Классификация норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является комплексное теоретическое изучение нормы права норма, анализ различных точек зрения, а также высказывание собственной оценки.
В соответствии с целью можно выделить задачи, поставленные перед исследованием:
- дать общую характеристику юридической нормы;
- рассмотреть понятие и признаки нормы права;
- выявить структуру и проблему понимания правовой нормы;
- рассмотреть соотношение нормы права и статьи нормативного акта;
- проанализировать классификацию норм права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3

1. Общая характеристика юридической нормы……………………………….…..5
1.1. Понятие и признаки нормы права……………………………………………..5
1.2. Структура нормы права……………………………………………………...…9
1.3. Проблема понимания правовой нормы……………………………………....16

2. Основные виды правовых норм………………………………………………...20
2.1. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. ……………….....20
2.2. Классификация норм права…………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………...….31
Библиографический список ……………………..……………………...………...33

Работа содержит 1 файл

Норма права.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

33

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

 

1. Общая характеристика юридической нормы………………………………...5

1.1. Понятие и признаки нормы права……………………………………………..5

1.2. Структура нормы права……………………………………………………...9

1.3. Проблема понимания правовой нормы……………………………………....16

 

2. Основные виды правовых норм……………………………………………...20

2.1. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. ……………….....20

2.2. Классификация норм права…………………………………………………...22

 

Заключение……………………………………………………………………...….31

Библиографический список ……………………..……………………...……...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость рассмотрения нормы права заключается в том, что её роль в праве очень велика. Норма права является основной составляющей, входящей в систему правовых средств, без которой дальнейшее развитие права не возможно. Этим обусловлена актуальность данной курсовой работы.

Для этого необходимо раскрыть понятие правовой нормы через рассмотрение её основных признаков, а также её составляющих, то есть структуру нормы права.

Для раскрытия понятия норм права и её структуры, в работе поставлены следующие задачи: рассмотрение основных признаков и ознакомление с понятием нормы права, разбор элементов, входящих в структуру нормы права. Следующей задачей является способ, которым изложена  правовая норма в статье нормативно- правового акта, и выделение основных различий между правовой нормы и статьями нормативно- правового акта. Также в работе поставлена такая задача, как охарактеризовать норму права, выявляя различия регулятивных свойств, определяя место норм права в механизме правового регулирования, устанавливая системные свойства правовых норм и их взаимосвязи. А также важно показать какие существуют приёмы и виды толкования нормы права.

На сегодняшнее время существует масса различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество точек зрения и мнения на ту или иную проблему. Наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании. Отсюда вытекает ещё одна наиболее важная задача курсовой работы - представить многообразия высказываний по поводу понимания нормы права и попробовать проанализировать традиционную трактовку нормы права.

Как представляется, все вышеизложенное обосновывает актуальность выбора темы курсовой работы.

Целью настоящей курсовой работы является комплексное теоретическое изучение нормы права норма, анализ различных точек зрения, а также высказывание собственной оценки.

В соответствии с целью можно выделить задачи, поставленные перед исследованием:

-         дать общую характеристику юридической нормы;

-         рассмотреть понятие и признаки нормы права;

-         выявить структуру и проблему понимания правовой нормы;

-         рассмотреть соотношение нормы права и статьи нормативного акта;

-         проанализировать классификацию норм права.

Тема «Классификация норм права» является достаточно изученной в научной и учебной литературе. К данной проблеме обращались в своих работах следующие авторы: Алексеев С.С., Антонова Л.И., Бабаев В.К., Комаров С.А. Лазарев В.В., Лившиц Р.З. Матузов Н.И., Протасов В.Н., и другие авторы. При написании курсовой работы были использованы научные работы этих ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика юридической нормы

1.1 Понятие и признаки нормы права

                                                                                                                                                           

Всё право состоит из единой и вместе с тем сложной системы отдельных правовых норм. Правовые нормы представляют собой те первичные структурные «ячейки», из которых складываются различные институты, комплексы, отрасли и вся система права. Для уяснения этого необходимым представляется раскрытие понятия и рассмотрение основных признаков правовой нормы. Что же такое норма права? существует традиционное определение нормы права, которого придерживаются многие ученые и юристы. Например, Л. И. Антонова в работе, которая так и называется «Норма права», даёт следующие определение: Слово «норма» (лат.-norma)- обозначает НАЧАЛО, переводится как признанный обязательный порядок, установленная мера, величина, масштаб и т.д. Правовая норма- это элементарная единица, исходная «клеточка» права. Правовые нормы - это конкретные образцы правила поведения, которым нужно следовать, признанные государством и зафиксированные в правовых актах, законах государства, деловых документах, обязательных для участников отношений, или иных источников права[1].

