Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение юридической ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Юридическая ответственность в системе юридических категорий……………...6
1.1 Понятие юридической ответственности………………………..………………..6
1.2 Цели и функции юридической ответственности………………………………...14
1.3 Основания и порядок возложения юридической ответственности…………17
2 Юридическая ответственность и государственное принуждение………………..20
2.1 Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность……………….20
2.2 Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности……………………………………………………………..……………24
Заключение…………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Юридическая ответственность понятие, признаки, принципы.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

   Эффективная борьба с нарушителями, своевременное  и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление  о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность  в том, что их законные права и интересы будут надежно защищены. Это в свою очередь способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а, в конечном счете — укреплению законности и устойчивости правопорядка.

   В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного  субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В этом случае юридическая ответственность осуществляет правовосстановителъную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется в гражданском праве, предполагающем такие, например, санкции, как возмещение убытков7. Конечно, возмещение ущерба возможно далеко не во всех случаях (нельзя воскресить убитого и т.д.). Однако там, где это достижимо, компенсационная функция юридической ответственности — одна из, важнейших.

   Таким образом, юридическая ответственность  связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

   Исторически юридическая ответственность возникла как средство защиты частной собственности. Зародышем последней явилось владение, а основой права как специфического регулятора общественных отношений классового общества — защита публичной властью владения, постепенно превращающегося в частную собственность. Важной задачей государства была защита частного владения путем установления запретов и применения государственного принуждения к их нарушителям. Анализ правовых актов древности показывает, что их ядром служили институт собственности и его защита, а обязательственное право возникло и развивалось в форме юридических последствий нарушения прав собственника.

   Таким образом, юридическая ответственность  есть средство, орудие формирования и  укрепления частнособственнических отношений  и одновременно — вытеснения устаревших, чуждых обществу общественных отношений.8 

    1.3 Основания и порядок возложения юридической ответственности 

   Основания ответственности — это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность  возможной (необходимой), а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность  возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

   Вместе  с тем само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения  ответственности, не влечет за собой  применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для  такого применения. Для реального, же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт — решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем, и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д.

   В отдельных случаях закон предусматривает основания не только ответственности, но и освобождения от нее и от наказания. Так, лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное деяние потеряло характер общественно опасного. Освобождение от уголовной ответственности и от применения наказания предусматривает, в частности, передачу несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа9. Возможность освобождения от ответственности зафиксирована и нормами других отраслей права.10

   Многообразие  фактических обстоятельств, предполагающих юридическую ответственность, требует  определенной процедуры их обнаружения  и привлечения лица к ответственности. Для юридической ответственности  характерна четкая нормативная регламентация ее осуществления. Такая регламентация необходима для максимального обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан и иных субъектов.

   Порядок возложения юридической ответственности  устанавливается нормами процессуального  права, порождающими при наличии  определенного факта процессуальные правоотношения, через которые, как через свою форму, проявляются отношения юридической ответственности. Четкая регламентация позволяет максимально точно зафиксировать все обстоятельства дела, состав правонарушения, обеспечивая при этом права всех участников процесса. Конечно, излишне громоздкие, усложненные формы рассмотрения в некоторых случаях могут играть и негативную роль, порождая формализм, волокиту и т.д.   

   Разумеется, степень регламентации разных видов  юридической ответственности различна. Наиболее жестко урегулирована уголовная и административная ответственность, носящая карательный, штрафной характер. Например, порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом, в котором содержится более 400 статей. Менее жесткий порядок привлечения, например, к дисциплинарной ответственности рабочих и служащих.11

   Таким образом, можно сделать вывод, что  юридическая ответственность  в современном обществе направлена на охрану правопорядка, воспитание граждан в духе добросовестного соблюдения законов понимания ими  необходимости и полезности  правомерного поведения. Существенным методом, с помощью которого в государстве обеспечивается законность и правопорядок, является убеждение, основанное на реальной социальной защищенности граждан, обеспеченности их основных прав и обязанностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Юридическая ответственность  и государственное  принуждение 

   2.1 Обстоятельства, исключающие  юридическую ответственность 

   Юридическая ответственность — это, прежде всего принуждение. Известно, что принудительное воздействие существует во всяком человеческом обществе. Но юридическая ответственность не принуждение "вообще", а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами12.

   Другая  особенность этого принуждения его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.

   Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической  ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства  трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

   Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку  государственная принудительность есть объективное свойство права, и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования.

   Прежде  всего, это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях  государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты, субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности.13

   Таковыми  являются принудительное изъятие имущества  из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов  на содержание детей и т.д.

   И хотя в данном случае принуждение  направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

   К мерам государственного принуждения  относятся и меры пресечения. Они  применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т.д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом.

   Законодательство  предусматривает и иные специфические  меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например,   принудительные меры воспитательного  воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний. Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости.

   Специфическая мера государственного принуждения  — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников  в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.14

   Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

   Любое противоправное деяние, как уже отмечалось, влечет за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила и имеются исключения, связанные с особенностями криминогенных общественных отношений, когда законодательством специально оговариваются такие обстоятельства, при наступлении которых ответственность не исключается.

   Невменяемость - это обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения Законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицине (биологический) и юридический (психологический).

   Медицинский критерий предполагает следующие расстройства психической деятельности лица: хроническая душевная болезнь; временное расстройство деятельности; слабоумие; иное болезненное состояние психики.

   Под юридическим критерием понимается такое расстройство психической  деятельности человека, при котором  он теряет способность отдавать отчет в своих действиях либо не способен руководить своими действиями. Отсутствие способности отдавать отчет в своих действиях образует интеллектуальный момент юридического критерия.15

   Не  подлежит также наказанию лицо, совершившее  преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.

   Необходимая оборона - она имеет место при защите гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества, государства от преступного посягательства, независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

   Защита  от нападения, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является тоже правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.16

   Крайняя необходимость - этот вид противоправного деяния допустим в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

   Действие  в состоянии крайней необходимости  становится общественно полезным актом  только при соблюдении ограничительных  условий, относящихся к опасности  и к мерам по ее устранению.

   Одно  из условий крайней необходимости  — наличие опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности. Источниками опасности могут быть стихийные силы природы, животные, различного рода механизмы, человек и др.17

   Второе  условие состоит в наличии  опасности, которая уже начала превращаться в действительность в форме причинения вреда или создания реальных условий, при которых правоохраняемым интересам грозит неминуемая опасность.

Информация о работе Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы