Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:34, курсовая работа
Главной целью является: проанализировать, обобщить и систематизировать основные группы прав и свобод человека и гражданина и их реализацию.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Анализ понятия и правового закрепления экономически, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина.
2. Анализ гарантий экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина.
Введение
I. Понятие и правовое закрепление экономических, социальных и культурных прав и свободы граждан РФ
1.1. Понятие и содержание прав и свобод человека и гражданина
1.2. Правовое закрепление экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина
II. Реализация и защита прав и свобод гражданина РФ
2.1. Реализация и защита экономических прав и свобод человека и гражданина
2.2. Реализация и защита социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Литература
Правовые основания, наличие которых вызывает у человека потребность в социальном обеспечении, многочисленны. К ним относятся возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.
По своему содержанию право на социальное обеспечение включает права на денежные выплаты (пенсии, социальные пособия, компенсации) и право на социальные услуги. Каждая из перечисленных форм социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов.
Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Кроме государственных форм материального обеспечения людей, Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В Российской Федерации
принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения.
В государственных и
К правам человека в сфере
культуры относятся право на образование,
свобода интеллектуального
Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.
Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
В области получения
высшего образования
Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.
Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. «Об образовании».
Регулирование отношений
в области высшего и
Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.
Право на участие в
культурной жизни и пользование учреждениями культуры,
на доступ к культурным ценностям (ч. 2
ст. 44) обеспечивает человеку возможность
приобщиться к ценностям мировой и отечественной
культуры. Государство, в рамках реализации
указанного права, должно обеспечить доступность
культурно-просветительских учреждений
(музеев, библиотек, выставок, театров
и др.) для всех граждан.7
II. Реализация и защита
прав и свобод гражданина РФ
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.8
Данное право предусматривает
свободное использование
Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.
Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. К числу законодательных актов об экономической деятельности относятся так же федеральные законы "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г., "Об акцизах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г., "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. и др.
Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" установил, что правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, "за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ". Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность с соблюдением законодательства России. Закон устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр. Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 14 апреля 1998 г. предусматривает меры против демпинга в импорте и вообще против импорта, если он причиняет ущерб какой-то отрасли российской экономики.
Конституция РФ выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.9
Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей..
Закон устанавливает, что
признание положения
Для реализации положений
указанного Закона создан Государственный
антимонопольный комитет Россий
Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т. е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.
Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.
Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.
Право частной собственности с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ.
Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее - естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Великие философы прошлого (Гегель, Кант и др.) обосновали решающий вклад частной собственности в формирование свободного гражданского общества. Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.
Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством. Уголовный кодекс, например, предусматривает ответственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (ч. 1 ст. 213).
Информация о работе Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина