Конституционное устройство Польской республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Депутаты принимают участие в заседаниях Сейма, имеют право задавать вопросы членам Совета министров и вносить интерпелляции. Депутаты заседают в многочисленных комиссиях (постоянных или специальных), созданных для рассмотрения различных вопросов из области руководства государством или общественных проблем. В Сейме эти вопросы рассматриваются сеймовыми комиссиями Сейма, в Сенате - сенатскими комиссиями.

Содержание

1. Государственно-территориальное устройство Республики Польша.

2. Структура и компетенция исполнительной власти.

Выборы и компетенция Президента Республики Польша.

Совет Министров: формирование и компетенция.

3. Законодательная ветвь власти.

Сейм и Сенат Республики Польша: формирование, компетенция.

Законодательный процесс.

4. Судебная система Республики Польша.

Формирования и компетенция Конституционного Трибунала и Государственного Трибунала.

Конституционная ответственность.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Государственно-территориальное  устройство Республики  Польша.

2. Структура и компетенция  исполнительной власти.

Выборы  и компетенция  Президента Республики Польша.

Совет Министров: формирование и компетенция.

3. Законодательная  ветвь власти.

Сейм  и Сенат Республики Польша: формирование, компетенция.

Законодательный процесс.

4. Судебная система  Республики Польша.

Формирования  и компетенция  Конституционного Трибунала  и Государственного Трибунала.

Конституционная ответственность.

 

     Сейм  и Сенат - польский парламент

     Польский  парламент состоит из двух законодательных  органов. Первым является Сейм, то есть нижняя палата, вторым - Сенат, то есть верхняя палата. В Сейме заседают 460 депутатов, в Сенате 100 сенаторов.

     Депутатом может стать каждый польский гражданин, пользующийся общественными правами в полном объеме, которому к моменту проведения выборов исполнился 21 год. Сенатором можно стать в возрасте не менее 30 лет.

     Депутаты  являются представителями избирательных  округов, в которых они получили депутатские мандаты. Границы избирательных округов в большинстве случаев совпадают с границами одного повята или нескольких повятов. В крупных городах избирательные округи охватывают меньшие административные единицы (гмины, районы).

     Во  время голосования в парламенте ни депутаты, ни сенаторы не связаны никакими инструкциями своих избирателей. Конституция обязывает членов обеих палат парламента руководствоваться интересом Республики Польша в целом. 
Польская избирательная система опирается на принцип партийности. Поэтому, как в парламентских выборах, так и в выборах местной администрации (а также в президентских) больше шансов имеют те кандидаты, которые пользуются поддержкой политических партий. Депутаты из одной и той же партии создают в Сейме и Сенате свои парламентские фракции. Именно во фракциях, как правило, рождаются проекты законов и поправок, поскольку только большие группы депутатов в состоянии вынести новые законопроекты на обсуждение Сейма.

     Депутаты  принимают участие в заседаниях Сейма, имеют право задавать вопросы членам Совета министров и вносить интерпелляции. Депутаты заседают в многочисленных комиссиях (постоянных или специальных), созданных для рассмотрения различных вопросов из области руководства государством или общественных проблем. В Сейме эти вопросы рассматриваются сеймовыми комиссиями Сейма, в Сенате - сенатскими комиссиями.

     В Сейме РП постоянно действуют  следующие комиссии:

  • Комиссия по внутренним делам и администрации;
  • Комиссия по делам государственного контроля;
  • Комиссия по делам спецслужб;
  • Комиссия по делам образования, науки и молодежи;
  • Комиссия по вопросам депутатской этики;
  • Европейская комиссия;
  • Комиссия по государственным финансам;
  • Комиссия по экономике;
  • Комиссия по инфраструктуре;
  • Комиссия по физическому воспитанию и спорту;
  • Комиссия по культуре и средствам массовой информации;
  • Комиссия по связям с поляками за рубежом;
  • Комиссия по делам национальных и этнических меньшинств
  • Комиссия по национальной обороне;
  • Комиссия по конституционной ответственности;
  • Комиссия по социальной и семейной политике;
  • Комиссия по регламенту и депутатским делам;
  • Комиссия по сельскому хозяйству и развитию села;
  • Комиссия по делам органов местного самоуправления и региональной политике;
  • Комиссия по делам Государственного казначейства;
  • Комиссия по иностранным делам;
  • Комиссия по делам органов правосудия и правам человека;
  • Законодательная комиссия;
  • Комиссия по здравоохранению.

     В комиссиях обсуждаются проекты  новых законодательных актов (голосование  по законопроектам в комиссиях Сейма - это необходимый этап процесса законодательства, заключительным этапом которого является принятие нового законодательного акта, обязательного для всех граждан Республики Польша).

     В Сейме и Сенате нынешнего срока  полномочий, избранным на период 2001 - 2005 гг. действуют следующие парламентские фракции:

  • фракция партии Право и Справедливость;
  • фракция Гражданской платформы;
  • фракция Союза левых демократов;
  • фракция партии Самооборона РП;
  • фракция Лиги польских семей;
  • фракция Народно-Национального Движения

 

     ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

     Президент Республики Польша

     Права и обязанности президента определяет Конституция РП. Согласно действующему основному закону, президент Республики Польша является главой государства, наивысшим  представителем Польши и гарантом постоянства государственной власти. Это означает, что президент стоит во главе исполнительной власти, уполномочен представлять польские интересы на международной арене, следит за соблюдением Конституции и имеет обязанность заботиться о безопасности государства.

