Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:09, контрольная работа
Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.
I. Введение………………………………………………………………………..3
II. Основная часть.
1. Избирательная система и избирательные права……………………….5
2. Современная избирательная система РФ……………………………...10
3. Принципы избирательного права (избирательной системы)………...15
4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………23
III. Заключение…………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………….28
Альтернативность выборов. Необходимость организации и проведения избирательной кампании таким образом, чтобы избирателям в день голосования была представлена возможность альтернативного выбора кандидата (списка кандидатов). Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» предусмотрено следующее обстоятельство: если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один кандидат, то выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (п. 14 ст. 32). Исключение Законом (ст. 15) сделано только для выборов депутатов органов местного самоуправления. В этом случае безальтернативный кандидат может считаться избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.
Обязательность выборов. Принцип избирательного права, в соответствии с которым должно быть гарантировано назначение и проведение выборов в установленные законом сроки. Обязательность проведения выборов предполагает закрепления законом круга лиц, уполномоченных органов и должностных лиц, к ведению которых отнесено принятие решения о назначении (объявлении) выборов. Конституция РФ, федеральные избирательные законы устанавливают, что выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, депутатов Государственной Думы - Президент РФ. В законодательстве содержатся нормы, определяющие точные сроки и порядок назначения выборов, предусмотрены специальные гарантии обеспечения обязательности назначения выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает: а) в случае, если уполномоченный орган или должностное лицо не назначат выборы в установленные законом сроки, а равно при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица, то выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией; б) если и избирательная комиссия не назначит в установленные сроки выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, то по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти или местного самоуправления либо прокурора выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.
Периодичность выборов. Обязательность ротации выборного органа власти в установленные законом сроки путем проведения очередных выборов. Периодичность выборов предполагает, что такие выборы должны проводиться в установленные сроки и через определенный законом период времени. Периодичность выборов гарантирует сменяемость (ротацию) должностных лиц и является условием легитимности существующей власти. Всеобщая декларация прав человека (ст. 21) устанавливает, что «воля народа, являясь основой власти правительства, должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах». Документы Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) содержат прямое указание на то, что к «числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения равных и неотъемлемых прав всех людей, относятся свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путем тайного голосования».6
Действующее российское избирательное законодательство устанавливает определенные гарантии периодичности выборов. Во-первых, в избирательных законах содержится абсолютно определенный срок полномочий выборного органа власти. Так, Конституция РФ (ст. 81), Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента РФ» (ст. 78) прямо устанавливают срок полномочий Президента - 4 года. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (п. 1 ст. 8) закрепляет положение: «Срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет» (п. 1, ст. 8). Во-вторых, действующее избирательное законодательство не содержит оговорок относительно продления срока полномочий посредством референдума. В Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме РФ» содержится специальное указание (запрет) о невозможности проведения референдума по вопросу о продлении срока полномочий, а равно об отсрочке выборов соответствующих федеральных органов государственной власти (п. 2 ст. 3).
Прямое избирательное право. Принцип, согласно которому депутатов представительных органов власти, главу государства, иных кандидатов на выборные должности граждане выбирают непосредственно (прямо). От прямых выборов стоит отличать многостепенные и косвенные выборы. Многостепенные выборы известны в СССР (до 1936 г.), когда депутаты вышестоящих представительных органов (Советов) избирались нижестоящими Советами. Косвенные - это такие выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, а те в свою очередь непосредственно избирают депутатов или должностных лиц. Такой тип выборов характерен для выборов главы государства в США, в некоторых европейских государствах. Так, путем косвенных выборов избирается часть сенаторов парламента Бельгии.
Тайное голосование. Принцип, согласно которому не допускается контроль за волеизъявлением избирателей. Тайное голосование гарантируется рядом законодательных процедур: каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается; избирательные бюллетени не нумеруются, заполняются в кабине, в специально оборудованном месте, в котором не допускается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательных комиссий и др. За нарушение тайны голосования установлена административная (ст. 40 КоАП РФ) и уголовная (ст. 133 УК РФ) ответственность.
Принцип добровольности выборов. Принцип, означающий, что участие (или неучастие) в выборах, голосование за или против того или иного кандидата является исключительно правом избирателя. Данный принцип означает также, что никто не может (не должен) оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а равно на его свободное волеизъявление. Подобные действия квалифицируются административным и уголовным законодательством как правонарушения и, соответственно, влекут ответственность.
Противоположностью принципа добровольности является обязательный вотум, применяемый в Австралии, Бельгии, Греции, Италии, Турции при проведении выборов, участие в которых является обязательным для всех граждан. Соответственно, неучастие в голосовании морально порицается либо преследуется законом (применение штрафов и даже лишения свободы). Более мягким наказанием является включение фамилии уклоняющегося от голосования в список, который представляется для публичного обозрения на здании коммунальной администрации.
Конституция возложила на органы российского государства важные обязанности по охране и защите избирательных прав граждан. Их деятельность в этой сфере обеспечивает организационно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Само закрепление избирательных прав в законе, при всем его значении, еще не может служить достаточным основанием для беспрепятственной и свободной реализации избирательных прав граждан. Во многом реализация избирательных прав зависит от работы государственных органов, и, прежде всего судебных органов, для которых функция охраны и защиты прав, в том числе избирательных, выделена в качестве первоочередной.
