Эволюция института президента в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 01:09, контрольная работа

Описание работы

Введение института президентства в Украине имеет большое значение для политико-правового развития Украины как суверенного, независимого, демократического и правового государства, поскольку закрепление на законодательном уровне должности Президента Украины свидетельствует об учете Украина международного опыта функционирования должности президента как единоличного главы государства с республиканской формой правления.

Работа содержит 1 файл

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В УКРАИНЕ.docx

— 30.87 Кб (Скачать)

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА  В УКРАИНЕ 
 
  
Понятие института президентства и его место в политической системе общества 
 
Верное определение понятия института президентства, понимание его места в политической системе общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Но, прежде чем говорить об институте президентства необходимо выяснить, что означает сам термин «институт». В обыденном словоупотреблении термин «институт» используется по-разному. В науке термину добавляется свой смысл. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят о ее институциональную сторону (государство, президентство, партия и т.д.). 
Среди различных понятий «институтов», институт президентства является особой формой правления политической системы общества. Проблема института президентства весьма многогранна. Ее полное и всестороннее исследование является предметом нескольких смежных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, истории, этики, психологии и др.. Понятие института президентства, как известно, относится к числу ключевых в политической науке. Будучи по характеру интеграционным, оно имеет огромное операционное значение при анализе сложных, многоплановых проблем, которые позволяли определить сущность и выяснить основные направления эволюции политической реальности. Однако, в политической науке, как на Западе, так и на Востоке отсутствует единое общепринятое трактовки этого термина. Такое положение в определенной степени оставляет за специалистами широкую свободу выбора тех или иных дефиниций при исследовании развертывание политического процесса и особенностей возникновения и становления института президентства в какой-либо конкретной стране. [1, с.223] 
Глава государства - это единоличный орган государственной власти, который занимает центральное место в системе органов государственной власти и наделен функциями и полномочиями, определенными конституциями и отдельными органическими законами. 
Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависит от формы правления и характера государственного режима. В странах, где глава государства наделен одновременно широкой представительной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формирует политический курс и обеспечивает его воплощения в жизнь. 
Становление в системе государственной власти Украины должности единоличного главы государства - президента - значительно усилило внимание в нашем обществе к институту главы государства. Внедрение этой должности открыло новый этап в развитии Украинского государства. В свою очередь реформа политической системы, формирования в Украине правового государства выдвигает на повестку дня одной из основных задач - переосмысление роли и места главы государства в системе высших органов государственной власти, поиск наилучшей модели института президентства с использованием зарубежного и национального опыта. В условиях, когда разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную начинает воплощаться в реальные правовые нормы, структуры и процедуры, актуализируется идея института президентства, который призван стать интегрирующим фактором в системе государственной власти. 
По мнению ведущего российского ученого В.Е.Чиркина, глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство извне и внутри страны, символом государственности народа [2; с.268]. 
Ковлер, В.Е.Чиркин и Ю.А.Юдин считают, что глава государства - это единоличный орган общей компетенции, один из высших органов государственной власти. [3; стр. 590]. 
Главой государства принято называть официальное лицо, которое занимает формально юридически высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляет верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами [4, с. 76]. 
Б.А.Страшун считает, что глава государства - это должностное лицо или орган, которые занимают высокое место в иерархической системе органов государства [5; с.564]. 
Ведущий российский специалист в области конституционного права В.ВЛазарев главой государства понимает государственный орган или должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии институтов власти [6; с.112]. 
Ю.М.Коломиець определяет главу государства как конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри, является своеобразным символом государственности народа [7]. Глава государства - это высший орган государственной власти (или официальное лицо), которая выступает в качестве носителя верховной исполнительной власти внутри страны, а также в качестве высшего представителя государства во всех его международных отношениях [8; с.140]. 
Анализ вышеуказанных точек зрения позволяет констатировать, что глава государства - это единоличный орган государственной власти, который занимает центральное место в системе органов государственной власти и наделен функциями и полномочиями, определенными конституциями и отдельными органическими законами. 
Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависит от формы правления и характера государственного режима. В странах, где глава государства наделен одновременно широкой представительной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формирует политический курс и обеспечивает его воплощения в жизнь. 
Так, институт главы государства в каждом государстве в зависимости от формы ее правления может принимать форму или института президента или института монарха, что дает возможность в конституционном праве различать институт президентства и институт монархии. 