«Норма права как общее правило поведения регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права - общее и общеобязательное правило поведения»- вот такое определение дает доктор юридических наук- Комаров С.А.[2].

Алексеев С.С. дает следующее определение правовой норме, с точки зрения нормативности права «норма права- это центральное, организующее ядро всей системы правовых средств. Ведь сами нормы- вовсе не единственный компонент содержания права... Право - это не только нормы, но и без норм, свойства нормативности права нет»[3]. В конечном счете, понимание нормы права связано с представлением о праве. Алексеев видел назначение права в «регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Это достигается с помощью влияния властей на людей, путем наказаний, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права- это установленные государством правила поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки они должны или могут совершать, а какие-  нет. То есть между правом и правовой нормой существует взаимосвязь. Правовой норме характерны свойства права, но в то же время ей присуще свои особые черты. Ей присуще общеобязательное, обеспеченное в использовании принудительными средствами государства, направленное на регулирование общественных отношений, не персонифицированное, установленное или санкционированное государством и охраняемое правило поведения»[4].

Бабаев В.К. несколько по-другому дал понятие норм права. По его мнению, правовая норма «- это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения»[5].

Голунский С.А. считает, что норма права это «не всякое имеющее юридический характер предписание, а только такое предписание, которое представляет собой общее правило, рассчитанное на многократное его применение»[6].

Пиголкин А.С. в своей работе правовую норму определил, «как правило, поведения, которое является требованием, велением, обращенным к субъектам права, согласовывать свое поведение с указаниями нормы под угрозой невыгодных последствий при нарушении этих указаний. В норме формулируется правило поведения, через норму определенная идея превращается в общественные отношения. Процесс формирования и принятия нормы проходит через государство и его органы»[7].

Отдельная норма права приобретает характеристику, свойственную праву в целом и именно при должном учете этого обстоятельства может оказаться, что «содержание этой нормы имеет далеко не тот смысл, назначение и цель, какие имеет текстуально совпадающая с ней правовая норма другой правой системы».

Правовая норма предусматривает защищаемое государством право субъекта действовать в соответствии с её предписанием или возлагает на него юридическую обязательность. Тем самым норма оказывает регулятивное воздействие на общественные отношения.

Регулирующая роль нормы права выражается как в том, что лицо (орган, учреждение) действует в соответствии с её предписанием или требует от (органов, учреждений), соответствующего поведения, так и в том, что нарушение её требований вызывает применения мер воздействия к правонарушителю. В первом случае норма права выступает как образец поведения, а во втором норма- это оценка того или иного поступка в качестве правомерного или неправомерного, основа для привлечений правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма- это «предупреждение правонарушителям, что в случае её нарушения будут применены меры государственного воздействия».

Таким образом, можно приди к выводу, что норма права не есть просто установление фактов или отражение действительности, а в первую очередь это государственное веление, то есть  конкретный характер, указывающий людям как нужно поступать в той или иной жизненной ситуации. Но если мы поставили знак «равно» между правовой нормой и государственной волей, то можно утверждать, что норма права- это не что иное как «веление, которое устанавливается или санкционируется государственной волей, обеспечивает охрану от правонарушений»[8]. Исследователи считают, что норма права не только обязывает, а она еще дает право. Наделяя личность субъекта полномочиями, правовая норма является велением. В том смысле, что такие права провозглашаются государством и охраняются мерами принудительного воздействия.

Норма права является велением по своему содержанию и социальному назначению. Она может быть выражена как в  повелительной формы, так и в изъявительном наклонении, и в повествовательной форме. Много таких формулировок имеются в Конституции Российской Федерации.

Правовая норма- это правило общего характера. Общий характер нормы права вытекает из её собственной природы. Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того общего, которое объективно существует в материальных отношениях данного вида, являющихся производственными отношениями. Норма права рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на ряд случаев или обстоятельств, и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правовое вступление в брак, заключение сделок, избирательная процедура и т.д.), то есть могут многократно применятся. В ней даются типичные варианты поведения людей, которые полно отвечают интересам социальных слоев. Например, под действие Уголовного Кодекса[9] попадают как все совершенные преступления, так и возможные в будущем деяния, соответствующие признакам уголовно правовой нормы. Ссылки Общий характер нормы права также заключатся в том, что норма права относится не конкретному лицу, а к группе лиц (депутаты, граждане, избиратели и т.д.), объединяющих общими признаками, которые вступают в правоотношения.

