Юридическая ответственность и правовые санкции

Автор: 3******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение различных вопросов, связанные с пониманием юридической ответственности и правовых санкций, так как они являются дискуссионными в теории права. А так же сравнить наиболее распространенные точки зрения различных авторов и исследователей по вопросам права, проанализировать их правовую базу, раскрыть основные понятия юридической ответственности и правовых санкций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Юридическая ответственность…..............................................................5
1.1 Понятие и признаки юридической ответственности ………….....................5
1.2. Принципы, цели и функции юридической ответственности……………….10
1.3 Виды юридической ответственности………………………………………...12
Глава 2. Правовые санкции………………………………………………………..15
2.1 Правовые и виды правовых санкций………………………………………….15
2.2 Санкция как структурный элемент нормы юридической ответственности..24
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Санкция – предусматривает последствия  нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и права.

     Различают следующие санкции:

1. по  отраслевой принадлежности – уголовные, административные, гражданские, дисциплинарно-правовые;

2. по  характеру последствий – правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные);

3. по  степени определенности санкции  – абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.  

     Рассмотрим  и раскроем сущности правовых санкций:

     1. Уголовно - правовая  санкция. В УК России (1996 г.) все санкции норм, предусматривающих наказание за совершение преступлений, являются либо относительно-определенными либо альтернативными. Но в теории уголовного права продолжается дискуссия по вопросу о целесообразности включения в Уголовный кодекс абсолютно-определенных санкций. Так, например, С.А. Поляков делает вывод о необоснованном сокращении случаев применения абсолютно-определенных санкций в уголовно-правовых нормах. А.А. Нечепуренко предлагает пересмотреть санкции за преступления и свести до минимума разрыв между минимальными и максимальными размерами наказания в пределах одной санкции, указать в каждой санкции лишь один вид наказания, а в последующем вообще перейти к абсолютно-определенным санкциям. Это предложение, однако, он делает с оговоркой, что вводить абсолютно-определенные санкции не имеет смысла без концептуального переосмысления роли всех уголовно-правовых институтов5.

     Позиция ученых о необходимости закрепления  в уголовном законодательстве абсолютно-определенных санкций исходит из теории возмездия, видный представитель которой - И. Кант. Сторонником таких санкций был  и основоположник одной из относительных  теорий уголовного наказания - теории психологического принуждения - А. Фейербах.

     Но  переход к абсолютно-определенным санкциям противоречит важнейшим принципам назначения уголовного наказания - справедливости, индивидуализации, дифференциации уголовной ответственности и наказания. Такие санкции не позволяют назначить наказание с учетом личности преступника, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Поэтому если уголовное законодательство не преследует цели кары, возмездия за совершенное преступление, а напротив, ставит своей целью исправление преступников, общее и специальное предупреждение преступлений, Уголовный кодекс должен содержать только относительно-определенные и альтернативные санкции.

     2. Административно - правовые санкции. Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

     Многие  административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена  в другом акте, например, за нарушение  правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

     В административно-правовой литературе высказываются различные точки  зрения о классификации мер административного  принуждения. Так Бахрах Д.Н. различает  среди них: «меры пресечения, административно-восстановительные меры и наказания». Он отмечает, что «меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий», «восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем».6

     И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация «не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например приостановление работы предприятия)».

     Он  также утверждает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить «непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции».

     Из  изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер  административного принуждения  состоит из трех самостоятельных подразделений:

- административно-процессуальные меры;

- административно-предупредительные меры;

- административно-правовые санкции.

     При этом он отмечает, что «административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер». Под административно-правовой санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать «элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке».

     В целом по вопросу о классификации  мер административного принуждения  в науке административного права  выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).

     Первая  сводится к двухчленной классификации  административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного  принуждения. Выдвинута в конце 40-х  годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

     Вторая  предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится  о существовании трех видов мер  административного принуждения:

- меры пресечения,

- меры взыскания,

- меры предупреждения.

     Меры  взыскания. Меры административного взыскания применяется за совершение определенных правонарушений. «Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе ... общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

     Административное  взыскание занимает особое место  в системе мер административного  принуждения. Их особенность состоит в следующем:

«- они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

- воспитательное  воздействие от их применения  наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

- взыскания  могут применять не только  органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

- все  административные взыскания налагаются  на основе специального индивидуального  акта управления - постановления или решения;

- наложение  административных взысканий осуществляется  уполномоченными на то органами  милиции в определенном процессуальном  порядке, при котором учитывается  характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- являются  эффективным средством реализации  института ответственность (под  которой понимается обязанность  гражданина или должностного  лица дать отчет о своем  неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания».

     «Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний».

     В настоящее время применяются следующие административно - наказательные средства:

  1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.

     2. Меры личностного воздействия.  Они состоят в ограничении  субъективных прав и вложении  на нарушителя определенных претерпеваний."

В соответствии со ст. 24 Кодекса Административных Правонарушений (КоАП) Российской Федерации (РФ) выделяют следующие виды административных взысканий:

-   предупреждение (ст. 26);

-   штраф (ст. 27);

- возмездное  изъятие предмета, явившегося орудием  совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения (ст. 28);

- конфискация  предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);

-   лишение специального права, предоставленному  данному гражданину (права управления  транспортными средствами, права  охоты (ст. 30);

-    исправительные работы (ст. 31);

-    административный арест (ст. 32);

-    выдворение из пределов РФ  иностранных граждан и лиц  без гражданства за совершение  административных правонарушений.

     Итак, административное взыскание - это «мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка».

     3. Дисциплинарно-правовые санкции.  Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т. д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью. Дисциплинарные санкции - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно - правовых норм на подчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки. Поскольку такие санкции осуществляются в рамках устойчивых коллективов, они могут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силу принуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом). К примеру, мера дисциплинарных взысканий для студентов включает: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из вуза (общежития, библиотеки). Процедура применения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. До наложения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения (не считая времени болезни студента или нахождения его на каникулах). Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Дисциплинарное взыскание морального плана (замечание, выговор) считается снятым в тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

Информация о работе Юридическая ответственность и правовые санкции