Консерватизм в прошлом и настоящем

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Консерватизм, как таковой, представляет собой комплекс идей, концепций, социально-философских и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины.

Содержание

1.Введение
2. Понятие и сущность консерватизма
3. Неоконсерватизм
4. Заключение
5.Ключевые термины и понятия

Работа содержит 1 файл

!!!! КР политология.docx

— 39.07 Кб (Скачать)

 

Тема 19

Консерватизм в прошлом  и настоящем (неоконсерватизм)

План:

1.Введение

2. Понятие и сущность консерватизма

3. Неоконсерватизм

4. Заключение

5.Ключевые термины и  понятия

 

 

 

Введение.

Консерватизм, как таковой, представляет собой  комплекс идей, концепций, социально-философских  и идеологических ориентаций, установок, ценностей относительно общества, государственно-политической системы, место в них отдельного индивида. В процессе своего формирования и дальнейшей эволюции консерватизм вобрал в себя различные идеи, концепции, доктрины.

Можно проследить две тенденции в развитии консерватизма: первая восходит к французским мыслителям Ж. де Местру и Л. Бональду, а вторая к английскому мыслителю Э. Берку (в англосаксонских странах).[1] В целом как тип общественно-политической мысли и идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идейные установки, ориентации, ценности тех классов, фракций и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-экономического развития, тех привилегированных слоев, которые испытывают все возрастающие трудности и давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных фракций имущих слоев населения. Но не редко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех средних и мелких предпринимателей, которые испытывают страх перед будущим. Консерваторы умело используют глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для психологии массовых слоев населения. Консерватизм апеллирует не только к буржуазии, но и к отдельным группировкам из других классов (фермерам, лавочникам и т.д.). Большое значение имеет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозной социальной философии, как правило претендующей на внеклассовость.

Во второй половине ХХ в. социально-экономические и  политические изменения в мире заставили  консерваторов перейти к требованиям  укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым  начинаниям, способным подорвать  стабильность политической системы  и уменьшить власть представителей крупного капитала.

Неоконсерваторы выступают  сами инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы  проявили изрядную степень  гибкости и прагматизма, умение приспосабливаться  к создавшимся условиям. Они четко  уловили настроение широких масс населения, требующих принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства  государственных средств, негативных явлений в социальной жизни.[1]

  1. Понятие и сущность консерватизма

Консерватизм возник в  конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Консерватизм (термин впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм — это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т.д.).

Предпосылкой возникновения  этих базовых представлений, стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Французской революции 1789 г. Потрясенные сопровождавшим этот процесс насилием, духовные отцы консерватизма — Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Бёрк, а впоследствии X. Кортес, Р. Пиль, О. Бисмарк и другие пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.[3]

Оптимистическому взгляду  либералов на природу человека, разум  и воля которого в состоянии преобразовать  общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном  несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как исторической наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми  способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной  от морали. [2]

Другим важнейшим принципом  консерватизма является традиционализм. Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Консерваторы исходили из полного приоритета общества над  человеком: «люди проходят, как тени, но вечно общее благо» (Бёрк). По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к его  требованиям. Политические же проблемы они рассматривали как религиозные  и моральные, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном  с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности.

В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит  постепенный реформизм, основывающийся на поиске компромисса. Компромисс как  единственная гарантия сохранения относительного порядка и пусть несовершенной, но все же социальной гармонии предопределял  баланс, адаптацию, приспособление, подстраивание  как нормы консервативной идеологии. [3]

 

Сохранение же прошлого в  настоящем способно, как они полагали, снять все напряжение и потому должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями. Понятно, что такие  принципы, как индивидуализм, равенство, атеизм, моральный релятивизм, культ  рассудка, представляли для них антиценности, разрушающие целостность человеческого  сообщества. Таким образом, система  воззрений консерваторов базировалась на приоритете преемственности перед  инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной  свыше иерархичности человеческого  сообщества, а стало быть, и привилегией  известных слоев населения, а  также соответствующих моральных  принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

На основе этих фундаментальных  подходов сформировались и окрепли  характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности: отношение к конституции  как к проявлению высших принципов, которые воплощают неписаное  божественное право и не могут  произвольно изменяться человеком; убежденность в необходимости правления  закона и обязательности моральных  оснований в деятельности независимого суда; понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы  и т.д. [7]

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства  людей перед Богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития.

Консервативная идеология  негативно относится к тенденции  политизации людей, которая особенно отчетливо проявилась в XX веке. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Политика – это сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

Консерватизм в XIX веке постепенно превращается в модификацию идеологии, которая принимает некоторые ценности либерализма, в первую очередь – политические. Буржуазная, переболев революциями и завоевав политическую власть, также искала опору в новых социально-политических идеях. Особое внимание в консерватизме привлекали стремление к единству общества, к средствам укрепления авторитета власти, к иерархии, к подчеркиванию связующей роли духовных ценностей.

В XX веке консервативные теории развивались под значительным влиянием классического либерализма. В США возник так называемый рыночный консерватизм, который рассматривал тенденции к государственному регулированию экономики как опасный разрыв с либеральными традициями западной цивилизации, как "дорогу к рабству" и тоталитаризму.

До 70-х годов XX века консерватизм занимал периферийные позиции, находился в обороне по отношению к либеральному реформизму и социал-демократическим теориям. Подъем консерватизма начинается со второй половины 70-х годов и особенно с начала 80-х, когда во многих странах Запада к власти пришли политические силы, принявшие на вооружение идеологию консерватизма. [3]

 

 

  1. Неоконсерватизм

 

В первой половине 70-х гг. XX в. консерватизм в основном стал выступать в обличье неоконсерватизма. Его наиболее известные представители И. Кристол, И. Подгорец, Д. Белл, 3. Бжезинский и другие сформировали ряд идей, ставших ответом на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. Данная форма консерватизма удачно приспособила традиционные ценности к реалиям позднеиндустриального этапа развития западного общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни, экологический кризис, нарастание культурного разнообразия и снижение авторитета традиционных для Запада ориентации – все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации. [5]

Неоконсерватизм был ответом  на "вызов" кризисного состояния  научно-технической цивилизации  и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная  идеология сильнее стимулировала  индивидуальные достижения, а неоконсервативная  политика нашла достаточно эффективные  средства решения экономических  и социальных проблем.

   В этих условиях  неоконсерватизм предложил обществу  духовные приоритеты семьи и  религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности  гражданина и государства и  их взаимопомощи, на уважении  права и недоверии к чрезмерной  демократии, крепком государственном  порядке. Сохраняя внешнюю приверженность  рыночному хозяйствованию, привилегированности  отдельных страт и слоев, неоконсерваторы  четко ориентировались на сохранение  в обществе и гражданине чисто  человеческих качеств, универсальных  нравственных законов, без которых  никакое экономическое и техническое  развитие общества не может  заполнить образовавшийся в человеческих  сердцах духовный вакуум.[4]

   Основная ответственность  за сохранение в этих условиях  человеческого начала возлагалась  на самого индивида, который должен  был, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в “дойную корову”, в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время государство, по мысли неоконсерваторов, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека. И хотя предпочтительным политическим устройством такой модели взаимоотношений государства и гражданина считалась демократия, все же теоретики неоконсерватизма настаивали на усилении управления обществом, на совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, снижении уровня эгалитаризма.

Информация о работе Консерватизм в прошлом и настоящем