Классификация норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе в первом вопросе рассматривается классификация норм права.
задача.Определите и обоснуйте место Устава Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права в системе нормативных правовых актов.

Содержание

Введение

1. Основания классификации норм права
5стр.

2. Классификация норм права
6-8 стр.

3. Практическая работа
9-13 стр.

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

готовая по тгп.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

Заочный факультет

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Проблемы теории государства и права

Вариант 6

 

 

 

      

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Заочного факультета

Специальности «Юриспруденция»

Зачетная книжка № 09306

Срок обучения: 3,5 года

Прохорова А.С.

Проверил:С.С.Кузакбирдиев, к.ю.н.,доцент кафедры


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

Содержание

Введение

 

1. Основания классификации  норм права

5стр.

2. Классификация норм  права

6-8 стр.

3. Практическая работа

9-13 стр.

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В данной контрольной  работе в первом вопросе рассматривается классификация норм права.

"Нормы права - это  те "кирпичики", из которых складывается все здание права", - пишет А.Ф. Черданцев1. Именно нормы права закреплены почти во всех статьях нормативно-правовых актах, что обеспечивает применение и обязательную реализацию нормы права.

С появлением государства  право стало выражаться в виде писаных норм, обеспеченных силой  государства. Люди в процессе многовековой жизнедеятельности выработали множество различных правил поведения. Эти правила регулируют порядок в обществе, они содержат информацию о желательном или нежелательном поведении людей. Поэтому, на мой взгляд, каждый человек в обществе должен иметь знания о нормах действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе.

 Норма права –  это обязательный элемент в  государственно-организованном обществе. Большинство составляющих право норм носит представительно-обязывающий характер.

Действие норм права  наблюдается везде и повсюду. Они выступают регулятором разнообразных видов деятельности людей и их взаимоотношений.

Отличительная черта  нормы права от других социальных норм права в том, что правовая норма это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной ситуации. За ней стоят сила и авторитет государства.2

Из действий человека складывается его поведение. Поведение  человека всегда является сознательным и волевым проявлением. Нормы  права воздействуют на человека, его поведение приобретает правовую черту. Человек может придерживаться правовой нормы, либо нарушать ее. За нарушение правил поведения норма права в качестве контролёра накладывает ответственность на субъекта, за правомерное поведение наоборот, поощряет. Таким образом, государство контролирует поведение человека в обществе.

Я уверена в том, что  без нормы права в обществе царили бы анархия и беспорядок, что создавало бы угрозу существования всего живого на земле. Норма права, на мой взгляд, не только регулятор отношений между людьми в конкретном государстве, но и сдерживающий фактор непродуманной деятельности человечества для предотвращения непредсказуемых последствий. Присутствие нормы права обнаруживается во всех правовых явлениях. Будь то правопорядок, правонарушение, правомерное поведение, правосознание, правовое воспитание, правоотношение и т.д. Я уверена, без нормы нет права вообще. Ведь право – система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством норм, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса (всего народа), выступающих в роли регулятора общественных отношений. 3

Задачей данной работы является определение роли правовых норм в  общественной жизни человека и их классификация.

Переходя к  непосредственному освещению темы работы, отметим, что

Нормы права подразделяются на виды по различным основаниям.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основания  классификации норм права. 

  Нормы права осуществляют различные по характеру, содержанию, задачам и целям регулятивные функции. Многогранность общественных отношений обусловливает многообразие правовых норм, наличие различных видов правовых норм. Выделение тех или иных видов норм права зависит от основания (критерия) их группировки, классификации.

   Нормы делятся на разные виды и в зависимости от форм выражения их воздействия, от направленности их регулирующей силы. Так, уже римский юрист Модестин отмечал: "Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать". Цицерон, соответственно, говорил о таких формах действия права, как веление и запрет, а юрист Квинтилиан — о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.   Согласно нормативистскому учению Г. Кельзена, норма права как долженствование приказывает (предписывает), позволяет (дозволяет) или уполномочивает (управомочивает).    При рассмотрении видов юридических норм следует иметь в виду, что затрагивается одно явление - правовая норма, но с различных позиций, то есть по различным основаниям, которые позволяют делить нормы на виды. Следовательно, одна и та же правовая норма (пример, ст. 103 УК РФ) одновременно является охранительной - по функциям права, уголовной - по отраслям права, запрещающей - по характеру правила поведения, заключенного в этой норме, и т.д.4

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация норм права

 

Поскольку одной из характерных черт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в четкой систематизации и структурной классификации вполне очевидна. «Право, являясь высшей инстанцией в регулировании отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированные группы норм, отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих характерную внутреннюю структуру».5

Классификация норм права, т.е. подразделение на виды, способствуют более глубокому их пониманию, выявлению  у них специфических особенных признаков, отличающих их друг от друга.

Внимательно изучив работы различных авторов по этой теме, я в своей контрольной работе остановилась на классификации норм права, которая определена в лекциях С.С. Кузакбирдиева к.ю.н., доцента кафедры государственно правовых дисциплин ГАОУ ВПО "Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права».

По отраслям права  выделяются следующие разновидности: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т. д.

По способам правового  регулирования выделяются следующие  группы правовых норм:

  1. Основополагающие нормы
  2. Регулятивные нормы
  3. Охранительные нормы
  4. Поощрительные нормы
  5. Обеспечительные нормы                                   1.Основопологающие нормы-это нормы определяющие исходные начало основы правового регулирования общественных отношений к ним относятся:

-нормы начало;

-нормы принципы;

-нормы гарантии;

-нормы определительно установочные.

Нормы–начало-это предписания закрепляющие  устои существующего строя, основы социально- экономической государственной и политической жизни они содержаться в основном в Конституции.

Нормы-принципы это предписание выражающие и закрепляющие принципы права и правового регулирования. (Ст. 3-7 УК РФ)

Нормы–гарантии- это предписывающие, закрепляющие конституционно правовые гарантии.

Нормы определительно-установочные –это предписания определяющие цели и задачи правового регулирования, а также отдельных отраслей права( ст. 2 УК РФ).

Регулятивные нормы- это нормы устанавливающие юридические права и обязанности участников общественных отношений к ним относятся: запрещающие, обязывающие, управомачивающие и рекомендательные.

Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права. Например,  п. 3 ст. 261, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ  
«Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».

Запрещающие-это нормы устанавливающие не совершать правом действия. Запрещается: не вправе, не может, не должно быть, не допускается, не следует не должен, не обязан.

Обязывающие-Это нормы устанавливающие обязанность совершать активные действия положительного характера. (обязан, должен, следует, подлежит).

Управомачивающие -это нормы предоставляющие субъектом право на совершение определенных положительных действий. (вправе, имеет право, может, может быть, разрешается, допускается).

Рекомендательные-это нормы устанавливающие варианты наиболее желательного, предпочтительного поведения. (Рекомендуется, не рекомендуется, следованно бы, не следованно бы).

Рекомендательные нормы содержат в себе советы, предложения компетентных органов рассмотреть тот или иной вопрос и принять по нему определенное решение, заранее официально признавая его имеющим юридическую силу.

Охранительные нормы– это нормы закрепляющие меры за совершением правонарушения или неисполнения должных обязательств. К ним относятся нормы УК РФ особенной части,  административные нормы о признании сделок, договоров, правовых актов недействительны.                                                                                             Эти нормы рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Например, в ст. 306, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».

Поощрительные- это нормы предусматривающие поощрения за одобряемые государством и обществом поведение. Они содержатся в законах, подзаконных нормативных актах.

Поощрительные правовые нормы дают компетентным органам право при наступлении предусмотренных в гипотезах этих норм условий применить их к тем, кто заслуживает поощрения (например, положения об орденах, медалях, почетных званиях и т. д.). Однако компетентные органы вправе эту норму и не применять. «Поэтому, – отмечается в литературе, – невыполнение требований, указанных норм юридически безразлично, но отнюдь не неправомерно, как и, с другой стороны, выполнение тех же требований не только правомерно, но и служит основанием для поощрения. В этом и заключается специфика поощрительных норм».6

Обеспечительные -это нормы обеспечивающие действия реализации основополагающих, регулятивных, охранительных и поощрительных норм.

К ним относятся дефинитивные нормы, коллизионные, оперативные. Дефинитивные -это нормы закрепляющие определённые юридические нормы и понятия, категории.

Коллизионные -это нормы устанавливающие порядок выбора и применение одной правовой нормы из нескольких конкурирующих. Например, ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Оперативные -это нормы определяющие порядок  и сроки, введение в действие или отмену действия других норм. ( ч.1 п.1 Конституции РФ).

Классификация норм  позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже понять их  природу и назначение. Нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать. 

 

 

 

 

2. Определите и обоснуйте место  Устава Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права в системе нормативных правовых актов.

В Российской Федерации  существует три вида высших учебных  заведений, в которых можно получить высшее образование: институт, академия и университет.7

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области "Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» является академией.

В настоящее время, высшее образовательное заведение создается  в соответствии с ГК РФ.8 На высшее учебное заведение распространяется действие главы 4 «Юридическая лица» ГК РФ. Это значит, что в процессе создания вуз действует как субъект имущественных отношений. На деятельность высшего учебного заведения, выступающего в роли субъекта правоотношений, распространяется действие статьи 48, 49 ГК РФ.

Управление высшим учебным  заведением осуществляется на основе Конституции РФ, ФЗ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012), Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "Об автономных учреждениях» принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования.                                                                        С точки зрения законодательства России, а именно ст.52 Гражданского Кодекса России, Устав представляет собой учредительный документ, то есть документ, на основании которого действует юридическое лицо.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области "Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» является юридическим лицом.

 Организационно-правовая форма Автономного учреждения – государственное автономное образовательное учреждение. Автономное учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, послевузовского, соответствующего дополнительного профессионального образования и сфере общего образования Министерства образования Российской Федерации, а также государственную аккредитацию.   Правовое положение (правовой статус) и все гражданские права юридического лица, согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ, определяются его учредительными документами. Следовательно, устав вуза является локальным правовым актом, который наряду с федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами, формирует правовой статус субъекта, основное содержание его право- и дееспособности.         

   Нормативно-правовые акты классифицируются по юридической силе, содержанию, объему и характеру действия, субъектам, их издающим.

   По  юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы:

1.Законы:

    • Конституция
    • Федеральные конституционные закон
    • Федеральный закон
    • Закон субъекта Федерации
  1. Подзаконные акты:
    • Указы президента
    • Постановления правительства
    • Инструкции, приказы министерств и ведомств
    • Акты  органов государственной   власти субъекта
    • Акты  органов  управления субъекта РФ
    • Акты муниципальных органов
    • Локальные нормативные акты.

       Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.). 9

   Устав ГАОУ ВПО "Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» Принят Конференцией педагогических работников, научных работников, представителей других категорий работников и обучающихся вуза Протокол № 1 от 14 января 2011 г. представляет собой основной локальный акт, регулирующий организацию деятельности образовательной организации. Устав является учредительным документом образовательной организации, который утверждается учредителем при ее создании. Таким образом, устав – это обязательный локальный акт, без которого образовательная организация просто не может быть создана.

Сделав вывод из вышесказанного, устав ГАОУ ВПО "Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» относится к локальному акту. Вопрос о юридической силе нормативно- правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов. Необходимо отметить, что устав ГАОУ ВПО "Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» имеет наиболее узкое юридическое значение действующий только в пределах данной организации.                                                                                                                                                                                Для государственных и муниципальных образовательных организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждения, устав является единственным учредительным документом.                                                       Основные требования к уставу образовательного учреждения изложены в ст. 52 ГК РФ, а так же в ст. 13 Закона РФ «Об образовании».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые источники.

1.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ                                                                                                              2.Гражданский кодекс Российской Федерации(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) //СП Консультант Плюс                     3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 10.07.2012)//СП Консультант Плюс                                                                        4. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании"  // СП Консультант Плюс                                                                                                             5. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СП Консультант Плюс                                                                                                      6. УСТАВ ГАОУ ВПО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» Тюмень, 2011 г.

Литература                                                                                                                                                                           1. Е.Н. Бырдин Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. Тюмень:Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2006. 72 с.                                                                                                                   2. Григорьева, И.В.Теория государства и права : учебное пособие /И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.                                                                                                                                                   3. Иоффе О.С. Шаргородский М.Д.  Вопросы теории права. – М., 1962.              4.М. Н. Марченко. Курс лекций МГУ по теории государства и права М. 1996                                                                                                                                     5. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 384 с.                                                          6.  Общая теория права и государства / под  ред. В. В. Лазарева. – М.: Юрист, 1996. – 472 с.                                                                                                                      7. Общая теория права/под ред. А.С. Пиголкина.– М.,1997.–381с.                             8. Теория государства и права: Курс лекций. / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.–Саратов,1995.–287с.                                                                                            9. Теория государства и права (курс лекций): учебно-методическое пособие

    / сост.: Г. Б.  Ахмеджанова, Б. Х. Олжабаев. –  Павлодар: Кереку, 2010. –          170с.                                                                                                                                            10. Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – К., 1995. С. 231.                       11. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1998. – 377 с. Юрист, 1997.-432с.                                                                                                                     12.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Юрайт-М. 2001.С.223

 

Информация о работе Классификация норм права