Конституционно-правовые основы деятельности регистрационной службы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:27, статья

Описание работы

Одним из первых шагов реформы, направленной на развитие института регистрации хозяйствующих субъектов явилось принятие 17 апреля 1995 года Указа Президента Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц». Данным правовым актом было законодательно определена роль органов юстиции как регистрирующих органов.

Работа содержит 1 файл

Статья магистранта Габдулла А..doc

— 58.00 Кб (Скачать)
 

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

     Одним из первых шагов реформы, направленной на развитие института регистрации хозяйствующих субъектов явилось принятие 17 апреля 1995 года Указа Президента Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц». Данным правовым актом было законодательно определена роль органов юстиции как регистрирующих органов. Органом, осуществляющим организационные, методические, контрольно-надзорные и другие управленческие функции в сфере государственной регистрации юридических лиц в отношении подведомственных структур, является Комитет регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан, который является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, осуществляет специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также руководство в сфере государственной регистрации юридических лиц.

     Законодатель  определяет функции органов юстиции  в государственной регистрации  юридических лиц как проверку представляемых документов создаваемых юридических лиц на соответствие законам Республики Казахстан, выдачу им свидетельства о государственной регистрации с присвоением регистрационного номера и ведение единого государственного регистра юридических лиц. Институт государственной регистрации юридических лиц не новшество в законодательстве нашего государства, так как его истоки были заложены еще в союзном законодательстве. Определение органов юстиции как главного регистрирующего органа в государстве возникло только после разработки и принятия Государственной программы правовой реформы в 1994 году. До этого времени функции регистрирующих органов выполняли в одних случаях исполкомы районных, городских Советов народных депутатов по месту нахождения юридического лица, в других случаях органы юстиции. С 1991 по август 1995 года органы юстиции осуществляли регистрацию лишь общественных объединений в соответствии с Гражданским кодексом Казахской ССР. С принятием Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года органам юстиции были переданы функции государственной регистрации всех юридических лиц независимо от формы собственности и рода деятельности. Осуществление Министерством юстиции и его территориальными органами этих функций ведется с 25 июля 1995 года. В структуре Министерства юстиции в июне 1995 года был создан отдел по регистрации юридических лиц с передачей ему задач и функций, выполняемых до этого отделом регистрации общественных и религиозных объединений. Впоследствии данный отдел в связи с ростом числа создаваемых хозяйствующих субъектов и ролью органов юстиции при этом был преобразован в Главное управление регистрации юридических лиц. Далее в целях оптимизации структуры министерства и создания новых структурных подразделений приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года № 618 Главное управление регистрации юридических лиц было преобразовано в управление регистрации юридических лиц.

     Учитывая  практику и приобретенный опыт регистрирующих органов, а также в связи с приведением в соответствие с терминологией Гражданского кодекса (общая часть) разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О государственной регистрации юридических лиц». Разработаны Правила государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции  от 23 августа 1999 года № 66, которые в связи с изменениями в законодательных актах претерпевали изменения. По результатам проведенного анализа в территориальных органах юстиции приняты необходимые меры по обеспечению регистрации государственных организаций в соответствии с законодательством. Большое внимание уделяется регистрации субъектов малого предпринимательства. Работа по формированию единого электронного банка данных юридических лиц осуществляется путем сбора информации о регистрации из территориальных органов юстиции, систематизации и хранении на сервере Комитета. Связь сервера Комитета с компьютером территориального органа осуществляется по модемной связи. Проведена работа по усовершенствованию прикладного программного обеспечения автоматической системы сбора, обработки и систематизации информации о регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, зарегистрированных органами юстиции. Комитетом проведены поэтапные семинары с участием программистов-разработчиков и специалистов, ответственных за ведение территориальных электронных банков данных юридических лиц. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 651 «О реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998 года № 3928» и приказом Комитета Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 декабря 1998 года № 44-ОД «Об утверждении цен на услуги по реализации информации о юридических лицах, их филиалах и представительствах» с 1 апреля 1999 года регистрационные службы юстиции осуществляют реализацию информации о юридических лицах, их филиалах и представительствах на платной основе [1].

     В настоящее время Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - Комитет) является ведомством Министерства юстиции Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, юридических лиц, за исключением религиозных объединений, актов гражданского состояния, учета и регистрации граждан Республики Казахстан (далее - граждане), залога движимого имущества, документирования, изготовления и выдачи гражданам удостоверений личности и паспортов, организации правовой помощи и оказания юридических услуг [2].

     20 января 2010 года Главой Государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее - Закон), который вступил в действие с 12 февраля 2010 года.

     Изменение и дополнение внесены в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», Закон Республики Казахстан от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах», Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года «Об органах юстиции».