Общеизвестно, что защита нарушенных прав судом наиболее цивилизованна, служит определяющей гарантией их обеспечения. Известно и другое: до недавнего времени в России право граждан на судебную защиту было существенно ограничено, а сами суды не обладали и, к сожалению, не обладают и сейчас той силой власти, которая позволяет ей быть практически независимой от законодательной и исполнительной властей. Среди множества причин можно выделить отсутствие теоретических разработок, способствующих повышению авторитета судебной власти в процессе реализации принципа разделения властей, а также ответственности за принятие решений в области прав личности.
В
современных условиях особенно большое
значение имеет закрепление в Конституции
Российской Федерации гарантий на судебную
защиту прав каждого гражданина (ст.46).
И это действительно так, поскольку любые
права могут считаться гарантированными
лишь тогда, когда при их нарушении гражданин
вправе обратиться с жалобой в суд и получить
защиту.
При этом судебный порядок рассмотрения
жалоб граждан на нарушения их избирательных
прав имеет весьма существенные преимущества
перед административным порядком, производимым
избирательными комиссиями. Прежде всего,
он осуществляется органом, не зависимым
от кого бы то ни было и подчиняющимся
только закону. Вместе с тем, он обеспечивает
беспристрастное рассмотрение дела, ибо
суд, в отличие от других органов, разрешающих
жалобы граждан на нарушение избирательных
прав, совершенно не заинтересован в том
или ином результате их рассмотрения.
Наконец, особый процессуальный порядок
рассмотрения судебных дел предоставляет
сторонам необходимые права и гарантирует
их реализацию в ходе процесса.
В Конституцию Российской Федерации включена
специальная норма (ч.2 ст.46) о возможности
обжалования в суд решений и действий
(или бездействия) органов государственной
власти, местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц, нарушающих
избирательные права граждан.
Прежде всего, необходимо отметить, что правовые основы порядка обжалования таких неправомерных действий установлены законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", благодаря чему закрепленные в Конституции и соответствующих законах избирательные права приобрели подлинно юридическое содержание и стали предметом судебной защиты, а не бюрократического усмотрения чиновников.
В них могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан.
Решения и действия (бездействие) могут заключаться: в неназначении даты выборов, ненадлежащем формировании избирательных округов и участков, в неправомерном включении (невключении) в списки избирателей участников референдума, в отказе общественному объединению в праве на участие в выборах в качестве избирательного объединения, в ненадлежащем формировании избирательных комиссий. Жалобы могут возникать в связи с выдвижением кандидатов в депутаты и на выборные должности, с нарушением порядка сбора подписей избирателей и др.
Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и её должностных лиц (членов комиссии с правом решающего голоса) обжалуются в Верховный Суд РФ.
Решения
и действия (бездействие) избирательных
комиссий субъектов РФ, окружных избирательных
комиссий, должностных лиц этих комиссий,
касающиеся выборов Президента Российской
Федерации, депутатов Государственной
Думы, обжалуются в суд соответствующего
субъекта.
Решения и действия (бездействие) территориальных,
окружных (по выборам регионального уровня)
и участковых избирательных комиссий
обжалуются в соответствующие районные
суды.
Принимаемые судами решения обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями и их должностными лицами, равно как и органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и их должностными лицами, иными субъектами избирательных правоотношений.
Решение
суда первой инстанции по жалобам
на нарушение избирательных прав граждан
нельзя считать окончательным. Оно может
быть обжаловано в кассационном или опротестовано
в надзорном порядке.
Защита судом основных избирательных
прав граждан в связи с их нарушением законом
- одно из важнейших направлений его деятельности.
Практика суда в этой сфере является самой
обширной и охватывает значительную часть
объема его публичной деятельности.
Существуют
исходные общие параметры, определяющие
положение судов, их задачи в системе
разделения властей и специфику
судебной деятельности. Они закреплены
в действующей Конституции Российской
Федерации. Самостоятельная и независимая
судебная власть, исполняя роль баланса
во взаимоотношениях органов законодательной
и исполнительной власти, должна обеспечивать
непосредственное действие Конституции
во всех сферах законодательной и правоприменительной
деятельности и, прежде всего, гарантировать
судебную защиту избирательных прав граждан.
Таким образом, Суды Российской Федерации,
используя отечественный и зарубежный
опыт юридической науки и практики достижения
правосудия, последовательно наращивают
свой творческий потенциал. Роль суда
в защите избирательных прав граждан Российской
Федерации с каждым годом становится всё
более значимой. И это закономерно, поскольку
в современных условиях обеспечение конституционных
прав граждан является важнейшей задачей
всех правовых институтов России.
Избирательная система современной России, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.
В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы. Среди них много таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «вбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.
В этом смысле рассмотрение мирового опыта, различных схем избирательного процесса в тех или иных условиях, существующих типов избирательных систем, позволяет глубже понимать происходящие в России политические процессы, оценивать реальную репрезентативность российской политической власти, осознанно и компетентно участвовать в избирательном процессе, и тем самым по максимуму возможностей влиять на качество политической системы своей страны, а, значит, и на качество собственной жизни.