Именно в силу этого правовая норма выступает как мера человеческого поведения.

Основными факторами, позволяющими добиться совершенствования норм права, по мнению Комарова, являются:

Во-первых, точное отображение в правовых предписаниях закономерностей развития правового государства.

Во-вторых, соответствие норм права требованиям морали и правосознания, в-третьих, соблюдение непротиворечивости при принятии новых норм[10].

Отсюда ясно, насколько велика роль нормы права в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и воспитании их участников. Понятно также и то большое значение, которое уделяется нормы права в юридической практике. Понятие правовой нормы является необходимым для того, чтобы уяснить организацию первичной клеточки в содержании права, осмыслить её структуру, назначение и т. д.

 

1.2 Структура нормы права

 

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.[11]

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция

Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована. Виды: простая, сложная, альтернативная.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

Например, ст. 444 ГК РФ[12]: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой. Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.[13]

Простая диспозиция указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывает его.

Например, п. 1 ст. 269 ГК РФ: "Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...".

Сложная, или описательная, диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения.

Например, ст. 249 ГК РФ: "Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению".

Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, и участники правоотношений могут следовать одному из них.

Например, п. 2 ст. 246 ГК РФ: "Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом...".

Санкция - это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

Простой, или абсолютно определенной, санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.

Сложной, или относительно-определенной, санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

Например, ч. 1 ст. 161 УК РФ: "Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества, - наказание исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет".

Альтернативная санкция - это санкция, где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Например, ст. 125 УК РФ: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев".

По способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида - правовосстановительные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены на принудительное исполнение обязанностей или восстановление нарушенных прав. Они применяются для восстановления справедливости в отношении лиц (физических и юридических), пострадавших от противоправных действий. Это может выражаться в виде отмены незаконного приказа; восстановления в прежней должности; изменения формулировки увольнения; принудительного исполнения договорных обязательств виновной стороной и т.д.

Штрафные, или карательные, санкции предусматривают возможность ограничения каких-либо прав правонарушителя, а также возможность возложения на него в установленном законом порядке специальных обязанностей либо его официальное порицание. Они применяются за совершение проступков (в отношении физических или юридических лиц) или преступлений (по российскому законодательству только в отношении физических лиц). Вид и размер таких санкций всегда относительно определен. Это условие необходимо для того, чтобы при назначении наказания правоприменитель имел возможность учесть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В российском законодательстве действует следующее правило: при применении штрафных или карательных санкций менее строгое наказание поглощается более строгим.

Деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой. Элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: "если..., то..., а в противном случае...".

В современной юридической литературе до сих пор также нет единства мнений о структуре правовой нормы. По-прежнему мнения правоведов разделяются.

Двучленное строение юридической нормы называется нормой-предписанием, которая состоит из гипотезы и диспозиции (или санкции). Норма-предписание состоит из целой части и полностью содержится в статье нормативного акта. Ее можно прочитать по условной формуле "если - то".

Сторонники логической нормы рассматривают абстрактную норму права и берут логическую структуру нормы. Сторонники двучленного строения рассматривают реальную норму права и берут фактическую структуру нормы.

Выявление двучленной структуры нормы имеет важное практическое значение. Потому что позволяет видеть в каждом предписании только те элементы, которые в нем действительно существуют и, следовательно, проводить четкий анализ норм.

Логическая норма также имеет важное теоретическое и практическое значение. Она существует для того, чтобы выражать связи между специализированными нормами предписания. В условиях все больше усиливающейся специализации права только при таком подходе (так как трехчленная схема позволяет видеть в юридической норме государственно принудительный регулятор общественных отношений) возможно раскрыть юридический, государственно-властный характер специализированных правовых предписаний (например, дефинитивных, норм-принципов и так далее). Иначе может сложиться впечатление, что норма исчезает или что право состоит не только из норм, но и из теоретических положений, принципов и многого другого.

Способы изложения правовых норм:

Полная форма - в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы без отсылок к другим статьям.

Отсылочная форма - в статье содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта, где имеются недостающие сведения.

Например: ч. 1 ст. 117 УК РФ: "Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет".

Бланкетная форма - в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушения, но сами правила поведения содержатся в другом нормативном акте. Бланкетный способ является разновидностью отсылочного способа. Здесь отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы нормы указываются в статьях не того же кодекса, а в статьях других нормативных правовых актов.

