Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:01, творческая работа
Первое издание этой работы вышло в 1884 году под авторством Фридриха Энгельса. Его работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства» базируется на фактологическом материале содержащееся в труде Л. Моргана «Древнее общество».
До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимнейшие отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко. На протяжении всей древности браки заключались родителями вступающих в брак сторон, которые спокойно мирились с этим.
Современная половая
любовь существенно отличается от простого
полового влечения, от эроса древних.
Во-первых, она предполагает у любимого
существа взаимную любовь, в этом отношении
женщина находится в равном положении
с мужчиной. Во-вторых, сила и продолжительность
половой любви бывают такими, что
невозможность обладания и
В заключение второго
раздела Ф. Энгельс высказывает
прогноз: «так как моногамная семья
за период с начала цивилизации заметно
усовершенствовалась, и особенно заметно
в новейшее время, то можно, по меньшей
мере, предполагать, что она способна
к дальнейшему
Третья
глава называется
«Ирокезский род», в которой описывается
состав рода ирокезов, специфика данного
рода. Например интересный факт заметил
Морган, в роду ирокезов у племени сенека
имеется восемь родов, носящих названия
животных 1) Волк, 2) Медведь, 3) Черепаха,
4) Бобр, 5) Олень, 6) Кулик, 7) Цапля, 8) Сокол.
В каждом роде господствуют свои специфические
обычаи.
Еще несколько родов
образуют фратрию, так несколько
фратрий, если брать классическую форму,
образуют племя. Дальше объединения
в племя подавляющее
Однако в отдельных местностях первоначально родственные, но впоследствии разобщенные племена вновь сплачивались в постоянные союзы, делая, таким образом, первый шаг к образованию наций. В Соединенных Штатах наиболее развитую форму такого союза мы встречаем у ирокезов.
Таким образом мы видим,
что главной ячейкой является род, а от
него уже идут различные родовые объединения:
фратрия, племя или даже союз.
В следующей Четвертой главе мы узнаем много нового о греческом роде.
Греки, подобно пеласгам
и другим соплеменным народам, уже
в доисторическое время были организованы
сообразно тому же органическому
ряду, что и американцы: род, фратрия,
племя, союз племен. Фратрии могло
не быть, как у дорийцев, союз племен
мог образоваться не везде, но во всех
случаях основной ячейкой был
род. К моменту своего появления
на исторической арене греки стояли
на пороге цивилизации; между ними и
американскими племенами, о которых
была речь выше, лежат почти целых
два больших периода развития,
на которые греки героической
эпохи опередили ирокезов. Род
греков поэтому уже отнюдь не архаический
род ирокезов, печать группового брака
начинает заметно стираться. Материнское
право уступило место отцовскому, имущество
богатой наследницы должно было бы при
ее замужестве переходить к ее мужу, следовательно,
в другой род, была подорвана основа всего
родового права , связи с этим стали допускать
чтобы девушка вы ходила замуж внутри
своего рода в интересах сохранения за
последним этого имущества.
В пятой главе, Энгельс рассматривает «Возникновение Афинского государства». Которое развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти. В историческом ходе развития событий у Афин родовой строй рушился на глазах, терял свой авторитет, тем самым незаметно развивалось государство. Благодаря разделению труда образовывались новые группы, отрасли, создавались новые органы защиты интересов, появилась публичная власть, против которой родовой строй уже не мог устоять, точнее родовой строй в данном новом обществе ничем уже не мог помочь обществу, в связи с их новыми потребностями. И ему на замену пришло государство.
В какой степени сложившееся в главных своих чертах государство соответствовало новому общественному положению афинян, свидетельствует быстрый расцвет богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизмом между знатью и простым народом, а антагонизмом между рабами и свободными, между находившимися под покровительством и полноправными гражданами.
Возникновение
государства у афинян является в
высшей степени типичным примером образования
государства вообще, потому что оно,
с одной стороны, происходит в
чистом виде, без всякого насильственного
вмешательства, внешнего или внутреннего,
— кратковременная узурпация
власти Писистратом не оставила никаких
следов, — с другой стороны, потому, что
в данном случае весьма высоко развитая
форма государства, демократическая республика,
возникает непосредственно из родового
общества и, наконец, потому, что нам достаточно
известны все существенные подробности
образования этого государства.
