Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:10, доклад
Проблема юридической ответственности является одной из центральных в общей теории права. В течение длительного времени она привлекает пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов в области общей теории права и государства, международного публичного права, а также отраслевых юридических наук. Вместе с тем, проводимые правовые реформы вызывают острую необходимость совершенствования механизма юридической ответственности государства как единого комплексного межотраслевого института.
Юридическая ответственность государства как гарантия законности.
Проблема юридической ответственности является одной из центральных в общей теории права. В течение длительного времени она привлекает пристальное внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов в области общей теории права и государства, международного публичного права, а также отраслевых юридических наук. Вместе с тем, проводимые правовые реформы вызывают острую необходимость совершенствования механизма юридической ответственности государства как единого комплексного межотраслевого института. Государство, благодаря множеству выполняемых им функций, правоотношений, участником которых оно является, занимает центральное место в политической системе и берет на себя ответственность за стабильное существование общества в целом и проживающих в нем граждан. В настоящее время одновременно с утверждением общечеловеческих ценностей в обществе происходит значительный рост правонарушений, совершаемых государством, государственными органами и их должностными лицами. За последние 10-15 лет такие негативные явления, как правовой нигилизм и идеализм, нарушение прав и свобод человека, волокита в разрешении дел, отсутствие реагирования на обращения граждан, подмена законности политической целесообразностью, взяточничество и коррупция, безответственность практически всех структур государственной власти приобрели катастрофические размеры. В предупреждении и снижении уровня правонарушаемости не последняя роль принадлежит юридической ответственности государства, которая одновременно выступает средством защиты от государственного и чиновничьего произвола, входит в систему сдержек и противовесов и гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина.
Юридическая ответственность государства носит комплексный характер, включающий как публичные, так и частные начала. Государство, являясь носителем политической власти, объективно не является равным частным субъектам. Г.А. Гаджиев отмечает, что основания ответственности государства отличаются от частноправовых - это нарушение принципов конституционной государственности1. Сущность государства составляет публичная власть, её осуществление и организация. В этом смысле практическое воплощение государство получает в системе органов государственной власти и должностных лиц - государственном аппарате. В то же время, государство обладает возможностью вступать в частноправовые отношения, а потому наделяется частной правосубъектностью. Для обозначения государства как субъекта в этом случае используется термин казны (фиска). С другой стороны, порядок и размеры возмещения ущерба, причиненного государственными органами и должностными лицами частному лицу, основан на нормах гражданского права и включает элементы диспозитивности. Государство, вступая в частно-правовые отношения, утрачивает свой признак властного субъекта и становится равноправным лицом через использование идеи фиска.
Таким образом, при характеристике
государства как субъекта юридической
ответственности следует
Под юридической ответственностью государства по национальному праву понимается реализация закрепленных в правовых нормах обязанности государства по возмещению ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. Реализация юридической ответственности государства, его органов и должностных лиц по российскому законодательству протекает как в публично-правовом (конституционная, административно-правовая ответственность), так и гражданско-правовом порядке.
Юридическая ответственность государства, его органов и должностных лиц, на наш взгляд, является важной гарантией установления режима законности. Ответственность государства перед частными лицами урегулирована в настоящее время в достаточной степени - частные лица в большинстве случаев могут добиться защиты своих прав, нарушенных государственными органами и должностными лицами. Это достигается благодаря тому, что государство несет гражданско-правовую ответственность в виде обязанности возместить вред перед всеми частными лицами при наличии факта нарушения их прав. В случае же с ответственностью государственных органов и должностных лиц возникает сложность с формулированием составов правонарушений, так как далеко не всегда возможно четко определить ответственное лицо за осуществление той или иной функции государственного органа. Тем не менее, с точки зрения теории государства и права, многие важные проблемы, связанные с юридической ответственностью государства и его представителей, остались либо «за кадром» научного познания, либо требуют дополнительного углубленного исследования. Среди данных проблем можно выделить такие, как: необходимость уточнения понятийно-категориального аппарата, соотношение «позитивной» и «ретроспективной» юридической ответственности государства, соотношение ответственности государства и его представителей, механизмы реализации юридической ответственности государства, его органов и должностных лиц, особенности закрепления данного вида ответственности и ее реализация, и др.
Основанием юридической ответственности государства является факт совершения правонарушения, наносящего ущерб другим субъектам, со стороны органов и должностных лиц государства в ходе реализации ими своих полномочий. Факт причинения вреда органами и должностными лицами государства в ходе осуществления ими своих полномочий влечет за собой обязанность государства возместить причиненный ими вред.
Реализация юридической ответственности государства, как в международной, так и в национальной правовых системах, возможна в двух видах: материальной и нематериальной. При этом посредством материальной ответственности реализуются, прежде всего, компенсационная и штрафная функции, а нематериальной - право-восстановительная функция юридической ответственности. Международно-правовая ответственность государства выступает в виде неблагоприятных юридических, экономических и политических последствий за совершенное международно-противоправное деяние. Каждый из видов международной ответственности государства в свою очередь реализуется в характерных исторически сложившихся формах. Нематериальная ответственность реализуется в формах ресторации, сатисфакции и санкции, а материальная - реституции, субституции и репарации. Общими признаками двух институтов юридической ответственности государства- международно-правового и национального - выступают:
- единый субъект ответственности -суверенное государство;
- фактическое основание
ответственности - совершение правонарушения
в публично-правовой сфере
- объективный (абсолютный) характер ответственности, то есть отсутствие необходимости доказывания вины, которая в отношении государства презюмируется;
- сходство целей и функций ответственности;
- приоритетное значение
компенсационной функции
В современных условиях развития государств проблема законности, как и проблема права в целом, приобретает все более актуальное значение. Общепринятым становится мнение о том, что законность -необходимый атрибут любого демократического государства, тот режим, в котором права и свободы личности получают свою подлинную реализацию.
В то же время можно констатировать,
что в настоящее время
В настоящее время очевидна необходимость создания целостной научной доктрины юридической ответственности государства, которая бы давала комплексное представление об его ответственности в различных правоотношениях, т.к. деятельность законодателя и правоприменителя во многом зависит и от результатов деятельности юридической науки. Однако в юридической науке отсутствует единая концепция юридической ответственности государства, остаются спорными проблемы ее понятия, соотношения с ответственностью государственных органов и их должностных лиц. Действующее законодательство, устанавливающее ответственность государства, характеризуется пробелами и коллизиями. Так, продолжает оставаться дискуссионной проблема фактического основания юридической ответственности государства и слабо разработанными проблемы вины государства, его органов и должностных лиц.
Юридическая ответственность государства - важнейший элемент правовой системы, а также один из принципов правового государства, без воплощения в реальность которого невозможно обеспечение прав и свобод человека и гражданина и построение правового государства. Реальная и фактическая юридическая ответственность государства позволяет минимизировать чиновничий произвол, а также выступает в качестве сдерживающего фактора совершения правонарушений. Одновременно ответственность государства находится в качестве одной из концептуальных основ становления и развития демократии, т.к. только в демократическом обществе возможно установление ответственности теми же субъектами, к которым в дальнейшем возможно ее применение. Существование фактической ответственности государства, снабженной конкретными механизмами реализации, зависит от того, насколько оно приблизилось к идеалу правового государства, и степени сформированности гражданского общества, которое выступает одним из рычагов, приводящих в действие законодательный механизм по закреплению юридической ответственности государства.
Информация о работе Юридическая ответственность государства как гарантия законности