Институт главы государства может быть также коллегиальным, что встречается довольно редко, и, как правило, временно (например, регентский совет, который выполняет функции монарха до достижения преемником совершеннолетия). Как правило, имеет место разделение полномочий между коллегиальным органом и его председателем (например, Уругвай, Ирак, Йемен). Коллегиальная власть характерна и для Швейцарии, где власть осуществляется Федеральным советом, который избирается парламентом [8; с.301]. 
В бывших социалистических странах роль главы государства также выполняли постоянно действующие коллегиальные органы (президиума) верховных представительных органов государственной власти. 
В подавляющем большинстве зарубежных стран главой государства остается монарх. Монархическая форма правления сохранилась в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии и других странах. 
Президентская система предусматривает совмещение полномочий главы государства и главы правительства в одном лице. Такая система действует в США, многих странах Латинской Америки, Азии и Африки. Однако в большинстве европейских стран утвердилась парламентская система. Относительно института президентства в некоторых странах Азии и Африки, то там он чаще всего является только конституционным прикрытием тоталитарных и авторитарных режимов личной власти. В Российской Федерации и других государствах СНГ состоит президентская система власти. 
В государствах, в которых президентская система функционирует в условиях соблюдения демократического принципа разделения властей, президент имеет широкие, но не безграничны властные полномочия. Классической президентской республикой являются США, где президента избирают на всеобщих выборах и уже вследствие этого он становится политической фигурой общенационального масштаба. Будучи главой не только государства, но и правительства, именно президент возглавляет высшую исполнительную власть в стране и формирует правительство. Конечно, он консультируется с лидерами своей партии и другими влиятельными политическими кругами, однако министров назначает на свое усмотрение. 
Однако все кандидатуры на должности ответственных руководителей органов исполнительной власти подлежат обсуждению в парламенте, как высший законодательный орган вправе их утвердить или отклонить. Кроме того, ни президент, ни министры не могут совмещать свои должности с должностями депутатов парламента. Таким образом, в отличие от парламентской системы, при которой члены правительства могут быть и депутатами парламента, при президентской последовательно придерживаются принципа разделения властей. 
Кабинет министров непосредственно подчинен только президенту и имеет статус только совещательного органа при главе государства и правительства. Одновременно правительство в значительной степени независим от парламента, при президентской системе не может выразить ему вотум недоверия и отправить в отставку. Итак, в отличие от парламентской системы, правительство не подотчетно парламенту Однако и при президентской системе парламент вправе вплившы на деятельность президента и его правительства, утверждая ежегодным государственный бюджет и принимая законы. 
Поскольку при президентской системе президент избирается отдельно от правительства, то время от времени возникает ситуация, когда большинство в парламенте принадлежит к одной партии, а президент и возглавляемое им правительство представляют другую. Если на очередных парламентских выборах правящая партия, лидером которой является президент, теряет большинство в парламенте и уходит в оппозицию, то сам президент и его правительство продолжают оставаться у власти. В этом заключается еще одно важное отличие президентской системы от парламентской и полупрезидентской, при которых после очередных парламентских выборов состав правительства может частично или полностью меняться. 
В отличие от премьер-министра, который по парламентской системы в случае вынесения парламентом недоверия его кабинету вынужден уйти в отставку, президент остается на своем посту и тогда, когда подает в отставку кто-то из его министров или и весь кабинет. Он может быть отстранен от должности только в результате импичмента, то есть процедуры, который предусматривает право конгресса отстранять его от власти, если он допустил весомых нарушений или поступков, которые подрывают авторитет правительства. Всего за президентской системы глава правительства и его кабинет более независимы от парламента, чем правительство при парламентской системе. Правда, за обоих систем возможности главы правительства особо крупные тогда, когда его партия составляет парламентское большинство. Однако в условиях демократического режима парламент и при президентской системе имеет достаточно полномочий для того, чтобы контролировать действия президента и его правительства. 
Кроме президентской в ​​некоторых странах (Греции, Финляндии, Франции, Польши, Румынии, Индии, Пакистане, Монголии и др.). Утвердилась так называемая полупрезидентская система государственной власти. Полное воплощение она получила во Франции после принятия там в 1958 г. Конституции Пятой республики. Президент этой страны избирается прямым голосованием всего населения. Он назначает премьер-министра, который формирует кабинет, подотчетен и президенту, и правительству. И хотя премьер-министр является руководителем совета министров, председательствует на его заседаниях сам президент. При этом он имеет право назначать премьером любого политического лидера независимо от того, является ли тот представителем парламентского большинства, или нет. Если парламент выразит правительству вотум недоверия, премьер-министр обязан вручить президенту заявление об отставке своего кабинета. 
Президент Франции является главнокомандующим вооруженных сил страны, он играет ведущую роль в определении ее внешней политики. Согласно конституции он может распустить правительство и назначить новые парламентские выборы, без согласования с правительством выносить законопроекты, международные договоры и поправки к конституции на общенародные референдумы, а также вводить чрезвычайное положение (однако в условиях чрезвычайного положения не имеет права распускать парламент). Таким образом, полупрезидентская система государственной власти, сочетающая в себе элементы как президентской, так и парламентской, предполагает наличие сильной президентской власти и правительства, подотчетного парламенту. [9, с.89] 
 
