Коллизия в Градостроительном кодексе Архангельской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство. Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения.

Содержание

Понятие, виды и способы разрешения юридических коллизий
Коллизия в Градостроительном кодексе Архангельской области
Пути разрешения данной коллизии

Работа содержит 1 файл

ИТЗ коллизионное.doc

— 53.50 Кб (Скачать)
  1. Понятие, виды и способы разрешения юридических  коллизий
  2. Коллизия в Градостроительном кодексе Архангельской области
  3. Пути разрешения данной коллизии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие,  виды и способы разрешения  юридических коллизий

      Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство. Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. В Конституции РФ (п. «п» ст. 71) говорится о том, что к ведению Российской Федерации относится федеральное коллизионное право1. Оно и призвано развязывать наиболее тугие узлы противоречий. Однако применение коллизионных норм, т.е. непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, попросту невозможно.  Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм. Выступая в мае 1996 г. на Всероссийском конгрессе по правовой реформе, Президент РФ обратил внимание на внутреннюю противоречивость российского законодательства, подчеркнув, что «оно приобрело сегодня особо острый характер. Противоречия существуют не только между отдельными отраслями права, которые в последние годы развивались разными темпами, но даже между конкретными нормами внутри одного закона.  Противоречивость законодательства все больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит питательной средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти2» Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие. Немаловажную роль играет также отставание права, которое в силу этого обычно не поспевает за течением реальной жизни. Право поэтому постоянно корректируется, приводится в соответствие с новыми условиями. В результате одни нормы отпадают, другие появляются, но, будучи вновь изданными, не всегда отменяют старые, а действуют как бы наравне с ними. Кроме того, общественные отношения неодинаковы, и разные их виды требуют дифференцированного регулирования с применением различных методов. Свое влияние оказывают несовпадение и подвижность границ между правовой и неправовой сферами, их расширение или сужение. Наконец, любое национальное право должно соответствовать международным стандартам, нравственно-гуманистическим критериям, принципам демократии. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба и другие. Причем одни из них возникают и существуют внутри самой правовой системы – внутрисистемные, другие привносятся извне – внесистемные.

      Существует  несколько видов юридических  коллизий и способов их разрешения.

      1. Прежде всего юридические коллизии  можно подразделить на четыре  группы: 1) коллизии между нормативными  актами или отдельными правовыми нормами;

2) коллизии  в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих  актов);

3) коллизии  в правоприменении (разнобой в  практике реализации одних и  тех же предписаний, несогласованность  управленческих действий);

4) коллизии  полномочий и статусов государственных  органов, должностных лиц, других  властных структур и образований.

      2. Коллизии между законами и  подзаконными актами. Разрешаются  в пользу законов, поскольку  законы обладают верховенством  и высшей юридической силой (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ч. 1 и 2 ст. 115; ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

      3. Коллизии между Конституцией  и всеми иными актами, в том  числе законами. Разрешаются в  пользу Конституции. В статье 15 говорится, что Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В части 3 статьи 76 установлено: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Конституция – основной закон любого государства, поэтому обладает бесспорным и абсолютным приоритетом. Это закон законов.

      4. Коллизии между общефедеральными  актами и актами субъектов  Федерации, в том числе между  конституциями. Приоритет имеют  общефедеральные. В статье 76 Конституции  РФ говорится, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ее ведения, имеют прямое действие на всей территории Федерации (ч. 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Далее в указанной статье зафиксировано: «законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» (ч. 5). «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует акт субъекта Федерации» (ч. 6). 

      5. На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний  по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется  акт, обладающий более высокой юридической  силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

в) если расходятся общий и специальный  акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного  уровня (коллизии по вертикали), то общий. Подобные акты или нормы иногда называют конкурирующими.

      В целом способами разрешения коллизий являются:

1) толкование;

2) принятие  нового акта;

3) отмена  старого; 

4) внесение  изменений или уточнений в  действующие; 

5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный  процесс, создание согласительных  комиссий;

  1. конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международные процедуры устранения конфликтов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Коллизия  в Градостроительном кодексе  Архангельской области

      Данная  коллизия является нормативной - на наличие  фактора нормативная коллизия указывает  любой вид коллизии, если возможность  ее разрешения зависит от волевого решения должностного лица, государственного служащего.

      Нормативные коллизии могут заключаться в  противоречии нормативного правового  акта субъекта Российской Федерации  федеральному законодательству. Например Градостроительный кодекс Архангельской  области.

      Далее рассмотрим Градостроительный кодекс Архангельской области в редакции от 30.05.2011года и Градостроительный кодекс Российской Федерации.

В Градостроительном  кодексе Архангельской области3 обнаружено несоответствие понятия «заказчик» определению федерального закона: в Архангельской области - заказчик - физическое или юридическое лицо, уполномоченное застройщиком на осуществление его функций, в том числе по обеспечению на принадлежащем застройщику земельном участке строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выполнения инженерных изысканий. В Градостроительном кодексе РФ4 -  застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Вывод: возможность произвольного определения должностными лицами прав и обязанностей заказчиков, так как в Федеральном законе нет понятия заказчик.

      Кроме того, областной закон позволяет  проводить государственную экспертизу градостроительной документации некоммерческим организациям. Между тем, по федеральному законодательству экспертиза должна проводиться исключительно органами государственной власти. Разнится и перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство – в областном законе их меньше. Таким образом, должностное - лицо вправе требовать от заявителя федеральный список или областной по своему усмотрению. 

3.Пути  разрешения данной коллизии

  1. Была принята инициатива правительства Архангельской области по совершенствованию градостроительного законодательства региона5.

Так, в  первом чтении народные избранники поддержали законопроект «О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи с изменением законодательства о градостроительной деятельности». Нововведения направлены на приведение положений Градостроительного кодекса Архангельской области в соответствие с федеральным законодательством

  1. Обращение в суд. Дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению областного закона от 01.03.2006 г. № 153-9-03 «Градостроительный кодекс Архангельской области» в части слов «ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в Архангельской области» пп 7 п.2 ст.9, п.4 Перечня зон с особыми условиями использования территорий областного значения (Приложения № 4)6

      Благодаря такому обращению было принято решение:Признать недействующими со дня вступления в  законную силу настоящего решения подпункт 7 пункта 2 статьи 9 в части слов «ведение информационной системы обеспечения  градостроительной деятельности в Архангельской области», а также пункт 4 Перечня зон с особыми условиями использования территорий областного значения (Приложения № 4) областного закона от 01.03.2006 г. № 153-9-03 «Градостроительный кодекс Архангельской области» .

Таким образом приняты некоторые меры для преодоления юридических коллизий 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» "Парламентская газета", N 5-6, 14.01.2005
  3. Закон Архангельской области от 01.03.2006 N 153-9-ОЗ (ред. от 07.12.2009) "Градостроительный кодекс Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 01.03.2006). Волна", N 10, 21.03.2006
  4. Ю.А. Тихомиров. Коллизионное право. М.: 2000

Информация о работе Коллизия в Градостроительном кодексе Архангельской области