Конституционное производство
в КС осуществляется в двух организационно-правовых
формах: пленарные заседания и
заседания палат КС.
, Конституционное
судопроизводство происходит на
основе общих для судопроизводства
принципов независимости судей,
коллегиальности рассмотрения и
разрешения дел, государственного
языка,гласности,устности и непрерывности
производства по делу, состязательности
и равноправия сторон.
Еще один принцип
конституционного судопроизводства,
направленный на обеспечение
единства и согласованности решений
КС, выполняющих роль своеобразного
ориентира в трактовке конституционных
норм для законодательной и
правоприменительной практики - презумпция
истинности правовой позиции
КС.
. Поводом к началу
рассмотрения дела в КС является
письменное обращение управомоченного
субъекта в форме запроса, ходатайства
или жалобы. Запросом именуется обращение
с требованием о проверке конституционности
ФЗ, нормативных актов Президента РФ, СФ,
ГД, Правительства РФ; конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов РФ, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной
власти РФ или к совместному ведению органов
государственной власти РФ и ее субъектов;
договоров между органами государственной
власти РФ и субъектов РФ, договоров между
органами государственной власти субъектов
РФ; не вступивших в силу международных
договоров РФ. обращения по поводу толкования
Конституции РФ, обращения судов с требованием
о проверке конституционности законов,
подлежащих применению при разрешении
ими индивидуально-конкретных дел, а также
обращения по вопросу дачи заключения
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления. Ходатайства
- это обращения с требованиями о разрешении
споров о компетенции между федеральными
органами государственной власти; между
органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов
РФ;
между высшими
органами государственной власти
субъектов РФ. Жалоба - это обращение
гражданина или объединения граждан
с требованием о проверке конституционности
закона, примененного или подлежащего
применению при разрешении дела
правоприменительным органом и
нарушающего основные права и
свободы граждан. Граждане могут
обжаловать в КС исключительно
законы - федеральные или субъектов
РФ.
КС не может
по своему усмотрению начать
проверку конституционности какого-либо
нормативного \'акта или иное производство.
• \';
Основанием к
рассмотрению дела является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о
том,соответствует ли Конституции РФ нормативный
акт или договор. Понятие "неопределенность"
в данном случае означает убеждение заявителя
в несоответствии оспариваемых им правовых
положений Конституции РФ. Основание к
рассмотрению дела составляет противоречие
между позицией заявителя по вопросу о
содержании конституционных норм и позицией
высших органов государственной власти.
Основанием к рассмотрению дела в КС может
быть и противоречие в позициях сторон
о принадлежности полномочия в спорах
о компетенции, выдвижение ГД обвинения
против Президента РФ. Предметом рассмотрения
в КС могут быть указанные выше нормативные
акты и договоры (в том числе международно-правовые).
Субъектами права
на обращение в КС являются:
Президент РФ, СФ, ГД, \'/5 членов СФ
или депутатов ГД, Правительство
РФ, ВС РФ. ВАС РФ. органы законодательной
и исполнительной власти субъектов РФ,
граждане или их объединения, а также общие
суды любой инстанции (ст. 125 Конституции
РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный
по правам человека РФ.
Решения КС
РФ подразделяются на три вида:постановление,
направленное на разрешение дела по, существу,
- им заканчивается производство по делам
о конституционности нормативного акта
или договора, по рассмотрению спора о
компетенции, по толкованию положений
Конституции РФ; итоговое решение по вопросу
о соблюдении порядка выдвижения обвинения
против Президента РФ именуется заключением:
остальные решения оформляются определениями.
Особое мнение
судьи не является составной
частью решения КС и не имеет
каких-либо правовых последствий.
Оно содержит личную позицию
судьи, несогласного с решением
КС по существу. и подлежит опубликованию
одновременно с решением КС по делу.
Решение КС
является окончательным, не подлежит
обжалованию и вступает в силу
немедленно после его провозглашения.
Оно не может быть отменено
ни самим КС, ни другими органами
государственной власти. \' •>
Решение КС
действует непосредственно и
не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
Однако после его вынесения
образуется пробел в праве,
который иногда невозможно восполнить
непосредственным применением норм
Конституции РФ. В этом случае
законодатель обязан немедленно
или в срок. установленный в постановлении
КС, внести изменения в нормативный акт
или договор в соответствии с правовой
позицией КС.
В законе о
КС говорится об ответственности за
неисполнение, ненадлежащее исполнение
либо воспрепятствова-ние исполнению
решений КС. Однако данная норма не содержит
никаких санкций: нет их пока и в федеральном
законодательстве, к которому она отсылает.
Этим частично объясняется недостаточное
уважение к решениям КС как со стороны
законодательных органов, так и органов,
применяющих законы.