Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:03, курсовая работа
В жизни между людьми и многочисленными органами и организациями существуют самые разнообразные отношения, например, финансовые, политические, материальные и т.д. Значительная часть таких отношений регулируется нормами права, что создает в обществе и государстве правопорядок и стабильность. Такие отношения именуются правовыми. Правоотношения представляют собой особую разновидность общественных отношений, что говорит об их важности и необходимости.
Введение………………………………………………………………………...3-4
Глава 1. Понятие юридического факта и юридического состава…………..5-12
Глава 2. Классификация юридических фактов……………………………..13-24
Глава 3. Место юридических фактов и их роль в механизме правового регулирования: проблемный аспект………………………………………....25-34
Заключение……………………………………………………………………35-36
Список используемой литературы………………………………………………37
31. Теория
государства и права, курс
32. См.: Теория государства и права, учебник// под.ред.Бабаева В.К., М., 2004, С.433
33. Общая теория государства и права, учебник // под.общ.ред.Кучинского В.А.,М.,2004,С.424
34. Теория
государства и права, курс
А, во-вторых,
юридические поступки не нацелены на
определенные правовые последствия. Круг
юридических поступков и их значение для
возникновения правоотношений весьма
ограничены. По существу они имеют место
там, где право не придает значения процессу
труда (например, процессу труда автора
произведения) или намерениям, с которыми
совершается то или иное действие (например,
находка, потребление вещи). К правомерным
действиям, кроме юридических актов и
поступков, С.С.Алексеев относит действия,
создающие объективированный результат.
В указанных действиях правовые последствия
наступают ввиду достижения конкретного
результата (создание художественного,
литературного произведения). Однако Ю.Г.
Ткаченко и некоторые другие ученные придерживаются
другого мнения и относят создание произведения
к юридическим поступкам. На взгляд автора
курсовой работы обособление в отдельную
группу такого правомерного действия
как создание художественного или литературного
произведения ведет к не нужной формализации
и не имеет под собой особо отличительных
признаков и таким образом он поддерживает
точку зрения Ю.Г.Ткаченко. В учебной литературе
существует и несколько иная классификация
правомерных действий, которые подразделяются
на юридические поступки, сделки и административные
акты. В отличие от сделок, административные
акты носят властный характер (административные,
судебные акты)35. Неправомерные
действия - это действия, не согласующиеся
с требованиями правовых норм, нарушающие
правовые веления36. Существенную
теоретическую и практическую роль играет
систематизация неправомерных действий.
К числу важнейших классификаций можно
отнести подразделения неправомерных
действий:
35. См.: Семенов В.И. // Теория государства и права, вопросы и ответы, М., 2002
36. Марченко
М.Н.// теория государства и права,
учебник, М., 2005, С.602
1. по степени общественной опасности на проступки (административные и дисциплинарные) и преступления (уголовные правонарушения). М.Н.Марченко по этому же критерию выделяет еще и гражданские правонарушения (деликты)37;
2. по субъекту на действия индивидов или организаций;
3. по объекту (преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка и т.д.);
4. по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовые и т.д.);
5. по форме вины на умышленные и неосторожные;
6. по мотиву (хулиганские, корыстные и др.)38;
Совершение
неправомерных действий влечет за собой
появление уголовно-
37. Марченко М.Н.// теория государства и права, учебник, М., 2005, С.603
38. Теория государства и права, учебник // под.ред. Бабаева В.К., М., 2004, С.434
39. Цит.по:
Марченко М.Н. // Теория государства
и права, учебник, М., 2005, С.603
Таковыми, являются, например, гражданство, нетрудоспособность, брак. В некоторых случаях состояние является длящимся обстоятельством (состояние здоровья), а в других - состоянием может быть правоотношение (членство в жилищно-строительном кооперативе). Однако одни из состояний имеют волевой характер и поэтому могут быть отнесены к числу действий (состояние в браке); а другие состояния носят не волевой характер и могут считаться событиями (состояние в кровном родстве). Такой вывод более близок противоположной точке зрения, что подтверждает ее предпочтительность. Кроме вышеуказанной классификации юридические факты также подразделяют по характеру последствий на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и правопрепятствующие. Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношения. К таким относятся гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения. Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя, в целом, правоотношение сохраняется. Правопрекращающие факты обуславливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица по осуществлению своего права или исполнению юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации прав и обязанностей, но и вследствие смерти человека (субъекта) или гибели вещи (объекта правоотношения). Правопрепятствующие факты – это обстоятельства, препятствующие тому, чтобы другое обстоятельство могло выступить в качестве юридического факта. Например, препятствием заключения брака будет являться не достижение брачного возраста, состояние в другом браке и т.д. Один и тот же факт в зависимости от конкретного правоотношения способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношений по наследованию, прекращение трудового договора и изменение правоотношения по найму жилого помещения, поэтому говорят о некоторой условности такого деления. Но, несмотря на это, оно в теоретическом отношении позволяет раскрыть конкретную функцию соответствующего факта в механизме правового регулирования, а в практическом – его значение для наступления тех или иных правовых последствий. Доктор юридических наук, профессор и выдающийся теоретик В.Б.Исаков предлагает следующую классификацию юридических фактов:
1. По способу связи с действительностью он различает позитивные и негативные юридические факты. Правовые последствия могут быть связаны как с наличием некоторого явления, так и с его отсутствием. В первом случае юридический факт будет положительным, позитивным, во втором случае - отрицательным, негативным. Например, отсутствие у лица служебной подчиненности, отсутствие гражданства, отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу, - негативные юридические факты, так как правовое последствие связано именно с отсутствием некоторого явления. Классификацию фактов на позитивные или негативные не следует смешивать с их делением на правопорождающие и правопрепятствующие.
