Классические и современные теории о сущности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:01, курсовая работа

Описание работы

Существует множество теорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Содержание

Введение
Глава 1. Классические теории о сущности государства
1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства
1.2 Классические теории о сущности государства
Глава 2. Современные теории о сущности государства
2.1 Либертарно - юридическая теория
2.2 Патримониальная теория
2.3 Патерналистская теория
2.4 Теологическая теория в условиях современности
Заключение
Список используемых нормативно-правовых актов
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.09 Кб (Скачать)

Теория  насилия[9] возникла в XIX-XX вв. её представителями были Каутский, Дюринг и Гумпилович.

Эта теория объясняет  возникновение государства завоеванием  одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия  утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную  организацию. Представитель теории насилия К.Каутский утверждал, что  рабство возникает из войны с  чужими общинами, племя победителей  подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем  принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или  подати. Возникает и аппарат принуждения  для управления побежденными. Плюсы данной теории заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государства. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. Эта теория так же утопична, как и предыдущие.

Психологическая теория[10]. Основоположники: Петрожицкий, Тарда, Фрейд. Суть данной теории заключается в том, что проявление государственности связывали представители с особыми свойствами человеческой психики: потребность одних людей во власти над другими людьми, а у других – стремление подчиняться и подражать им. Именно из такой власти и возникает власть государственная.

В любом обществе существуют лица, которые не согласны с властью и проявляют недовольство, а для того, что бы удержать в  повиновении личность и возникает  для этого государство, т.е. по их мнению, государство – это продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями и пассивной массой людей. Плюсы данной теории заключаются в том, что психологические закономерности - важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться причинами образования государства, т.к. психика человека формируется под влиянием внешних (социально-экономических факторов).

Психологическая теория так же утопична, потому что она  содержит некоторые негативные факторы, т.е. так же не вскрывает объективные  факторы.

В середине XIX в. возникла марксистская (классовая) теория[11]. Её представили такие личности как: Маркс, Энгельс и Ленин. Основные постулаты этой теории изложены в популярнейших работах К. Маркса Ф. Энгельса. Они впервые объясняли возникновение государства, основываясь на социально – экономических причинах: общественное разделение труда, появление прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами – это объективный результат, в результате чего возникает государство, т.е. сосредотачивает власть у экономически господствующей верхушки, располагающей специальными средствами подавления и управления, что сдерживало бы противоборство этих классов.

Таким образом, суть этой теории в том, что государство  зарождается в результате раскола  общества на экономически неравные классы.

Ярким представителем органической теории[12] был английский мыслитель XIX в. Г. Спенсер. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходства и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых общих закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

Касаясь вопросов происхождения  государства, он был близок к сторонникам  теории насилия, полагая, что в истории  нет ни одного примера, где бы государство  не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство – результат  завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с  расширением практики завоеваний усложняется  структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное  общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической  организации.

Ирригационную теорию[13] обосновал немецкий ученый К.Виттфогель. в своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в засушливых районах. И действительно, в первых городах – государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и т.д.

Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие  в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства  и ведения ирригационных работ  шли параллельно, хотя образование  государства было первичным, поскольку  именно государство было в состоянии  вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Выводом по первой главе  можно считать тот факт, что  существует множество подходов к  объяснению процесса происхождения  государства, которые основывались и основываются на одном определяющем факторе. Но большинство современных  ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства  с каким – то одним фактором, что именно комплекс причин, объективных  процессов, происходивших в обществе, обусловил появление государственной  организации.  
 

Глава 2 Современные теории о сущности государства  

2.1 Либертарно - юридическая  теория

Естественно в прошлом  было представлено много теорий о  происхождении и сущности государства, но ученые – юристы не останавливались  на достигнутом. В каждую временную  эпоху или особо значимый период времени человеческому обозреванию  предоставлялись все новые и  новые теории о сущности и происхождении  государства.