Эволюция института президентства в Украине 
 
Становление и развитие института президентства имеет свои особенности в каждой стране. Конституционно-правовая идея президентства в Украине прошла несколько этапов развития. 
Первый - с 1900 до 1917гг., Второй 1917 - 1920гг., Третий - советский период, четвертый этап - современный - становления Украины как суверенного независимого государства (с 1990 г.): 
1) июль 1990 г. - декабрь 1991 г. - система, максимально тяготела к парламентской форме правления; 
2) Декабрь 1991 - июнь 1995 г. - президентско-парламентская форма правления; 
3) июнь 1995 - 28 июня 1996 г. - президентская форма правления; 
4) июнь 1996 г. - декабрь 2005 г. - президентско-парламентская республика; 
5) с января 2006 г. - парламентско-президентская форма правления. [10] 
Историческими источниками института президента в Украине можно считать "Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского» гетмана Орлика, приняты 5 апреля 1710 года в результате заключения договора между новоизбранным гетманом и войском Запорожским. На наш взгляд, именно эта Конституционная модель была очень похожа на президентскую республику [11, с.34]. 
Первые теоретические разработки проблемы института главы государства появились в середине XIX века. Г.Андрузський в своем труде "Очерки Конституции Республики» охарактеризовал идею конфедерации, состоящей из семи штатов со своими президентами [12; с.453] В конце XIX в. представитель политико-правовой мысли Украины Драгоманов разработал проект перестройки Российской империи в децентрализованную федеративное государство. Он назывался "Проект основан устава украинского общества" Вольный союз »-« Свободный союз ». В п.25 этого документа отмечалось, что главой государства может быть как наследственный император, так и избран на определенный срок глава всероссийского государственного союза. [13, с.56] 
В разработку положений украинской государственности значительный вклад внесли члены Украинской народной партии (УПН), которую возглавлял Михновский. Они подготовили конституционный проект "Основной закон самостоятельной Украины» - «Союза народа украинского», в основу которого была положена идея независимости Украины и предполагалось образование президентской республики и избрание парламента на основе всеобщих выборов [14, с.98]. 
Интересен подход украинской партии социал-революционеров, основной задачей которой было установление республиканско-демократической формы правления для Украины без президента [15]. Известный украинский ученый М. Грушевский также закреплял пост президента в проекте Конституции УНР, где предполагалось, что глава, избранный всенародным собранием, является главой государства, а в дальнейшем это положение было вычеркнуто [16; с.175] Несколько последовательно статус президента было закреплено в Конституции ЗУНР, автором которой был юрист, общественный деятель и основатель национально-государственного направления украинской политической науки С.Днистрянский. В данном проекте закреплялась мысль о том, что президент является главой государства и исполнительной власти. 
Таким образом, в проектах Конституции ХIХ-ХХ вв. прослеживается дифференцированный подход к определению статуса главы государства. 
Для Украины, которая за неполные десять лет своей независимости пережила существенные изменения формы правления - от советской республики через президентскую республику с полупрезидентской республики, - была характерна соответствующее изменение правового статуса Президента Украины - главы Украинского государства. Таким образом, основания и становления института президентства в нашей стране не базировалось на соответствующих теоретических и государственно-правовых разработках, а происходило в основном путем "проб и ошибок» и некритического восприятия соответствующих моделей США, Франции и России. Институт Президента Украины является сравнительно новым явлением в политической жизни и государственном строительстве Украины. 
Становление института Президента Украины был ключевым в реформировании государственной власти, связанной с провозглашением независимости Украины и изменением ее конституционного строя. 
По мнению российского ученого Б.П.Елисеева, институт президента имеет сложную внутреннюю структуру, включающую четыре группы норм, которые определяют: порядок выборов президента (в том числе инагурацию) его статус в системе других органов государственной власти, его функции и полномочия; прекращения исполнения президентских полномочий [17, с.10] 
