Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:14, лекция
Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). “Отцом-основателем” классического консерватизма считается английский политический деятель Э. Берк. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др.
Консерватизм
(от лат. заботиться о сохранении) – разновидность политической идеологии. Термин “К.” впервые был употреблен французским писателем Ф. Р. Шатобрианом, который в XVIII в. стал издавать журнал “Консерватор”. Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). “Отцом-основателем” классического консерватизма считается английский политический деятель Э. Берк. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. К основным принципам консерватизма относятся следующие: 1. Убежденность в том, что человеческая природа и моральные истины постоянны. Консерватизм исходит из постулата об ограниченности сферы человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка. 2. Консерваторы придерживаются обычаев, традиций и преемственности хотя и считают перемены необходимыми. Они полагают, что любые общественные перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, выборочно. 3. Консерваторы верят в принцип заведенного порядка вещей. Например, мораль и право собственности во многом держатся на принципе давности. 4. Вся деятельность политика-консерватора должна оцениваться с точки зрения долгосрочных последствий, а не временных преимуществ и популярности. 5. Консерваторам нравится разнообразие традиционно сложившихся социальных институтов и форм жизни. Люди не равны. Социальная организация сложна и всегда содержит в себе различные классы, сословия и группы. Расслоение, иерархия и подчинение – неизбежные черты любого общества. Единственное равенство, которое признают консерваторы, – это “равенство перед Богом”. 6. По мнению консерваторов, “стремиться к утопии – значит закончить катастрофой”. Необходимо стремиться к приемлемому общественному порядку, справедливости и свободе, улучшая и сохраняя этот порядок благоразумными реформами. 7. Частная собственность – продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель. 8. Консерваторы исходят из догмата об изначальном несовершенстве человека, который не может опираться ни на свои природные инстинкты, ибо уже растерял их, ни на свой разум, ибо вся истекшая история показывает, что человек способен на действия, противоречащие разуму. Будучи таковым, человек не может создать совершенное человеческое общество. 9. Коллектив выше личности. Источник зла в природе человека, а не в отдельных социальных институтах. 10. Существует презумпция “в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло”.
В конце XIX – начале XX в. консерватизм интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. В русском консерватизме можно выделить два основных типа: ценностный, основывающийся на убеждении, что цель общества состоит в сохранении и воплощении основополагающих ценностей – ценностей социальной интеграции (бог, родина, община, общая судьба и др.; структурный, который исходит из того, что стабильность общества обеспечивается не сохранением ценностей, а общественными структурами (и прежде всего государством). Сторонники ценностного консерватизма (славянофилы, “почвенники” и др.) идеализировали не государство, а народ и ставили все вопросы, связанные с функциями государства, в зависимость от нравственных проблем “народности”. По их мнению, власть сама по себе бессильна, если ее намерения не находят отклика в народе, не содействуют его сплочению, отстают от его подлинных потребностей или, наоборот, опережают их. Государство – в интерпретации славянофилов – только форма, оболочка, а не живой дух, поскольку в нем нет ничего субъективного, а следовательно, и творческого. Для сторонников структурного консерватизма в России (М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова и др.) характерен отказ от выдвижения всеобщих моделей политического устройства. Представители структурного консерватизма выступали за сильное и авторитарное государство, рассматривая его прежде всего, как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность в стране, сложившиеся структуры и иерархическое строение общества. Они полагали, что только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его.