В 1990-2000 годах ученые подтвердили новую теорию, которую  назвали либертарно – юридической. Согласно данной теории право и государство  возникают, функционируют, развиваются  и до сих пор существуют и действуют  как две взаимосвязанные составные  части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления  свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется  в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право  и государство, пришедшие на смену  нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую  форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности  и государствосубъектности индивидов  в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий  всемирно-исторический прогресс свободы  – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных  форм бытия, закрепления и осуществления  этой свободы.

Причины и условия, породившие право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Возникновение  права – весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения.

Право исторически  возникло как классовое явление  и выражало, прежде всего, волю и  интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты (ПА) рабовладельческой и феодальной эпох.

Возникновение права  – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в  обществе, с регулированием которых  первобытные нормы справлялись  все меньше и меньше.

На процесс возникновения  права также оказывало влияние  множество различных факторов, специфика  географических, культурно – исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает  под их сильным воздействием. Основными  источниками права здесь выступают  нравственно - религиозные воззрения  и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских  странах и так далее). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных  органов (законодательные акты) и  судебное право (прецеденты).

Возвращаясь к характеристике либертарно – юридической теории нельзя не вспомнить об определении  права и его признаков, потому что право является одной из основных характеристик этой теории, а вторую основную характеристику – государство  – я рассмотрела в первой главе.

Право, как и государство, является продуктом общественного  развития, юридически оно оформляется  в государственно – организованном обществе.

Право[14] - в юридическом смысле это система общеобязательных формально определенных юридических норм, которые выражают волю народа или общества в целом, устанавливаемое и обеспечиваемое государством.

Так же выделяются следующие  признаки права[15]:

1)  Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права (НП) закрепляются эталон, масштаб модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2)  Общеобязательность, т.е. НП[16] обязательны для всех членов общества, и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3)  Формальная определенность. Это означает, что НП всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму – законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, т.е. не имеющим юридической силы.

4)  Неперсонифицированность, т.е. отсутствие адресата. НП адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

5)  Право выражает волю народа.

6)  Право устанавливается и обеспечивается государством 

2.2 Патримониальная  теория

Вторая современная  теория о сущности и происхождении  государства, которую я рассмотрю  в своей курсовой работе, будет  патримониальная теория[17].

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически  распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

С древних времен пошло так, что землей обладал  не каждый, а только состоятельные  люди. Земля покупалась сразу с  людьми, проживающими и работающими  на ней. И власть собственника земли  распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьяне были обязаны  соблюдать, сохранять и чтить  законы и значимые желания и повеления  их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого  феодала, который их покупал, или  не хотели. Исполнение воли «хозяина»  не обсуждалось и выполнялось  беспрекословно.

За невыполнение приказа или его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости  от страны, о которой будет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всем известно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и  терять кормильцу работу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались  на любые условия, отношения и  обращения которым они подвергались.

2.3 Патерналистская  теория  

Патерналистская теория[18] возникла от слова патер - отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.

Суть данной теории похожа на патриархальную теорию, только в патриархальной теории государство  трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие  государство не приравнивается к  понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.Филмер делает выводы о том, что  первочеловек Адам как родоначальник  человечества был первым отцом и  первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом  и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие  монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и  одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление  против абсолютной власти монарха как  греховное нарушение божественного  порядка властвования и божественно  установленной формы отцовской  власти в государстве. А в патерналистской  теории государство приравнивается к понятию «семья».  

2.4 Теологическая теория  в условиях современности

Сходные мысли о  божественном первоисточнике государственной  власти в XX в. развивал Жак Мартен. Также  и многие другие современные приверженцы  теологических естественноправовых  учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст  и др.) в конечном счете, именно в  Боге (его разуме, воле, творении и  т.д.) видят исходное основание и  источник права и государства. В  настоящее время данная концепция  представляет официальную доктрину Ватикана.

Информация о работе Классические и современные теории о сущности государства