Согласно точке зрения представителя украинской школы конституционного права НТ.Плахотнюк, институт президентства - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, содержанием которых является деятельность президента Украины. Это прежде политико-правовые отношения, которые могут носить как паритетный, так и субординационные характер, они урегулированы конституционным, административным, уголовным и гражданским правом. Автор выделяет следующие элементы института президентства: порядок выборов, вступление в должность, ответственность, прекращение полномочий и компетенция. Под "элементами института президентства» Н.Г.Плахотнюк видит группу норм, упорядочивающих общественные отношения, участником которых является Президент Украины [18; с.3]. По его мнению, к основаниям введения института президентства в Украине относят следующие: 1) наличие в Украине исторических традиций республиканской формы правления, 2) наличие исторических традиций разделения властей, 3) существование в политической истории Украины создания института. Президентства, 4) отражение в партийных документах начала XX вв. положений об организации власти в Украинском государстве с возможностью включения в его органы должности президента, 5) нецелесообразности выполнения президентских функций "коллегиальным главой государства» во время пребывания УССР в составе СССР, 6) институционализация поста президента СССР в 1990 году и невозможность руководства СССР остановить процесс распада СССР, 7) провозглашение в СССР в июле 1990г. принципа разделения властей; 8) субъективные основания введения института президентства и избрание Президента Украины были связаны со столкновением интересов отдельных политических сил, которые были не в состоянии в начале 90-х годов получить большинство в парламенте, но имели возможность влиять на конкретную лицо - президента [18; с.9]. 
М.М. Сперанский в своем научном труде "Проекты и записки» перечисляет условия, послужившие введению института президентства в Украине. В частности, к ним он относит следующие: распад СССР, что поставило перед управленческой элитой Украины проблему поиска новых путей и методов управления государством; заинтересованность управленческой элиты в человеке, который будет осуществлять его назначения и увольнения; социально-экономические и политические преобразования, которые возникли в Украина после выхода из СССР. 
Введение в систему государственной власти Украины поста Президента значительно усилило внимание в нашем обществе к главе государства вообще, считает Ю. Коломиец. По его мнению, Украине необходимо действенный институт главы государства, который способствовал бы оптимизации взаимодействия всех сфер жизнедеятельности государственного механизма. 
С.Г. Серегина отмечает, что институт президента в нашей стране является современником независимой Украине и за эти годы сумел доказать свою жизнестойкость и необходимость в государственном механизме. 
Институт президентства состоит из определенных норм, которые регулируют порядок выборов Президента, условий, применяемых к кандидатуре на пост президента, срок исполнения полномочий, его конституционно-правовой ответственности, а также полномочия и нормы, регламентирующие деятельность вспомогательных органов и учреждений при президенте. 
Приоритетными являются нормы, регулирующие порядок выборов Президента Украины, которые закреплены в ряде законов, среди которых Закон Украины "О выборах Президента Украины» [19; с.36]. 
После принятия 1991г. Законы «О Президенте Украинской Pcр и« О выборах Президента Украинской Pcр »первые в истории Украины всенародные выборы главы государства были назначены на 1 декабря 1991 г. Произошло так, что произошли они уже после провозглашения Верховной Радой государственной независимости Украины и одновременно с референдумом о подтверждении этого исторического парламентского акта. Первым всенародно избранным Президентом был бывший секретарь ЦК КПУ, затем - Председатель Верховной Рады - Леонид Кравчук, который победил уже в первом туре выборов. Вторым Президентом Украины был избран бывший секретарь парткома, директор флагмана советского ВПК - Днепропетровского Южного машиностроительного завода, впоследствии - премьер-министр Украины - Леонид Кучма, победивший Л. Кравчук 10 июля 1994 г. в втором туре выборов в 1991 г. Верховная Рада УССР приняла три закона, которые основали пост Президента, а также определили его полномочия и порядок избрания. Надо подчеркнуть, что статус Президента СССР совпадал со статусом главы исполнительной власти. И это было указано в законах. 14 февраля 1992 в Конституцию Украины были внесены изменения, согласно которым Президент стал главой государства и главой исполнительной власти. Он избирался гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. 
