Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:01, курсовая работа
Существует множество теорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
Введение
Глава 1. Классические теории о сущности государства
1.1 Предпосылки, понятие и сущность государства
1.2 Классические теории о сущности государства
Глава 2. Современные теории о сущности государства
2.1 Либертарно - юридическая теория
2.2 Патримониальная теория
2.3 Патерналистская теория
2.4 Теологическая теория в условиях современности
Заключение
Список используемых нормативно-правовых актов
Список используемой литературы
Теория насилия[9] возникла в XIX-XX вв. её представителями были Каутский, Дюринг и Гумпилович.
Эта теория объясняет
возникновение государства
Психологическая теория[10]. Основоположники: Петрожицкий, Тарда, Фрейд. Суть данной теории заключается в том, что проявление государственности связывали представители с особыми свойствами человеческой психики: потребность одних людей во власти над другими людьми, а у других – стремление подчиняться и подражать им. Именно из такой власти и возникает власть государственная.
В любом обществе
существуют лица, которые не согласны
с властью и проявляют
Психологическая теория так же утопична, потому что она содержит некоторые негативные факторы, т.е. так же не вскрывает объективные факторы.
В середине XIX в. возникла марксистская (классовая) теория[11]. Её представили такие личности как: Маркс, Энгельс и Ленин. Основные постулаты этой теории изложены в популярнейших работах К. Маркса Ф. Энгельса. Они впервые объясняли возникновение государства, основываясь на социально – экономических причинах: общественное разделение труда, появление прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами – это объективный результат, в результате чего возникает государство, т.е. сосредотачивает власть у экономически господствующей верхушки, располагающей специальными средствами подавления и управления, что сдерживало бы противоборство этих классов.
Таким образом, суть этой теории в том, что государство зарождается в результате раскола общества на экономически неравные классы.
Ярким представителем органической теории[12] был английский мыслитель XIX в. Г. Спенсер. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходства и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых общих закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.
Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство – результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.
Ирригационную теорию[13] обосновал немецкий ученый К.Виттфогель. в своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в засушливых районах. И действительно, в первых городах – государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и т.д.
Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Выводом по первой главе
можно считать тот факт, что
существует множество подходов к
объяснению процесса происхождения
государства, которые основывались
и основываются на одном определяющем
факторе. Но большинство современных
ученых исходят из того, что нельзя
связывать возникновение
Глава 2
Современные теории
о сущности государства
2.1 Либертарно - юридическая теория
Естественно в прошлом
было представлено много теорий о
происхождении и сущности государства,
но ученые – юристы не останавливались
на достигнутом. В каждую временную
эпоху или особо значимый период
времени человеческому
В 1990-2000 годах ученые
подтвердили новую теорию, которую
назвали либертарно – юридической.
Согласно данной теории право и государство
возникают, функционируют, развиваются
и до сих пор существуют и действуют
как две взаимосвязанные
Причины и условия, породившие право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Возникновение права – весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения.
Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты (ПА) рабовладельческой и феодальной эпох.
Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
На процесс возникновения
права также оказывало влияние
множество различных факторов, специфика
географических, культурно – исторических
и иных обстоятельств. В частности,
на Востоке, где весьма велика роль
традиций, обычаев, религии, право возникает
под их сильным воздействием. Основными
источниками права здесь
Возвращаясь к характеристике либертарно – юридической теории нельзя не вспомнить об определении права и его признаков, потому что право является одной из основных характеристик этой теории, а вторую основную характеристику – государство – я рассмотрела в первой главе.
Право, как и государство, является продуктом общественного развития, юридически оно оформляется в государственно – организованном обществе.
Право[14] - в юридическом смысле это система общеобязательных формально определенных юридических норм, которые выражают волю народа или общества в целом, устанавливаемое и обеспечиваемое государством.
Так же выделяются следующие признаки права[15]:
1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права (НП) закрепляются эталон, масштаб модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.
2) Общеобязательность, т.е. НП[16] обязательны для всех членов общества, и в случае их нарушения государство может применить принуждение.
3) Формальная определенность. Это означает, что НП всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму – законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, т.е. не имеющим юридической силы.
4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие адресата. НП адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.
5) Право выражает волю народа.
6) Право устанавливается
и обеспечивается государством.
2.2 Патримониальная теория
Вторая современная теория о сущности и происхождении государства, которую я рассмотрю в своей курсовой работе, будет патримониальная теория[17].
Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.
С древних времен пошло так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди. Земля покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И власть собственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьяне были обязаны соблюдать, сохранять и чтить законы и значимые желания и повеления их «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия не интересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этого феодала, который их покупал, или не хотели. Исполнение воли «хозяина» не обсуждалось и выполнялось беспрекословно.
За невыполнение
приказа или его обсуждение, раба
или крестьянина (в зависимости
от страны, о которой будет идти
речь) могли забить камнями, лишить
земли и места проживания. Всем
известно, что на Руси крестьянские
семьи имели много детей, и
терять кормильцу работу никак было
нельзя, поэтому крестьяне соглашались
на любые условия, отношения и
обращения которым они
2.3
Патерналистская
теория
Патерналистская теория[18] возникла от слова патер - отец. В этой теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.
Суть данной теории
похожа на патриархальную теорию, только
в патриархальной теории государство
трактуется как закономерный этап развития
(разрастания) семьи, при этом понятие
государство не приравнивается к
понятию семья. Полагаясь на Библию,
Р.Филмер делает выводы о том, что
первочеловек Адам как родоначальник
человечества был первым отцом и
первым монархом, а исходной формой
правления, установленной Богом
и основанной на божественном праве,
является монархия. Все последующие
монархи – это наследники Адама,
преемники его отцовской и
одновременно монаршей власти. С этих
позиций он расценивал всякое выступление
против абсолютной власти монарха как
греховное нарушение
2.4 Теологическая теория в условиях современности
Сходные мысли о
божественном первоисточнике государственной
власти в XX в. развивал Жак Мартен. Также
и многие другие современные приверженцы
теологических
Информация о работе Классические и современные теории о сущности государства