Коммерческое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:53, реферат

Описание работы

Объекты торгового права обозначаются единым понятием - товары. Каждый объект коммерческого права осязаем и имеет вещественную форму. Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.). Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: он должен иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения.

Содержание

1. Объекты торгового права 3
2. Понятие товара. Виды товаров 6
3. Товарооборот. Товары, изъятые из оборота 7
4. Товаро-распорядительные документы 9
5. Средства индивидуализации товаров 10
Список литературы………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

ком. право.docx

— 31.75 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

1. Объекты торгового права 3

2. Понятие товара. Виды товаров 6

3. Товарооборот. Товары, изъятые из оборота 7

4. Товаро-распорядительные документы 9

5. Средства индивидуализации товаров 10

Список литературы………………………………………………………………14 
 

1. Объекты торгового права

 

  Объекты торгового права обозначаются единым понятием - товары. Каждый объект коммерческого права осязаем и имеет вещественную форму. Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытый уголь, выловленная рыба и др.). Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: он должен иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения.

  Объектами торгового права являются те ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом:

  1) товары;

  2) товарораспорядительные документы;

  3) средства индивидуализации товаров (товарный знак, наименование места происхождения товара).

  Объектами коммерческого права являются не все товары, а лишь те, которые  могут быть продвинуты от производителя  к потребителю, т. е. такие товары, которые участвуют в торговом обороте. Мировой практикой ряд товаров не включается в число объектов коммерческого (торгового) права в связи со спецификой их транспортировки или же отсутствием возможности транспортировки такого товара:

  1) электроэнергия;

  2) тепло;

  3) вода;

  4) недвижимое имущество и др.

  Порядок оборота вышеперечисленных товаров  остался за пределами регулирования  торговых кодексов ведущих мировых  держав. Эти товары исключены их предмета регулирования ведущих  международных документов в области  торгового права.

     Что касается торгового оборота, то он характеризуется рядом принципиальных отличий от имущественных (гражданско-правовых)отношений. Это всегда возмездная деятельность, имеющая определенную целевую направленность продвижение товара от изготовителя потребителю. Если гражданскому праву термин "товар" вообще не свойственен и лишь косвенно упоминается в законе (например, п. 1 ст. 454 ГК РФ), то для коммерческого права он является одним из основополагающих.

Определение понятия "товар" содержится в ряде законов. Так, в Законе РФ от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" товар определен как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот. Статья 38 НК РФ относит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, - подобное определение менее пригодно для целей коммерческого права.

     Необходимым и существенным признаком объектов торгового права является их коммерческая оборотоспособность, т.е. способность служить объектом торговых договоров и менять собственника.

  В Российской Федерации ряд товаров  изъят из торгового оборота и  не является объектами торгового (коммерческого) права:

  1) космическое оборудование;

  2) военная техника;

  3) яды;

  4) лекарственные средства и др. Товарораспорядительные документы наряду с товарами являются объектами коммерческого права.

  Владельцы товарораспорядительного документа  имеют право на товар, указанный  в данном документе. Продажа товарораспорядительных документов влечет переход прав на эти товары.

  К товарораспорядительным документам относятся:

  1) складские свидетельства;

  2) коносамент;

  3) накладные на перевозку грузов.

  Средства  индивидуализации товаров:

  1) товарный знак;

  2) знак обслуживания;

  3) наименование места происхождения товара.

  Товарный  знак – обозначение, благодаря которому

  товары  одних хозяйствующих субъектов  отличаются от однородных товаров других хозяйствующих субъектов.

  Знак  обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических либо физических лиц отличаются от однородных услуг других юридических или физических лиц.

  Наименование  места происхождения  товара – указание в названии товара того места его производства, которое позволяет отличить данный товар от других товаров.

     Коммерческая  оборотоспособность означает возможность свободного отчуждения объектов на возмездной основе. Она не касается актов безвозмездной передачи имущества, в том числе в порядке дарениянаследования, реорганизации юридического лица либо иным способом.

Таким образом, объектами торгового оборота признаются товары, т.е. имущество, обладающее оборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров. 

2. Понятие товара. Виды товаров

 

  Товар – это продукт труда, удовлетворяющий потребность человека посредством купли-продажи. Данное определение товара рассмотрено с экономической точки зрения. В Гражданском кодексе РФ с понятием товара отождествляется понятие «вещь». ГОСТ РФ «Товары: термины и определение» определяет товар как любую вещь, неограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи. В соответствии с типовым законом ЮНСИТРАЛ товар – это предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, предметы оборудования в твердом, жидком, ином состоянии, а также электрическая энергия и услуги, сопутствующие поставкам товара, если их стоимость не превышает стоимости самих товаров. Для коммерческого права товары – это движимые вещи, находящиеся в торговом обороте, имеющие стоимостную оценку и выступающие предметом договора купли-продажи, где сторонами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

  Существуют  товары особого рода:

  1) потребительские;

  2) электроэнергия.

  У потребительских  товаров особые возможности  обмена, ремонта, возврата.

  Электроэнергия  обладает рядом специфических  свойств:

  1) ее невозможно зрительно обнаружить;

  2) ее невозможно накапливать и хранить;

  3) процесс ее производства связан с транспортировкой и потреблением;

  4) при передаче потребителю не может быть возвращена;

  5) не может быть предметом виндикационного иска, т.е. иска собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения. Иными словами, виндикационный иск — это иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате имущества.

  Все товары делятся на три группы:

  1) идентичные;

  2) взаимозаменяемые;

  3) однородные.

  Идентичными признаются товары, которые имеют одинаковые характеризующие их признаки: физические характеристики, качество товаров, репутацию на рынке, страну происхождения, производителей. Некоторые незначительные различия в характеристиках товара могут не учитываться.

  Однородные товары, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции: качество, репутация на рынке, страна происхождения, наличие товарного знака.

  Взаимозаменяемые товары сходны с однородными, могут быть сравнимы по их функциональному значению, применению, техническим характеристикам и цене с другими товарами таким образом, что покупатель их заменяет или готов заменить в процессе потребления.

3. Товарооборот. Товары, изъятые из оборота

 

  Различают три вида оборотоспособности товаров:

  1) товары полностью оборотоспособные;

  2) товары с ограниченной оборотоспособностью;

  3) товары, изъятые из оборота.

  Полностью оборотоспособные товары могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому любым способом.

  Товары, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в торговом обороте  допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном  законом. Такие товары являются ограниченными в торговом обороте объектами.

  В Российской Федерации  ряд товаров изъят  из торгового оборота. Эти товары не могут быть объектами свободной купли-продажи. Эти товары включены в Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

  К таким товарам  относятся, в частности:

  1) драгоценности – драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; драгоценные камни и изделия из них;

Информация о работе Коммерческое право