Юридическая сила нормативно-правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Нормативно-правовой акт – это принятый в установленном порядке юридический документ уполномоченного на это государственного органа, содержащий общеобязательные правила поведения. Это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права

Работа содержит 1 файл

Юридическая сила нормативно-правовых актов.docx

— 34.90 Кб (Скачать)

Среди многочисленных форм (источников права) важное место занимают нормативно-правовые акты. Для краткости их нередко  называют нормативными.

Нормативно-правовой акт – это принятый в установленном порядке юридический документ уполномоченного на это государственного органа, содержащий общеобязательные правила поведения. Это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Таким образом, всем нормативным актам  присущи следующие признаки:

  1. они устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы;
  2. в них излагается содержание устанавливаемых правил;
  3. ими придается общеобязательная сила установленным нормам или отмене установленных норм.

    Виды нормативных  актов различаются по тому, каким  органом государства они приняты, а так же по их большей или меньшей юридической силе. По этим признакам следует различать виды нормативных актов. 

Юридическая сила нормативно-правового  акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства. 
 
В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы: 
 
1. Законы; 
 
2. Подзаконные акты. 
 
 
Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения. 
 
Признаки закона. 
 
1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом. 
 
2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве. 
 
3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону. 
 
4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.  
 
5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов. 
 
6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д. 
 
Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права. 
 
Виды законов 
 
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: 
 
1) Конституция 
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами: 
- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве. 
- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.  
 
 
2) Федеральные конституционные законы 
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. 
 
3) Федеральные законы 
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы: 
- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства); 
- текущее законодательство. 
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено. 
 
 
4) Законы субъектов федерации.  
Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации. 
 
 
Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. 
 
Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они  
 
1) принимаются на основе закона, 
2) принимаются во исполнение закона, 
3) не могут противоречить закону. 
 
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

·  указы Президента;

·  постановления Правительства;

·  акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

·  акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

·  акты органов местного самоуправления;

·  локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций. 
 
Указы и распоряжения Президента РФ,

    Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к  другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить  законам РФ.  
    Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица). 
    Например, Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы" - нормативный указ.

  • постановления и распоряжения Правительства РФ,

Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти. 
Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

  • акты министерств и ведомств,

    Иначе называемые - ведомственные акты -подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения - могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности. 
    Например, "Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем", утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332.

  • акты субъектов Российской Федерации,

    Акты представительных (законодательных) органов государственной  власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Принимаются  эти акты по широкому кругу вопросов - например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости  населения и т.д. и др. 
    Например, Закон Московской области "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".

  • акты органов местного самоуправления.

    Акты органов  местного самоуправления отражают местную  специфику и обязательны для  исполнения в данной местности. 

     Нормативно-правовые акты как форма (источник) права значительно отличаются от актов применения норм права, или индивидуальных  актов, как их зачастую называют. И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содержат общие предписания ввиде норм права и рассчитаны на многократное  примененение, тогда как суть вторых – предписания индивидуального характера.  Нормативные акты адресованы широкому , точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как  индивидуальные акты, обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т. д. ). И наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений ( например, в связи с выполнением договора купли-продажи, подряда ) В то же время нормативно-правовые акты  продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. 

      Действие нормативных актов во времени, в пространстве

                                        и по кругу лиц.                                                        

        Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

        В одних случаях вступление  нормативно-правового акта в силу  связывается с датой его принятия  или утверждения. Таковыми являются, например, нормативные акты ( указы, постановления, приказы и др.) принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстремальных ситуациях. В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования). В-третьих, срок вступления в силу либо определяется самими актами, либо указывается в других, специально изданных актах для введения их в действие.

      Сроки вступления в силу различных  актов далеко не одинаковы.  И это вполне понятно, ибо  сами акты, в отношении которых  устанавливаются эти сроки, весьма  различны. 

      Немалое значение имеют не  только сроки, но и способы  «вступления в силу» или «введения  в действие» нормативно-правовых  актов. В подавляющем большинстве  случаев в настоящее время  нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории ( страны, субъекта федерации, округа и т.д. ) на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность при необходимости и постепенного введения их в действие. Однако не смотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко была распространена практика постепенного введения в действие закона, преимущество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно на всей территории государства. В настоящее время ситуация состоит таким образом, что система введения в действие закона одновременно на всей территории получила повсеместное и неоспоримое признание.

     Когда  прекращается действие закона? Согласно  сложившейся практике это происходит  в результате следующих обстоятельств.

Во-первых, по истечении  срока действия закона или иного  нормативно-правового акта, который  заранее указывается в самом  акте (акты введенные в чрезвычайных ситуациях или других экстренных ситуациях ). Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативного акта другим актом изданным компетентным государственным органом.  В-третьих, в случае замены действующего нормативного акта  другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего нормативного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.

Кроме ограничения  действия нормативно-правового акта во времени существуют общепризнанные границы  его действия в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти  того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая в себя сушу,  недра,  воздух  и  воду,  которая  находится  под суверенитетом данного государства и на которую государство  распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию  своих посольств, военных кораблей,  всех  кораблей  в  открытом  море  и  других объектов, принадлежащих государству и  находящихся  в  открытом  море  или космосе. По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию  государства, акты,  охватывающие  определенную  ее  часть,  и  акты,  действие  которых

распространяется  за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы.  "Конституция  Российской  Федерации  и  федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (ст.  4, ч. 2).

Однако  акты,  изданные  в  порядке  текущего   законодательства,   могут

действовать и  на строго определенной,  ограниченной  части  территории.  Об этом заранее оговаривается в самом законе  или  ином  нормативном  акте.  В России  таковыми  могут  быть,  например,  законы,  указы  Президента   или постановления Правительства,  касающиеся  определенных  районов  или  всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от  чернобыльской аварии. Действие некоторых нормативно-правовых актов может  выходить  за  пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы,  содержащиеся в актах других государств. Это  касается  в  первую  очередь  гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

В  современных  условиях,   когда   широко   развиваются   экономические,

политические, торговые, финансовые и иные связи между  государствами, особую значимость,   приобретает   применение   норм   международного   права к внутригосударственным   отношениям.   Например,   Конституция    Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного  права,  а  также  международные  договоры  России  являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). Аналогичные нормы содержатся и в  конституциях  ряда  других  государств.

     

  Важное значение для государственно-правовой  теории  и практики  имеет определение действия нормативно-правовых актов по  кругу лиц,  выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. По   общему   правилу,   нормативно-правовые   акты   издаются   с    целью распространения их предписаний  на  граждан  данного  государства.  Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, государство должно не  только принимать   меры   к   тому,   чтобы   гарантировать   соблюдение    данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри  страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства.

Информация о работе Юридическая сила нормативно-правовых актов