Например: абз. 2 ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой ГК РФ гласит: "К предусмотренному пунктом 2 статьи 181 Кодекса иску о признании оспариваемой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, право на предъявление которого возникло до 1 января 1995 г., применяется срок исковой давности, установленный для соответствующих исков ранее действовавшим законодательством".

Отсылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений, а также обеспечить стабильность правового регулирования. Вместе с тем для практического использования наиболее удобно прямое изложение.

В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций.

Казуальное изложение - это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий. Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий. В качестве примера можно привести ст. 758 ГК РФ, где говорится, что "по договору подряда на выполнение проектных и изыскательных работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательные работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат". Казуальный способ еще называют описательным, так как при помощи этого способа в статьях подробно описываются права и обязанности, меры наказания или правила поведения, которым должны следовать участники правоотношений.[14]

Абстрактное изложение гипотез и диспозиций - изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется обобщенный термин "юридическое лицо". Организации, являющиеся юридическими лицами, в нормах права не перечисляются, а охватываются этим термином. Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы, предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев казуальный способ изложения норм необходим. Он облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

Таким образом, несмотря на дискуссионность вопроса, можно утверждать, что логическая структура нормы содержит три элемента- гипотезу, диспозицию, санкцию.

Представляется наиболее оправданной исходная позиция, что не все нормы права организованы из одних и тех же структурных элементов, их внутренняя форма объективна и меняется в зависимости от предмета и метода общего правового регулирования. Особенности упорядочиваемых при помощи права общественных отношений и средств, способов и форм государственного воздействия на них не могут не сказаться на строении правовых норм.

 

1.3. Проблема понимания правовой нормы

 

Рассмотрение вопроса о понимании нормы права является на сегодняшний день необходимо, поскольку на современном этапе развития общественной жизни, в частности правовых явлений, возникает много новых моментов. Много ученых высказывали свое мнение на проблему правовой нормы.

Кудрявцев В.Н. отмечал, что «рассмотрение такой первичной клеточки в ткани политической организации общества и правовой науки, какой является норма права, попытка разрешить вопрос о её структуре, неизбежно влечет за собой потребность  обсуждении и разрешении кардинальных проблем о путях развития права, о том, расширяется или сужается сфера правового регулирования»[15].

Н. Г. Александров ставит в своих трудах 4 основных вопроса, на которые должна логически  отвечать всякая правовая норма:

1)    кто должен исполнять нормы права?

2)    когда её нужно исполнять?

3)    в чем должно состоять это исполнение?

4)    какими мерами государство или общественность могут помочь исполнению нормы права?

Также Н. Г. Александров отмечал, «что само понятие нормы права и её структуры два самостоятельных понятия и их не стоит смешивать»[16].

В трудах юристов и правоведов, рассматриваемых понятие правовой нормы, можно встретить разногласие на вопрос о признаках, характеризующих правовую нормы. Так, например, И. С. Самощенко признавал за правовой нормой общее и общеобязательное установление. Р. О. Халфина считала, что «основным признаком является то, что, правовая норма обеспечена мерами государственного принуждения»[17]. Этот же признак О.Ф. Скакун ставит ряд специфических признаков, называя его «возможностью защищать правовую норму от нарушения с помощью принудительной силы государства»[18]. Также в научной литературе в качестве признаков правовой нормы указывалось то, что правовая норма- это правило поведения, рассчитанное на многократное применение, что правовая норма- это типичное и абстрактное правило.

Были и другие точки зрения по данному вопросу, а именно: в пользу признания нормативного характера за такого типа индивидуальным актом, как плановые задания, поручения и т.д. такое мнение высказывал в частности В. В. Лазарев[19].

Одним из решением проблемы недостатков понимания правовой нормы Хвостов В.М. видел в выявлении форм взаимосвязей права и других видов общественного регулирования, а также в необходимости глубокой разработки вопросов общего надзора прокуратуры. В частности в связи с возрастающей значимостью такого важного института, как представление прокурора. Основные задачи этого института направлены на реализацию нормативных поручений, нормативных заданий и нормативных рекомендаций и советов, которые занимают  все большее место в культурно-воспитательной деятельности государственных органов и общественных организаций.[20]

О.Ф. Скакун, исходя из тезиса, что признаком права является возможность применения государственного принуждения, высказывал соображения, что «в законодательстве государства, наряду и параллельно с правовыми элементами, существуют, и всё более возрастают элементы не правовые».  Такими элементами О.Ф. Скакун называл «зародыши» новых, будущих  правовых норм[21].

