Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:24, реферат
Восемнадцатый век вошел в историю как век Просвещения и великих социальных потрясений. Монтескье вместе с Вольтером открыл эпоху Просвещения, продолжив традиции гуманистов эпохи Возрождения.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Общество и политический закон …………………………………………... 5
2. Формы государства в политико-правовом учении Ш.Монтескье ……….. 8
3. Причины разнообразия форм правления ………………………………… 11
Заключение ………………………………………………………………………... 15
Список использованных источников ……………………………………………. 17
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ
ВПО Ростовский Государственный Экономический
Университет (РИНХ)
Юридический
факультет
Реферат
по дисциплине «История политических и правовых учений»
на тему: «Классификация
форм правления государства
Шарля Монтескье»
Выполнил:
Проверил:
Ростов-на-Дону
2011
Восемнадцатый век вошел в историю как век Просвещения и великих социальных потрясений. Монтескье вместе с Вольтером открыл эпоху Просвещения, продолжив традиции гуманистов эпохи Возрождения.
Термин «Просвещение» утвердился после статьи И.Канта «Что такое просвещение?» (1784). Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», где восторжествует гармония интересов свободного человека и справедливого общества. Первым в идеологии просветительства развернутую политическую доктрину создал Монтескье.
Французский аристократ Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и Монтескье (1689—1755) стоит в ряду блестящих деятелей французского Просвещения, таких как Вольтер, Гельвеций, Дидро и др. Он родился в департаменте Жиронда недалеко от Бордо. Семья его принадлежала к той провинциальной аристократии, которая так окончательно и не смирилась с абсолютной властью Бурбонов.
Наряду
с юриспруденцией и политикой
в поле его внимания и творчества
находились проблемы философии, этики,
истории, социологии, религии, политической
экономии, естественных наук, искусства
и литературы.
Тремя основными его произведениями являются «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и, наконец, итог двадцатилетнего труда — «О духе законов» (1748).
Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
В соответствии с выше изложенным считаю весьма интересным для рассмотрения и всегда актуальным вопрос о классификации форм правления по Ш. Монтескье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть понятие общества и политического закона
· Проанализировать учение о формах правления
· Раскрыть причины разнообразия форм правления.
Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней,— политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
В поисках «духа законов», т. е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т. д. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.
Закономерное в тех или иных отношениях (т. е. закон, правило соответствующих отношений) означает, согласно Монтескье, разумное и необходимое, противопоставляемое им случайному, произвольному и фатальному (слепой судьбе).
Закон, по Монтескье, как раз и выражает момент определяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях.
Общим понятием закона охватываются все законы— как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т.д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.
Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье как законы, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа». К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.
Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека.
Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода — между отдельными лицами и между народами. Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).
Потребность
людей, живущих в обществе, в общих
законах обусловливает, согласно Монтескье,
необходимость образования
Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т. е. гражданское состояние. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье называет гражданским состоянием.
Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а не впервые им создается.
Закон вообще — это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому «политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума». В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности «дух законов», т. е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.
Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон (т.е. законообразующие отношения и факторы), Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Кстати говоря, также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей. Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Данная идея Монтескье в дальнейшем стала исходным пунктом воззрений представителей исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухты и др.) о «народном духе» как основной правообразующей силе и носителе права.
Также Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т. е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т. д. Специальное внимание уделяется необходимости учета взаимосвязанности законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности законодательства), особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя и т. п.
Решающее
влияние на законы, согласно Монтескье,
оказывают природа и принцип правительства,
учреждаемого в гражданском состоянии.
Он различает три образа (формы) правления:
республиканский, монархический и деспотический.
При республиканском правлении верховная
власть находится в руках или всего народа
(демократия), или его части (аристократия).
Монархия — это правление одного человека,
но посредством твердо установленных
законов. В деспотии все определяется
волей и произволом одного лица вне всяких
законов и правил. Подвидами республиканского
строя являются демократия и аристократия.
2. Формы государства в политико-правовом учении Ш.Монтескье.
Идеал
свободы обосновывался
Республика – власть принадлежит народу (демократия) или его части (аристократия). Его основополагающий принцип – политическая добродетель (любовь к отчеству).
Монархия - единоличное правление, опирающееся на законы, принцип- честь, а его носителем является дворянство.
Деспотия – антипод республики и монархии, правление реализуется на беззаконии и произволе, а держится на страхе. В борьбе с деспотией климат и нравы бессильны, а человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления. Монтескье считал (вслед за античной традицией), что деспотия применима для государств больших размеров, монархия – средних, республика – небольших (типа полиса). Последняя возможна и на обширной территории, при федеративном устройстве. Таким образом, теоретически предсказана возможность образования республики в крупных государствах.
Для достижения свободы, предотвращения перерождения монархии в деспотию необходимо правильно организовывать верховную власть, осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. При этом каждая из них должна принадлежать различным государственным органам, иметь специальные полномочия для ограничения и сдерживания друг друга, чтобы «одна власть останавливала другую». Идеал подобного состояния он видел в Англии. Триада власти Монтескье стала классической формулой конституционализма. Его считают родоначальником географической школы в социологии, к его идеям будут обращаться представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений.
От природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль. Поясняя это отличие, он писал: «Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип – это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй – человеческие страсти, которые двигают им».
Говоря о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролировать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. В соответствии с этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятельность. К числу основных в демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включай вопросы об открытом или тайном голосовании и т.д.
Информация о работе Классификация форм правления Шарля Монтескье