Конкуренция в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Функции конкуренции…………………………………………………………4

2.Виды конкуренции……………………………………………………………..5

3.Совершенная конкуренция…………………………………………………..…8

4.Несовершенная конкуренция ………………………………………………...10

5.Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность……………12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемых источников……………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

натаха.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Существуют  следующие определения монополии:

- тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей;                              - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;       - капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей.  
 

5. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность

     Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению  отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.          Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.         Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.           Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов  и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.      Проблема конкуренции изучается многими экономистами, как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства.      Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.    Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.              Итак, мы пришли к выводу, что конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Список  используемых источников

1. Белковский  А.Н. Конкурентная стратегия современных  компаний (точка зрения Майкла  Портера//Менеджмент в России  и за рубежом. - 2004. - №4.

2. Брюховецкий  Н.Н. Недобросовестная конкуренция: что должен знать предприниматель//www. yurclub.ru

3. Млоток  Е. Принципы маркетингового исследования  конкуренции на рынке// www. marketing.spb.ru

4. Мудунов  А.С., Цахаев К.Н. Конкуренция и  монополия в предпринимательстве// www.academa.ru

5. Носов  А.А. Недобросовестная конкуренция  в информационном обществе// Право:  теория и практика// www. yurclub.ru

Информация о работе Конкуренция в предпринимательской деятельности