Конституционный
Суд - важный элемент политической системы
Он служит обеспечению политической стабильности,
развитию политических процессов в установленных
Конституцией рамках. При этом, однако,
политическая функция Суда может и должна
осуществляться только в форме судебного
разбирательства. Именно в этом случае
позиция Суда в качестве арбитра, посредника
или миротворца имеет правовое значение
и влечет юридические последствия, обязательные
для сторон конституционного спора. Главная
особенность и важное отличие Конституционного
Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных
судов в том, что Конституционный Суд РФ
- это не только судебный орган, но и такой
конституционный орган, которому предоставлено
право в установленных Конституцией и
законом форме и пределах осуществлять
контроль над органами законодательной
и исполнительной власти, а в опосредованном
виде - и над иными судебными органами,
и в данном смысле он сам представляет
высшую государственную власть. Этим качеством
обусловлена интегрирующая роль Конституционного
Суда как гаранта политического мира в
обществе и государстве и хранителя долгосрочных
конституционных ценностей. Опыт формирования
органов государственной власти в Российской
Федерации и ряде ее субъектов свидетельствует,
что эффективной формой защиты Конституции
и основных законов субъектов Федерации,
осуществления конституционного контроля
является функционирование в них конституционных
(уставных) судов, в соответствии с Федеральным
конституционным законом «О судебной
системе Российской Федерации» от 31 декабря
1996 г. Создание конституционных (уставных)
судов в субъектах Федерации как органов
конституционного (уставного) контроля
обусловлено объективной необходимостью
иметь необходимую правовую базу и должно
стать важным шагом по укреплению режима
законности, обеспечить правовой механизм
реализации основных законов субъектов
Российской Федерации. Они должны стать
органами судебной власти республик, краев
и областей, охраняющими их конституции
и уставы, обеспечивающими их исполнение
и соответствие им нормативных правовых
актов органов государственной власти
и местного самоуправления. Конституционные
(уставные) суды должны стать судебными
органами, осуществляющими судебный конституционный
контроль путем конституционного (уставного)
судопроизводства в субъектах Российской
Федерации Создание данного звена судебной
системы позволит реализовать закрепленный
в Конституции Российской Федерации принцип
федерализма в построении системы органов
судебной власти. [26] Создание конституционных
(уставных) судов в субъектах Федерации
обусловлено также необходимостью реализации
положений ст.133 Конституции Российской
Федерации закрепляющей право местного
самоуправления на судебную защиту. Причем
защита нарушенных прав и законных интересов
для органов местного самоуправления
является не только их правом, но и обязанностью
как органов, которым народом доверено
осуществлять публичную власть. При прогнозе
развития судебной системы России в целом
и, в частности, уставных судов субъектов
Федерации можно ожидать формирования
в России, видимо, уже в XXI в. двухзвенной
конституционно-судебной системы, в которой
уставные суды субъектов Федерации будут
низовым звеном системы, а Конституционный
Суд Российской Федерации - центром системы,
надзорным органом для низового звена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный
конституционный закон "О
2. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
3. Комментарий
к Конституции Российской
4. Козлова Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России. М. Юрист, 1995. С. 448-454
5. Гуценко К.
Ф. Ковалев М. А.
6. Гуценко К.
Ф. Ковалев М. А.
7. Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста// Государство и право. 1993. N 10. С. 76
8. Овсепян Ж.
И. Судебный конституционный
9. Шульженко
Ю. Л. Закон о Конституционном
Суде Российской Федерации
10. Кряжков В. А. Ю. Л. Шульженко Конституционный контроль в России// Государство и право. 1995. N 10. С. 157.
11. Интервью
Председателя Конституционного
Суда Российской Федерации,
12. Кудрявцев
Ю. В. Конституционный суд
13. Ершов В.
В. Конституционные проблемы
14. Гаджиев Г. А. Кряжков В. А. Конституционная юстиция в Российской Федерации//Государство и право. 1993. N 7. С. 3.
15. Эбзеев Б. С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля// Вестник Конституционного Суда. 1995. N2,3. С. 84.
16. Дело о
проверке конституционности
17. Ершов В. В. Суд в системе органов государственной власти// Государство и право. 1992. N 8. С. 31-35.
18. Дубов И. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования// Государство и право. 1993. N10. С. 26.
Информация о работе Конституционные (уставные) суды субъектов РФ