Начала процесс реформирования государственной власти в Украине Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года, провозгласила, что государственная власть в республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Это обусловило введение института президентства. 25 июня 1991 Верховная Рада Украины приняла Постановление "О выборах Президента Украинской ССР», которым признала целесообразным учредить пост Президента Украины до принятия новой Конституции и провести выборы президента в 1991 году. Поскольку институту Президента Украины предстояло превратиться из символического коллективного внутрипарламентской института в реальный единоличный внепарламентский институт и Президент должен избираться не парламентом, а гражданами Украины, этот институт объективно должен получить необходимую конституционно-правовую основу прежде, чем стать реальностью. Поэтому 5 июля 1991 года был приняты законы Украины "Об учреждении поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР" ("О Президенте Украинской ССР») и «О выборах Президента Украинской ССР». Принятию этих законов предшествовало внесение соответствующих изменений и дополнений в действующую в то время Конституции. В частности, Конституция была дополнена главой, посвященной должности Президента Украины. В соответствующих положениях Конституции и названных законах определялся статус Президента, его функции, полномочия и порядок избрания. 
Теоретической основой становления института президентства на данном этапе была прежде Концепция новой Конституции Украины, одобренная Верховной Радой 19 июня 1991 года. 
1 декабря 1991 состоялись выборы президента, во время которых впервые на конституционной основе путем прямых выборов избран Президент Украины. 
Однако конституирование института президентства на этом не закончилось. Оно продолжалось в ходе процесса подготовки новой Конституции Украины и внесения ряда изменений и дополнений в действующую в то время Конституции. Об этом свидетельствуют, в частности, проекты Конституции Украины в редакциях 1992,1993, 1995 годов и Конституционный Договор, заключенный между Президентом и Верховной Радой 8 июня 1995 года., Который существенно усилил полномочия Президента. Введение в Украине института президентства открыло новый этап в развитии украинской государственности, существенно повлияло на политико-правовую практику в нашей стране и реализацию государственной власти. 
Согласно общемировой практикой республика, где президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти, считается президентской. Однако, как известно, ни СССР, ни Украина никогда не были президентскими республиками. Президент не имел достаточных полномочий для этого. Поэтому можно говорить о республике со смешанной формой правления (причем большой вклад в эту смесь сделала «советская модель»), где президент, хоть и считался главой государства, был полностью подконтролен парламенту. 
Разрушение старой модели правления, основой которой была советская форма, способствовало активизации поиска новых возможностей правления. При этом исходили из того, что новая форма должна учитывать как национальную специфику, так и мировые традиции. 
Говоря об украинской специфике, надо обязательно отметить, что сложность этой проблемы заключается в том, что УССР, а затем и Украина стали «подопытными» различных форм государственного правления, особенно их различных комбинаций. Основанием для этого стала неплохая идея отказаться (хотя бы частично) от заимствования иностранных моделей и создать свою, славянскую форму, которая наиболее соответствовала бы национальному образу жизни. Однако в условиях дефицита подобной практики такое создание сочеталось с полностью противоположным подходом - попыткой перенять зарубежный опыт и определить какую-то определенную, четкую модель, которая больше подходила бы к «чистому» типу. 
Подобные противоположные намерения вызвали неустойчивость украинской модели республиканского правления, в том числе и института президентства, что ведет к его постоянного развития и трансформации, а также порождает конфликты с законодательной властью. [20] 
Нечеткость конституционных норм, закрепляющих правовой статус Президента Украины, и их определенное противоречие с провозглашенным принципом разделения власти дали основания некоторым авторам утверждать, что выбранная в Украине форма правления - смешанная (полупрезидентская) республика - есть "неправильной". 
 