В заключении, делая резюме данного раздела, нужно отметить, что, несмотря на то, что приводимые мнения и точки зрения принадлежат советской историографии, проблема понимания нормы права была и остается актуальной в современной литературе. В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности»; упорядочение их структуры и системы в целом. Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм — обязывающих, управомачивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные виды правовых норм

2.1 Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

 

Иногда норма права изложена как статья нормативного акта, но  чаще всего они не совпадают. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актах различны, но она сохраняет свою логическую структуру. В общем виде все «многообразие может сведено к следующим вариантам»[22]:

Во-первых, лишь часть нормы права или часть одного из  элементов нормы права содержится в одной статье нормативного акта, и наоборот норма права содержится в нескольких статьях нормативного акта.

Во-вторых, одна статья нормативного акта несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи нормативного акта.

В-третьих, одна статья нормативного акта содержит гипотезу или диспозицию, общих для многих непосредственно связанных между собой норм права, то есть является как бы «вынесением за скобки», общей частью для таких норм. Также одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм.

В-четвёртых, одна статья нормативного акта содержит гипотезу и диспозицию, так называемую «усеченную» норму, а санкции выделены в отдельную статью.

В-пятых, одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормами права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит пред ним ряд специальных задач:

– придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как движение от общего к конкретному;

– избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений;

– добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными языковыми средствами;

– исключить общеизвестные (в силу массового социального опыта людей) условия, факты, положения.

Решение этих задач- по постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.

Законодательству на современном этапе присуща дифференциация и интеграция норм права, причем последняя превалирует, чем обусловлено возрастание удельного веса статей, содержащих общие положения, общие нормы, которые имеют значение  для многих норм права.

В случае если в статье нормативно-правового акта содержится часть нормы права, то такие части принято называть нормативными предписаниями.

Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативных правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основной структурной единицей нормативного правового акта является статья.[23]

Статья - это структурно обособленная часть нормативного правового акта. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативных правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятие "пункта", "параграфа". Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы - как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит от того, что перед нами - логическая норма или норма-предписание. Если это норма-предписание, то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы-предписания.

 

2.2. Классификация норм права

 

Классификация норма права преследует несколько целей. В качестве таких целей «предпочтительнее избрать признаки, свойственные норме в целом, а не отдельным её элементам», ибо «одно и то же свойство у разных элементов может быть выражено далеко не одинаково»[24]. В том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязей. Нормы права классифицируют по определенным признакам.

По отраслевой принадлежности все нормы права классифицируются по институтам и отраслям права. То есть по методу и предмету правового регулирования, например, законодатель, когда издает акт, то он формулирует отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, семейного права. А также нормы права, которые базируются на предмете и методе правового регулирования, следует различать на  административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.

По юридической силе нормы права делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая более детальная классификация. В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать: законодательные, подзаконные и делегированные (изданные  общественной организацией по поручению государственного органа) норма права. По времени действия нормы права подразделяются на: постоянные и  временные. Первые действуют до их отмены, вторые- только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие. По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они классифицируются на:  общие и  специальные. К первым относятся нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т. п.).

По степени общности содержания нормы права делятся на общие  и конкретные нормы, которые носят название нормы-принципы. Они не содержат явно выраженных норм права, нормы-принципы выражают социальное содержание всех норм данной группы. В ряду частых случаях такие нормы регулируют те общественные отношения, которые небыли урегулированы конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются не посредственным основанием для применения аналогии права.

В отличие от норм-принципов общие нормы - это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение (часть 1 статья 307 ГК РФ), которое содержит понятие обязательств и основания его возникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обстоятельств. Кроме того, оно служит как бы их общей частью, а часть 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, является общей нормой, то есть гипотезой, для многих последующих. Общей нормой является статья 45 УК РФ, которая определяет виды наказаний, применяемые к лицам, совершивших преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.

По характеру предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, уполномочивающими и  запрещающими.

Виды этих норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы состоят из специфических регулятивных норм, в позитивном смысле. Обязывающие нормы занимают главное место в  административном, природоохранительном, уголовноиспольнительном кодексе, а также и в других отраслях права. Все отрасли права исчерпываются несколькими группами. Например, в уголовном праве- в системе запрещающих норм важным компонентом является обязывающие нормы, а нормы о необходимой обороне- управомочивающие.

Запрещающие нормы формируются, как полу диспозиция, то есть прямо не устанавливают правила поведения, что характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они диктуют правила поведения- указывают на запрещаемые действия. Поэтому в запрещающих нормах нет прямого выражения диспозиции. В статье уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые деяния, слились гипотеза и диспозиция. Особенности уголовного закона сводится к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но он предполагается в силу своей логической общеизвестности.[25]

Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое действие- не имеет указание на правила поведения. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки- решает сам субъект.

Социальная природа нормы права предлагают установление государством обязательства и запреты. То есть все эти способы регулирования составляют единую систему, причем изменение в одной норме влечет за собой поправки других норм.

В социальном смысле доминирующий элемент правовой нормы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает, существенным в ней является то, что она предписывает. Этот предписывающий элемент правовой нормы можно всегда определить. Можно выделить два смысла «разрешения»: в рамках обязывающих или запрещающих норм и содержащееся в управомочивающей норме.

В административном праве преобладают обязывающие нормы, в гражданском, трудовом, семейном, земельном и ряде других регулятивных отраслей- управомочивающие, в уголовном- запрещающие. Большинство  норм уголовно-испольнительного законодательства- обязывающие, но есть и запрещающие; большую часть (права осужденных) составляют нормы управомачивающие.

Для обязывающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву- это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Чаще всего обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаются в одной и той же норме. Например, статья 77 УИК РФ[26]. В данной статье норма устанавливает следующее: лица, впервые приговоренные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, могут быть  решением начальника тюрьмы или следственного изолятора оставлены с их письменного согласие в тюрьме или в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию.

В данной статье содержится две диспозиции, причем первая словесно отсутствует, но логически выражена в обороте «в исключительных случаях». Следовательно, она может быть сформулирована таким образом:

«Оставление лиц, приговоренных к лишению свободы, в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию запрещается». Вторая диспозиция- управомочивающая, но не обязывающая, так как в исключительных случаях и при наличии согласия осужденных они могут быть оставлены для работы по хозяйственному обслуживанию.

В законодательстве довольно часто наблюдается употребление таких смысловых оборотов: «как правило, не разрешается», «как правило, может быть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило, должно быть...» и т.п. По мнению С.А. Комарова, подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонение от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивает его гибкость в различных ситуациях[27].

Такое соединение форм регулирования следует относить скорее к недостаткам, чем к положительным свойствам форм норм права. Данные нормы дают широкую возможность выбора специальным субъектам, так как смысловое содержание подобных оборотов неопределенно. В таких нормах нет законодательного приема. Компетентные органы сознательно идут на юридическую квалификацию, на достаточно высоком уровне общей культуры тех, кто причастен к реализации соответствующих норм. То есть право не может оставаться в одних и тех же традиционных форма выражения своих норм, такие нормы необходимо обогащать.

Обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни- социально-экономические, политические, личные; по функциональному назначению- запреты в широком и узком смысле; по характеру объема и правового материала- информативные и элементарные; по степени определенности- абсолютные и относительные и т.д.

По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права можно делить на: обычные и поощрительные. Поощрительные нормы чаще всего направлены на стимулирование правомерной деятельности, но которые юридические лица не обязаны выполнять. Это- благоприятная правовая реакция на правомерное деяние (например, женщина, имеющая пять или более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста).

Поощрительные нормы- это разновидность управомочивающих или обязывающих норм. Поощрительные нормы имеют четко выраженную структуру, причем гипотеза в данном случае является поощрением, то есть предоставление всяческих материальных и духовных благ.[28]

Такие нормы получили большое распространение в праве, например, поощрение дают за обычное выполнение обязанностей. Этот значит, что поощрительные нормы являются нормами права, но выступает как государственное призыв к определенному поведению. При этом у компетентного органа появляется право на поощрение и на обязанность поощрять.

По способу установления правил поведения нормы права делятся на: категорические (императивные) и диспозитивные. Категорические нормы формулируют определенные правила поведения, исключая выбор, то есть содержат властное предписание, от которых не допускается отступление. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляет субъектам выбор установленных правил поведения. При отсутствии такой договорённости вступает в действие второе предписание, которое содержится в ней. Например, часть 1 статья 223 ГК РФ определяет, что право собственности у  потребителя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определенные.

Определенные нормы права- это содержание правил поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные- это отсылка в самом общем виде на нормативно-правовой акт. Отсылочные- это ссылки на правило поведения, которые содержатся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта. Например, часть 3 статья 111 УК РФ: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, нанесенное группой. Этот правовой акт содержит правила поведения (определенные нормы), ссылка на правило поведения (отсылочные нормы).

По непосредственному предмету воздействия нормы права делятся на социально-технические и социальные. Социально-технические- регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, режимов, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.). Социальные- регулируют общественные отношения, субъектом которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т. п.