Главы: Шестая, Седьмая и Восьмая повествуют нам о роде и происхождении государства в Риме, у кельтов и германцев. Данные главы рассказывают нам об их устройстве, о семье, о законах по которым они жили из поколения в поколение, и о том, что при образовании государства изменялась жизнь общества. Что и так понятно и неизбежно при переходе от одной системы к другой. К сожалению не все государства возникли таким путем, как Афины, т.е. без всякого насильственного вмешательства. Допустим в Шотландии гибель родового строя совпадает с подавлением восстания 1745 года. А Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных. Налоги, государственные повинности и разного рода поборы ввергали массу населения во все более глубокую нищету, этот гнет усиливали и делали невыносимым вымогательства наместников, сборщиков налогов, солдат. Вот к чему пришло римское государство с его мировым господством, свое право на существование оно основывало на поддержании порядка внутри и на защите от варваров извне, но его порядок был хуже злейшего беспорядка, а варваров, от которых оно бралось защищать граждан, последние ожидали как спасителей. Из этого следует то, что у каждого народа своя история, и свой переход к государственной власти.
Подводя
итоги, Ф.Энгельс
пишет:
«Выше мы рассмотрели
в отдельности три главные
формы, в которых государство
поднимается на развалинах родового
строя. Афины представляют самую
чистую, наиболее классическую форму:
здесь государство возникает
непосредственно и
Девятый раздел носит название «Варварство и цивилизация». Этот заключительный раздел является обобщением изложенного выше, и посвящен общим экономическим условиям, которые подрывали родовую организацию общества и, с появлением цивилизации, полностью устранили ее. Здесь нам не обойтись без обширных цитат из работы Ф.Энгельса, так как они в обобщенном виде формулируют итоги изложенного в работе.
Род, отмечает Ф.Энгельс,
«достигает своего расцвета на низшей
ступени варварства». «Величие родового
строя, но вместе с тем и его
ограниченность проявляются в том,
что здесь нет места для
господства и порабощения. Внутри родового
строя не существует еще никакого
различия между правами и обязанностями…
В дальнейшем у ряда передовых племен главной отраслью труда стали не охота и рыболовство, а приручение, в затем и разведение скота. «…это было первое крупное разделение труда». Между племенами начался обмен скотом. Скот сделался товаром, посредством которого оценивались все товары», он приобрел функции денег. Был изобретен ткацкий станок, и началась плавка металлов. Быстро усовершенствовались орудия производства и оружие.
Первое крупное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно и богатства, и с расширением поля производительной деятельности, при совокупности данных исторических условий, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».
«Дикий» воин и охотник довольствовался в доме вторым местом после женщины, «более кроткий» пастух, чванясь своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе. И она не могла жаловаться. Разделение труда в семье служило основанием для распределения собственности между мужчиной и женщиной…».
Богатство быстро возрастало,
оно было богатством отдельных лиц.
Производственная деятельность людей
расширилась и стала
Вместе с возникновением
купцов появились и металлические
деньги. Это было новое средство
господства, был открыт товар товаров,
который в скрытой форме
«Так вместе с расширением торговли, вместе с деньгами и денежным ростовщичеством, земельной собственностью и ипотекой быстро происходила концентрация и централизация богатства в руках немногочисленного класса, а наряду с этим росло обнищание масс и возрастала масса бедняков». Родовой строй оказался бессильным перед новыми элементами, выросшими без содействия с его стороны. «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – разделением общества на классы. Он был заменен государством.
Таким образом «государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. И чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила и есть государство.
Отличительные черты государства – территориальное деление подданных и публичная власть. Для содержания публичной власти вводятся налоги, государство делает государственные долги. Вследствие этого чиновники, как органы общества, становятся над обществом.
Делая прогноз на будущее, в заключение Ф. Энгельс пишет следующее.
«Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству.