Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа
Цель нашей научной работы заключается в следующем: Рассмотреть типы, формы и виды юридической практики как системы, единого процесса, все стадии которого направлены на единый результат – регулирование общественных отношений.
Объект исследования: юридическая практика.
Предмет исследования: направленность нормативно-правовых актов юридической практики на регулирование общественных отношений.
Задачи:
Изучить юридическую литературу и документы юридической практики.
Подобрать материал, освещающий все стадии юридического делопроизводства.
Введение……………………………………………………............3-4
Понятие, структура и виды юридической практики…….............5-15
§ 1. Понятие юридической практики………………………………...…5-10
§ 2. Структура юридической практики………………………………..10-14
§ 3. Виды юридической практики……………………………………...14-15
§ 4. Взаимодействие юридической науки и практики..........................15-16
Функции и пути совершенствования юридической практики……………………………………………..........................…………17-26
§ 1. Функции юридической практики………………………………... 17-20
§ 2. Пути совершенствования юридической практики……………...20-24
Заключение……………………………………………………….25-26
Список используемой литературы………………………..…......…27
Следовательно,
взаимосвязь юридической науки
и юридической практики очевидна
и взаимодействие их очень важно для применения
права в конкретных жизненных условиях.
II.Функции и пути совершенствования юридической практики
§
1. Функции юридической
практики
Функции юридической практики - это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества.
Функции - это целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) практики.
В функциях выражается сущность юридической
практики, особенности ее отдельных сторон
и свойств. Вместе с тем изменение функций
влияет на структуру практики, определенные
элементы ее содержания
и формы. Именно в функциях особенно четко
проявляется организационно-конструктивный
и динамичный характер юридической практики,
ее способность связывать воедино разнообразные
элементы правовой системы общества, формировать
нормативную базу данной системы, объяснять
и конкретизировать правовые предписания,
обеспечивать их реализацию.
Правоведами выделяются различные функции юридической практики. Одни авторы (С.C. Алексеев, Н.И. Матузов, А.В. Малько) считают, что таких функций три: правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная.13 Другие ученые (В.И. Леушин) рассматривают функции формирования; права, совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и правоконкретизирующую. Особенно большое внимание в литературе уделяется правотворческой функции судебной или иных разновидностей практики.14
Анализ выделяемых в литературе функций
показывает, что принятые подходы не всегда
достаточно полно и всесторонне раскрывают
творчески преобразующий характер юридической
практики, не охватывают многие ее созидательные
аспекты и направления, оставляя в тени
важные принципы классификации. Не обращается
внимание, скажем, на тот факт, что в каждой
из рассмотренных функций можно выделить
ряд подфункций. Если функция — это наиболее
общее, ведущее направление, в котором
прежде всего выражается сущность, природа
и роль практики в правовой системе общества,
то подфункция
обозначает в рамках данного направления
некоторые особые, специфические стороны
влияния юридической практики на социальную
действительность. Например, в правотворческой
функции практики можно
вычленить правообразующую, правоизменяющую
и правопрекращающую подфункции.
Одним из существенных критериев классификации функций является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической практики в обществе.
По способам воздействия на реальную действительность
можно выделить регистрационно-
Регистрационно-
Содержание правоохранительной функции нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную. Правообеспечительная подфункция - одно из важных, но не единственных направлений правоохраны. В данном случае с помощью конкретного типа юридической практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей.
Юридическая практика - важный канал общесоциального,
специального криминологического и индивидуального
предупреждения
правонарушений, осуществляемого с помощью
правотворческих, правоприменительных,
праворазъяснительных, контрольных, распорядительных
и других юридических: средств и мер.
По времени действия функции юридической практики можно подразделить на постоянные и временные. Имеет определенное значение и классификация ее функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо, во-первых, для [выделения соответствующих подфункций; Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может бить сделан на! одной или1 нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида; подвида) практики одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения - правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной практики) являются производными, сопутствующими.
Таким образом, если каждая функция (подфункция)
показывает отдельное направление, сторону,
аспект социально-преобразующей природы
юридической практики, то взятые вместе
они дают более или менее цельное представление
о месте и роли этой практики в правовой
системе общества.
§
2. Пути совершенствования
юридической практики
Исследование природы, структуры и функций
юридической практики дает возможность
выделить те ее типы (виды, подвиды), стороны
и элементы, которые необходимо совершенствовать
и качественно
улучшать.
Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики, поскольку именно с ее помощью формируется нормативно-правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы. Нельзя, например, серьезно говорить о развитии рыночных отношений без достаточно разработанного и эффективного гражданского, торгового и финансового законодательства.
Изменения в механизме правового регулирования, расширение договорных отношений между различными субъектами права, сферы правовой саморегуляции, переход от ограничительно-запретительных способов воздействия на частную жизнь к общедозволительным, а в публичной области - к разрешительному порядку деятельности государственных органов и должностных лиц требуют новых подходов ко всей концепции правотворчества, пересмотру всего ныне действующего законодательства, приведению его в соответствие с международными нормами о правах человека и другими актами международного права.
Необходимо, чтобы в законах и других нормативно-правовых актах находили наиболее полное отражение идеи свободы и ответственности, гуманизма и справедливости) равенства и безопасности, господства права и солидарности. Качество и эффективность рассматриваемой разновидности практики в значительной мере зависит также от реального воплощения в конкретной деятельности компетентных органов правотворческих принципов научности и демократизма, гласности и законности, целесообразности и экономичности, оперативности и др.