По  степени определенности нормы права делятся на бланкетные и отсылочные. Бланкетные нормы права представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Примером может служить статья, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение  должностным лицом правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Очевидно, что действие этой статьи основывается на специфическом содержании указанных норм. Отсылочные нормы права непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия. В частности, статья 204 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неоказание помощи при столкновении судов или не сообщение названия судов и при этом делает ссылку на статью 129 УК РФ «Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие».[29]

В зависимости от целевого назначения нормы права распадаются на: регулятивные и охранительные.  Регулятивные нормы права представляют собой предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции РФ, закрепляющий права и обязанности граждан.  Охранительные нормы права регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения.

Они еще называются нормами процессуального права. Примером может служить уголовно-процессуальный или гражданско-процессуальный кодексы.

Такое деление норм права на регулятивные и охранительные в советской литературе называется «неудачным»[30]. Так как всякая правовая норма является средством регулирования общественных отношений, и среди них нет таких, которые не обладали регулятивным свойством. В то же время правовая норма охраняет ту систему правил поведения и велений по их поводу, которая содержится в диспозиции, гипотезе. Выделение в качестве одного из главных подразделений права так называемых охранительных норм по существу означает не что иное, как отрыв санкции правовых норм от остальных их структурных элементов с тем, чтобы, объединив их в отдельную группу, провести не понятный раздел между санкциями и другими элементами структуры правовой нормы. Это в какой-то степени явилось одним из отрицательных последствий «упразднения» сторонниками такой концепции общего понятия правовой нормы, неприемлемость чего уже отмечалось несколько раньше. «Одна и та же норма может быть регулятивной в одном отношении и охранительной в другом... каждая норма права имеет как регулятивный, так и охранительный характер»[31].

Классификация видов норм права может осуществляться и по их юридической силе. Такой критерий деления способствует установлению возможных противоречий между ними. Чаще всего такое бывает при выходе за рамки имеющихся полномочий органов государственной власти и должностных лиц, которые принимают нормативный правовой акт.

Относительно недавно с признанием института частной собственности в Российской Федерации стали признаваться нормы частного и публичного права. Такое деление, известное еще римскому праву, связано с определением отражения интересов отдельных лиц (и их объединений), а также интересов общества (сферы действия государственной власти, органов правосудия). Специалистами отмечается, что официальное признание таких норм права отражает наличие элементов гражданского общества.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают общие - устанавливаются на неопределенный срок действия; временные - устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение, период военного времени, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В то время, когда  государство  регулирует общественные отношения, правовые нормы- это регулятор саморазвития общества. Благодаря правовым нормам право изучается с различных сторон.  Таким образом, правовая норма- это элементарная единица права, конкретный образец  (правило) поведения, которой присущи определённые признаки, а именно общеобязательное, обеспеченное в использовании принудительными средствами государства, направленное на регулирование общественных отношений, не персонифицированное, установленное или санкционированное государством и охраняемое правило поведения. Такая трактовка более полно отражает дальнейшее содержание норм права. Кроме того, по сравнению с «традиционной» она имеет другие преимущества, важные при решении ряда дискуссионных вопросов юридической науки. В частности расширяется база для выявления всех структурных элементов нормы права, для уяснения её внутренней и внешней формы. Норма права имеет соответствующую структуру, которая содержит элементы, тесно связанные между собой. Традиционно принято считать, что в структуру правовой нормы входят три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. Таким образом, несмотря на дискуссионность вопроса, можно утверждать, что логическая структура нормы содержит три элемента- гипотезу, диспозицию, санкцию.

Анализ структуры нормы права предполагает одновременно и выделение ее относительно самостоятельных частей, уяснение их места и роли в целостной системе, и единение этих частей, выявление способов связей  и зависимости в таком единстве.

Норму права принято классифицировать по определённым основаниям, в том числе по отраслевой принадлежности, по юридической силе, по степени общности, по характеру предписываемых правил поведения, по степени активизации социально полезной деятельности, по способу установления правил поведения, по степени определённости, по непосредственному предмету воздействия и т.д. Норма права имеет соответствующую структуру, которая содержит элементы, тесно связанные между собой. Традиционно принято считать, что в структуру правовой нормы входят три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

Пронаблюдав за способами толкования правовой нормы, мы можем отметить, что приемы толкования тесно переплетаются между собой, удачно дополняют друг друга. А также между ними не мало общего, переходы из одного в другой порой заметны не сразу. Тем не менее, из этих приемов имеются свои особенности: они выполняет специфическую роль в познании всего того, что заложено в толкуемой норме права.