  
Заключение 
 
Введение института президентства в Украине имеет большое значение для политико-правового развития Украины как суверенного, независимого, демократического и правового государства, поскольку закрепление на законодательном уровне должности Президента Украины свидетельствует об учете Украина международного опыта функционирования должности президента как единоличного главы государства с республиканской формой правления. 
Глава государства - это единоличный орган государственной власти, который занимает центральное место в системе органов государственной власти и наделен функциями и полномочиями, определенными конституциями и отдельными органическими законами. Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависит от формы правления и характера государственного режима. 
Становление института Президента Украины был ключевым в реформировании государственной власти, связанной с провозглашением независимости Украины и изменением ее конституционного строя.

 

Перечень ссылок

 

1. Політологія. За ред.. Бабкіною О.В., Горбатенка В.П. К.: Академія, 2003. – с.512

2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1997. – с. 566

3. Васильев А.М. Правовые категории.// Методологические аспекты разработки системы категорий права. М., 1976

4. Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина М.: НОРМА, 2008. – с.832

5. Конституционное (государственное ) право зарубежных стран. В 4-х томах. Т.1-2. Отв. ред. Страшун Б.А. М.: БЕК, 2005. – с.360

6. Конституционное право. Под ред. Лазарева.М.: Новый Юрист, 2008. – с.360

7. Коломієць Ю.М. Інститут глави держави в системі вищих органів влади зарубіжних країн. Автореферат дисертації на здоб. наук. ступ. к.ю.н. – Х., - 1999. – 20с.

8. Шатілов В.А. Інститут президентства в системі державної влади в Україні. К.: 2004. – с.159

9. Гелей С.Д., Рутар С.М. Основи політології: К.: Товариство «Знання», КОО, 2007. — с. 427

10. Совгиря О. Парламентська коаліція – новий суб’єкт конституційного права України.// Право України, 2007, №2, С.14-19

11. Кучма Л.Д. Україна  - не Росія. Повернення в історію.  – М.: Время, 2004. – с.128

12. Кирило-Мефодієвське товариство. – К.,1990. – Т.2 – с.570

13. Слюсаренко А.Г., Томенко М.В. Історія української Конституції//Драгоманов М. Проект оснований устава украинского общества «Вольный союз» - «Вільна спілка»Т-во «Знання» України, - К., 1993. – 192с.

14. Мала енциклопедія державознавства.  – К., 1996. – С.187

15. Багатопартійна українська  держава на початку ХХст.: програмні документи перших українських політичних партій. – К., 1992

16. Христю П. Замітки  і матеріали до історії української  революції 1917- 1920рр. – Т.2 –Прага, 1921. – 204с.

17. Елисеев Б.П. Институт Президентства Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М.,1992. – 20с.

18. Плахотнюк Н.Г. Інститут президентства в Україні: конституційно-правовий аспект: автореф. дис.канд. юрид. наук: Х., 1999. – 20с.

19. Конституція України.  К.Вікар, 1997. – 64с.

20. Ставнійчук М. Окремі питання новизни правового регулювання процедури висування та реєстрації кандидатів на пост Президента України.//Право України, 2004,№9, С.17-23


Информация о работе Эволюция института президента в Украине