2. С
точки зрения связи с
3. По признаку документального закрепления юридические факты могут быть подразделены на оформленные и неоформленные. Большинство юридических фактов существует в оформленном, документально зафиксированном виде. Вместе с тем, определенные фактические обстоятельства могут существовать в неоформленном виде. Это, например, устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права и др. Подобные юридические факты можно назвать латентными, скрытыми. В латентном виде существует определенная часть фактов - правонарушений. Латентные юридические факты, однако, не следует путать с презумпциями - предположениями о существовании некоторых фактов40.
Классификация
юридических фактов - необходимое
средство изучения правовых отношений,
особенностей правового регулирования.
В этом качестве она широко используется
в науке, на практике, в юридическом образовании.
Научная и практическая ценность классификации
юридических фактов раскрыта далеко не
в полной мере. Ее дальнейшее развитие
может оказаться полезным для решения
разнообразных задач правоведения, в том
числе для социологических исследований
в юридической науке.
40. См.: Теория государства и права, учебник // под.ред. Бабаева В.К., М., 2004
Глава 3. Место юридических фактов и их роль в механизме правового регулирования: проблемный аспект.
Свою
роль и задачи в механизме правового
регулирования юридические
41. Ст.205 Гражданского кодекса РФ
42. Ст.16 Трудового кодекса РФ
43. Ст.37-42 Уголовного кодекса РФ
44. Цит.по: Теория государства и права, учебник // под.ред. Бабаева В.К., М., 2004
Вместе с тем, индивидуальный акт - не рядовой элемент фактического состава. Он как бы «накопляет, собирает» юридическое содержание фактического состава, подводит итог его развитию. Не случайно в большинстве составов индивидуальный акт предусмотрен в качестве его завершающего элемента. Включение индивидуального акта в фактический состав призвано обеспечить контроль со стороны государства за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений. В некоторых ситуациях стороны вынуждены «дожидаться» всех необходимых юридических фактов, чтобы получить право на принятие желательного для них юридического решения. Например, для получения пенсии необходимо достижение пенсионного возраста, наличие трудового стажа, предоставление положенных документов, принятие компетентным органом решения о назначении пенсии. В данном случае можно говорить еще об одной дополнительной функции юридических фактов: с их помощью ограничиваются приделы свободного усмотрения при издании индивидуальных правовых актов. Практический смысл и научная ценность изучения юридических фактов заключается в том, что они связывают право с жизнью, позволяют чутко реагировать на изменения в общественных отношениях. Например, такие общественно опасные деяния как заведомо ложная реклама, заражение компьютерной сети вирусом45 первоначально не расценивались в Российском законодательстве как преступления. Соответствующие статьи заняли свое место в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) лишь после того, как подобные деяния получили распространение, и была правильно понята их общественная опасность. Напротив, сделка с валютными ценностями, которая по ранее действовавшему УК РСФСР рассматривалась как преступление, в новом УК РФ таковым уже не считается. Устанавливая нормы права, законодатель должен «увидеть» юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно отразить в нормах действующего законодательства.
45. Ст.166 Уголовного кодекса Р.В.
Неточное выделение юридических фактов, неправильная их правовая оценка ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другие, напротив, приобретают несвойственные им качества. Юридический факт должен, прежде всего, адекватно отражать социальную ситуацию, подлежащую правовому регулированию. По отношению к социальной ситуации юридические факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в правовом регулировании; во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические факты очерчивают рамки ситуации, позволяют ограничить ее от сходных, но юридически не тождественных ситуаций46. Каждый новый юридический факт должен органично включаться в процесс правового регулирования, не быть «инородным телом» в системе юридических фактов отрасли, правового института, нормативного правового акта. Каковы специально-юридические критерии, которым должны соответствовать юридические факты?:
Информация о работе Юридические факты: понятие, классификация. Фактические составы