Норма права, по существу, является большим дискуссионным вопросом юридической науки. Но, несмотря на многообразие приводимых мнений, и точек зрения, принадлежащих как советской, так и современной историографии, все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.

Отсюда ясно, насколько велика роль нормы права в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и воспитании их участников. Понятно также и то большое значение, которое уделяется нормы права в юридической практике. Понятие правовой нормы является необходимым для того, чтобы уяснить организацию первичной клеточки в содержании права, осмыслить её структуру, назначение и роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

 

1.            Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2.            Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994. №51-ФЗ. (ред. от 27.12.2009 N 352-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст.3301.

3.            Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. ст. 2954.

4.            Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2010) // Российская газета", N 9, 16.01.1997.

 

Научная литература

1.      Антонова Л. И. Норма права. Сыктывкар, 2006. 213 с.

2.      Алексеев С. С. Теория права. М.: Бек, 1994. 328 с.

3.      Александров Н. Г. Теория государства и права. М.: Наука, 1974. 509 с.

4.      Бабаев В.К. Общая теория права (курс лекций).  М.: Приор, 2004. 492 с.

5.      Бахрах Д.Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал российского права. 2003. N 5. С. 2.

6.      Голунский С. А. К вопросу о понятии правовой нормы // Советское государство и право. 1961. №4. С. 5.

7.      Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Норма, 2002. 219 с.

8.      Комаров С. А. Основы государства и права. М.: Статут, 2005. 483 с.

9.      Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2004. 567 с.

10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов М.: Статут, 2000. 548 с.

11. Пиголкин А. С. Нормы советского права и их толкование. М.: Юридическая литература, 1997. 238 с.

12. Скакун О.Ф. Теория государства и права. М.: Проспект, 2006. 597 с.

13. Сырых В.М. Теория права и государства: Учебник. М.: Бек, 2006. 523 с.

14. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрист, 2003. 402 с.

15. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Мелехина. М.: Норма, 2007. 437 с.

16. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юрист, 2004. 561 с.

17. Фаткуллин Ф. Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки. Казань: КГУ, 1980. 218 с.

18. Хвостов В.М. Общая теория права. М.: Статут, 2004. 559 с.

19. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.: Наука, 1974. 187 с.

20. Чичерин А. Л. Основы государства и права. М.: Бек, 2004. 388 с.

 

 

 

 


[1] Антонова Л. И. Норма права. Сыктывкар, 2006. С. 5.

[2] Комаров С. А. Основы государства и права. М., 2005. С. 257.

 

[3] Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 36.

[4] Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 40.

[5] Бабаев В.К. Общая теория права (курс лекций).  М., 2004. С. 153.

[6] Голунский С. А. К вопросу о понятии правовой нормы // Советское государство и право. 1961. №4. С. 5.

 

[7] Пиголкин А. С. Нормы советского права и их толкование. М., 1997. С. 158.

[8] Антонова Л. И. Норма права. Сыктывкар, 2006. С. 12.

[9] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. ст. 2954.

[10] Комаров С. А. Основы государства и права. М., 2005. С. 259.

[11] Теория государства и права. Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004. С. 112.

 

[12] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994. №51-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст.3301.

[13] Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Мелехина. М., 2007. С. 97.

[14] Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С. 106.

[15] Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 2002. С. 78.

[16] Александров Н. Г. Теория государства и права. М., 1974. – С. 465.

[17] Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.,1974. С. 113.

[18] Скакун О.Ф. Теория государства и права. М., 2006. С. 704.

[19] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 2004. С. 424.

[20] Хвостов В.М. Общая теория права. М., 2004. С. 15.

[21] Скакун О.Ф. Теория государства и права. М., 2006. С. 704.

[22] Комаров С. А. Основы государства и права. М., 2005. С. 263.

[23] Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Мелехина. М., 2007. С. 132.

[24] Чичерин А. Л. Основы государства и права. М., 2004. С. 271.

[25] Бахрах Д.Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал российского права. 2003. N 5. С. 2.

 

[26] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.04.2010) // Российская газета", N 9, 16.01.1997.

 

[27] Комаров С. А. Основы государства и права. М., 2005. С. 268.

[28] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов М., 2000. С. 83.

 

[29] Сырых В.М. Теория права и государства: Учебник. М., 2006. С. 97.

[30] Фаткуллин Ф. Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки. Казань, 1980. С. 193.

[31] Фаткуллин Ф. Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки. Казань, 1980. С. 194.

Информация о работе Классификация норм права