     Закон направлен на упрощение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства и устранения административных барьеров путем сокращения сроков регистрации и снижения минимального размера уставного капитала юридических лиц.

     Во-первых, сокращены сроки регистрации (перерегистрации) юридических лиц и учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств, а также установлены сроки единовременной выдачи готовых документов. Так, регистрация юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, а также юридических лиц, являющихся субъектами среднего и крупного предпринимательства и осуществляющих свою деятельность на основании типового устава, их филиалов и представительств в органах юстиции должна быть произведена не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления, а государственная (учетная) перерегистрация - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подачи заявления, с приложением необходимых документов.

     Государственная регистрация (перерегистрация) юридических лиц, являющихся субъектами среднего и крупного предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на основании устава, не являющегося типовым, и учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств должны быть произведены не позднее семи рабочих дней, следующих за днем подачи заявления, с приложением необходимых документов.

     В указанные сроки государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридических лиц, филиалов и представительств не входят сроки регистрации в органах государственной статистики и налоговых органов.

     Выдача  свидетельства о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридических лиц, филиалов и представительств:

   - юридических лиц, являющихся субъектами  малого предпринимательства, а также юридических лиц, являющихся субъектами среднего и крупного предпринимательства и осуществляющих свою деятельность на основании типового устава, их филиалов и представительств, единовременно не позднее пяти рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов;

   - юридических лиц, являющихся субъектами  среднего и крупного предпринимательства,  осуществляющих свою деятельность  на основании устава, не являющегося  типовым, их филиалов и представительств - не позднее одиннадцати рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов;

   - организаций, не относящихся к  субъектам частного предпринимательства,  а также некоммерческих организаций,  за исключением политических  партий, их филиалов и представительств, - не позднее четырнадцати рабочих дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.

     Государственная регистрация (перерегистрация) политических партий и учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств должны быть произведены не позднее одного месяца со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.

     Государственная регистрация (перерегистрация) юридических  лиц- участников регионального финансового  центра города Алматы должна быть произведена  не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления, с приложением необходимых документов.

     В случаях представления неполного  пакета документов, наличия в них  недостатков, необходимости получения  по учредительным документам заключения эксперта (специалиста), а также по иным основаниям, предусмотренным законодательным актами Республики Казахстан, срок государственной (учетной) регистрации и перерегистрации прерывается.

     Также, согласно поправкам, свидетельство  о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) должно содержать в себе сведения о регистрирующем органе, бизнес-идентификационном номере, дате регистрации ( перерегистрации), наименовании юридического лица, филиала и представительства ( в том числе о наименовании юридического лица, создающего филиала и представительство) и месте нахождения.

     Согласно  поправкам учредительные документы  хозяйственного товарищества (устав  и учредительный договор), за исключением  хозяйственного товарищества, являющегося  субъектом малого предпринимательства, подлежат нотариальному удостоверению [3].

     Среди актуальных задач, поставленных Президентом  страны в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года является - соблюдение и реализация основополагающих принципов деятельности республики (экономическое развитие на благо всего народа), предотвращение в условиях рыночной экономики избыточного государственного регулирования, в том числе контрольно-надзорных функций, необходимость продолжения работы по упрощению регистрационных, разрешительно-лицензионных процедур, созданию барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций [4].

     Однако, согласно Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, в настоящее время  в деятельности государственных органов наблюдаются факты неэффективного организационного и информационного обеспечения при оказании государственных услуг, нарушения утвержденных стандартов оказания государственных услуг, что приводит к недостаточной степени удовлетворенности юридических и физических лиц качеством и доступностью государственных услуг [5].

     Недостаточный уровень профессионализма государственных  служащих, проявления бюрократической  волокиты и наличие административных барьеров при оказании государственных услуг негативно отражаются на имидже государственной службы и являются основной причиной неудовлетворенности населения и бизнеса работой государственных органов.

     Учитывая  вышеуказанные проблемные вопросы, сегодня необходимо обеспечить дальнейшее поступательное развитие системы государственной службы и ее реформирование в тесной взаимосвязи с процессами модернизации государственного управления.

     Таким образом, с учетом положений Стратегического  плана развития Республики Казахстан  до 2020 года формирование новой модели и профессионализация государственной службы Республики Казахстан будут направлены на обеспечение результативной системы государственного управления.

     На  основании вышеизложенного, ожидаемым  результатом в последствии реализации Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан является осуществление мер, направленных на повышение качества оказания государственных услуг, в том числе внедрение системы контроля качества оказания государственных услуг, развитие механизма обратной связи для оценки качества оказываемых государственных услуг. 

Информация о работе Конституционно-правовые основы деятельности регистрационной службы в Республике Казахстан