Сложившаяся в России социально-экономическая, политическая и национальная ситуация, обстановка в сфере образования, культуры и духовной среды в целом требуют повышения темпов законодательной деятельности, скорейшего принятия основополагающих законов. Однако это не должно идти в ущерб их качеству. Многие недавно изданные законы, указы Президента и акты Правительства в этом плане подлежат существенной критике. Опыт правотворческой и правоприменительной деятельности показывает, что некачественные и противоречивые законы подрывают авторитет издавшего их органа и всего законодательства, порождают правовой нигилизм, трудно реализуются, обрастают массой разъяснений, ведомственных, инструкций, которые сводят на нет суть основного акта.
Большую роль в создании гармоничной правовой системы общества призвана играть правосистематизирующая практика, т.е. деятельность (сформированный на ее основе опыт) по сбору, упорядочению и приведению в стройную систему разнообразных правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных и др.). Эта практика существенно влияет на качество и эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности, уровень законности и правопорядка в обществе.
Глубокие преобразования во всех сферах
жизни общества, интенсификация правотворческой
деятельности государственных органов
и
хозяйствующих субъектов на федеральном
и местном уровнях, обострение криминогенной
ситуации в стране требуют издания кодифицированных
актов по основным отраслям и институтам
права, улучшения методики и результативности
обобщений материалов правоприменительной
и праворазъяснительной практики, скорейшего
внедрения в правовую систему компьютерной
техники, организации банков разнообразной
юридической информации, российской и
региональной справочно-информационных
правовых служб, создания единой схемы
учета,
инкорпорации, консолидации и кодификации
законодательства и т.п.
Если определить главные, стратегические
направления в области
правоприменительной
практики, то они сводятся к тому, чтобы
поднять
на качественно новый уровень работу всех
правоприменительных органов, существенно
активизировать их деятельность по охране
интересов личности, обеспечению экономической
безопасности и общественного порядка,
защите потребительского рынка, профилактике
правонарушений, борьбе с преступностью.
Важными представляются проблемы укрепления
законности и правопорядка, искоренения
формализма и бюрократизма в деятельности
правоохранительных органов, улучшения
их материально-технического и финансового
обеспечения, работы с кадрами. Особенно
актуальны вопросы комплектования, правильной
расстановки, воспитания, юридического
обучения, социальной и правовой защищенности
сотрудников.
Дальнейшего углубления требует судебно-правовая реформа. В соответствии с Конституцией РФ (ст.118), судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Необходимо уточнить компетенцию, задачи и функции прокуратуры, активизировать ее контрольно-надзорную и координирующую роль в системе правоохранительных органов.
Так же, как и в отношении суда, в законе о прокуратуре нужно определить конкретные меры юридической ответственности за вмешательство в деятельность прокуратуры, игнорирование выносимых ею предостережений, представлений и протестов, изменить методы правового воздействия на нарушителей закона (сейчас прокурор выступает в качестве просителя: «прошу восстановить законность», «устранить имеющиеся недостатки»15 и т.п.). Повышение авторитета прокуратуры будет способствовать стабильности правопорядка и формированию правового государства в России.
Совершенствование органов внутренних дел связано с тремя основными задачами: профилактикой правонарушений, обеспечением общественной безопасности и порядка, борьбой с преступностью. Отсутствие должной нормативно-правовой (полноценных Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов и т.п.), материально-технической и финансовой базы, медленные структурные изменения в различных звеньях органов внутренних дел, недостатки в работе с кадрами, слабая, социальная и правовая защищенность сотрудников и ряд других субъективных и объективных причин-условий не способствуют эффективному решению поставленных перед этими органами задач.
Пути совершенствования правореализационной
практики граждан
выражаются в формировании у них осознанного
уважения к праву и
закону, соблюдению своих обязанностей,
законных интересов других
лиц и организаций, привычки к законопослушному
и активному поведению, элементарных умений
и навыков самостоятельно и оперативно
находить, уяснять и использовать в своей
практической деятельности
нужные нормативно-правовые предписания,
знать основные формы
юридической защиты своих прав.
Рост правовой активности граждан объективно обусловлен их занятостью в производственной деятельности, их ролью в политической, культурной и других областях общественной жизни, конкретными социально-правовыми ситуациями и другими важнейшими факторами. Это следует учитывать при организации и осуществлении правового просвещения и обучения населения.
Исследование
отечественными правоведами вопросов
правовой культуры позволило вычленить
отдельные ее аспекты, создать целостное
учение. По мнению А.Б. Венгерова, правовая
культура - это социально-экономический
феномен, в составе которого определяется
правосознание, юридические учреждения
и проч. С.С. Алексеев считает, что правовая
культура включает в себя уровни правового
сознания, законность, совершенство законодательства
и юридическую практику. А.П. Семитко подчеркивает,
что структурными элементами правовой
культуры выступают компоненты правовой
системы - правовые тексты, правовая деятельность,
сознание и уровень развития субъекта.
Подобная ее структура - недостаточно
полная, ибо в ней содержатся характеристики,
которые не являются самостоятельными
элементами данного понятия. Например,
весьма расплывчаты такие элементы, как
«уровень совершенства законодательства»
или «юридическая практика»16.