     Президент отдает распоряжения в отношении  проведения выборов в Сейм и Сенат, а в отдельных случаях имеет  право сократить срок их полномочий. Президент может распорядиться  провести всенародный референдум по важным для государства вопросам, требующим участия всех граждан в принятии решения (таким референдумом, например, было голосование по вопросу вступления Польши в Европейский Союз).

     Президент имеет право свободного выбора в  назначении председателя Совета министров, однако еще не было случая, чтобы  президент доверил задачу формирования нового правительства политику, который не пользуется поддержкой большинства депутатов Сейма.

     Президент РП имеет непосредственную возможность  влиять на процесс становления законодательства посредством использования права  вето по отношению к законодательным актам. Сейм может отклонить президентское вето, но только большинством, то есть 3/5 голосов при наличии во время голосования, по меньшей мере, половины предусмотренного законодательством количества депутатов (230). Президент может также до подписания закона обратиться в Конституционный суд с целью проверить его на соответствие Конституции РП, что в практике зачастую имеет решающее значение на законодательный процесс.

     Исполняя  функции наивысшего представителя  польского государства, президент ратифицирует и расторгает международные договоры, назначает и отзывает послов, принимает верительные грамоты от представителей других государств. Президент как глава государства также принимает решения о присвоении высоких знаков отличия и государственных наград. Президент имеет право помилования осужденных. Это означает, что президент может окончательно отклонить решение суда (как правило, президент консультируется по таким решениям с министром юстиции). 
Президент также возглавляет Вооруженные Силы, назначает Командующего Генеральным штабом и командующих всех родов войск, а во время войны назначает Главнокомандующего Вооруженными Силами и может издать приказ о всеобщей мобилизации.

     Президент исполняет свои задания с помощью  таких учреждений, как: Канцелярии президента РП, Бюро национальной безопасности и Группы советников президента РП.

     Совет министров

     Совет министров, то есть польское правительство, состоит из более десятка министерств  и центральных ведомств. Совет  министров является органом исполнительной власти. Закон о деятельности государственной администрации дает премьер-министру, стоящему во главе Совета министров, большие возможности в формировании кадрового состава правительства.

     Премьер-министр  имеет право создавать, объединять или ликвидировать ведомства, менять масштаб их полномочий, а также подавать президенту РП предложения о расширении Совета министров путем включения в его состав так называемых министров без портфеля, координаторов части работ Совета министров, например реформы системы образования или реформы здравоохранения.

     Получить  назначение в Совет министров  могут также председатели определенных в законодательстве комитетов, например Комитета Европейской интеграции.

     Состав  Совета министров предлагает премьер  и передает соответствующее по этому вопросу предложение, адресованное президенту РП, который назначает Совет министров и принимает от правительства присягу на верность Конституции и другим законам Республики Польша.

     В настoящее время Совет Министров  состоит из Премьер-министра и 21 министров:

  • Jaroslaw Kaczynski - Премьер-министр
  • Ludwik Dorn - Заместитель премьер-министра, Министр внутренних дел и администрации
  • Roman Giertych - Заместитель премьер-министра, Министр образования
  • Zyta Gilowska - Заместитель премьер-министра, Министр финансов
  • Andrzej Lepper - Заместитель премьер-министра, Министр сельского хозяйства и развития сельськой местности
 

 

  • Jerzy Polaczek - Министр транспорта 
  • Antoni Jaszczyk - Министр строительства
  • Anna Fotyga - Министр иностранных дел
  • Radoslaw Sikorski - Министр национальной обороны
  • Jan Szyszko - Министр экологии
  • Wojciech Jasinski - Глава казначейства
  • Zbigniew Ziobro - Министр юстиции
  • Piotr Wozniak - Министр экономики
  • Anna Kalata - Министр социальной политики
  • Grazyna Gesicka - Министр регионального развития
  • Zbigniew Religa - Министр здравоохраниения
  • Tomasz Lipiec - Министр спорта
  • Michal Sewerynski - Министр науки
  • Kazimierz Ujazdowski - Министр культуры и национального наследства
  • Rafal Wiechecki - Министр мoрской економики
  • Przemyslaw Gosiewski - Министр–член Кабинета министров
  • Zbigniew Wassermann - Министр–член Кабинета министров

     Совет министров в своей деятельности руководствуется текущей политикой  государства, обеспечивает исполнение законов, издает распоряжения, координирует и контролирует деятельность правительственной администрации, обеспечивает государству внутреннюю и внешнюю безопасность, а также общественный порядок, защищает интересы Государственного казначейства, а также утверждает проект бюджета и руководит его исполнением. В полномочия Совет министров входит заключение международных договоров, требующих ратификации и расторжение международных договоров.

     Члены Совета министров несут коллективную ответственность перед Сеймом за деятельность правительства, но могут  также нести индивидуальную ответственность за деятельность, доверенную им премьером или находящуюся в сфере полномочий возглавляемых ими ведомств. За нарушение законодательства или совершение должностного преступления каждого министра может судить Государственный трибунал - специальный суд, назначенный Сеймом, где функции судей исполняют депутаты.

     Местными  представителями Совета министров  на территории Республики Польша являются воеводы. Воевод столько, сколько воеводств, то есть 16. Им подчиняется правительственная администрации на территории отдельных воеводств. Чиновники, находящиеся в подчинении воевод, а также чиновники, работающие в центральных учреждениях и министерствах, образуют корпус гражданской службы - политически независимую администрацию, реализующую административные задачи. Возглавляет корпус гражданской службы председатель Совета министров.

Информация о работе Конституционное устройство Польской республики