Избирательная система в республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Принципы участия граждан в выборах………………………………..5
Глава 2. Избирательные органы……………………………………………........9
Глава 3. Предвыборная агитация и гарантии свободы выборов……………..14
3.1. Предвыборная агитация…………………………………….………..14
3.2. Гарантии свободы выборов………………………………………….16
Глава 4. Конституционные основы референдума…………………………..…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Избирательная система в Республике Казахстан.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

Президент Республики Казахстан в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Конституции 1993 г. мог принимать решение о проведении референдума после консультаций с Верховным Советом республики. Однако Верховный Совет был распущен решением Конституционного Суда, и в связи с этим вновь вступил в силу Закон республики от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам администраций дополнительных полномочий». Этот закон уполномочивал Президента принимать решение о назначении референдума самостоятельно.

Насколько конституционным было вынесение  на референдум вопроса о продлении срока полномочий Президента". Ответить на этот вопрос можно на основе формального анализа положений Конституции 1993 г., а также Указа Президента «О республиканском референдуме» В Конституции 1993 г. говорилось о возможности проведения республиканского референдума по наиболее важным вопросам государственной жизни. Конституция не содержала перечня этих вопросов, а также тех вопросов, по которым нельзя проводить референдум. В Указе Президента о республиканском референдуме говорилось, по каким вопросам нельзя проводить референдум. В их числе вопроса о продлении полномочий главы государства нет. Можно ли отнести вопрос о продлении полномочий Президента к наиболее важным вопросам государственной жизни? Разумеется, можно, ибо Президент — глава государства, и народ как единственный источник государственной власти все равно решает вопрос о полномочиях Президента.

Таким образом, республиканский референдум о продлении  полномочий Президента был проведен в полном соответствии с Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О республиканском референдуме».

В Конституции  Республики Казахстан 1995 г. по-новому был  решен ряд вопросов, касающихся республиканского референдума. Во-первых, Президент является единственным субъектом, имеющим право принимать решение о проведении республиканского референдума. К тому же Президент может по собственной инициативе принимать такое решение.

Во-вторых, Парламент может проявлять инициативу о назначении республиканского референдума. С такой инициативой Парламент может обращаться к Президенту. Президент вправе поддержать или не поддержать инициативу Парламента о проведении республиканского референдума.

В-третьих, в Конституции Республики Казахстан 1995 г. республиканский референдум был закреплен как один из основополагающих принципов деятельности республики. В статье 1 Конституции говорится, что наиболее важные вопросы государственной жизни решаются демократическими методами, включая голосование на республиканском факультативном референдуме. В Конституции определено, что одними из таких вопросов являются изменения и дополнения в Конституцию. Президент решает выносить вопрос об изменениях и дополнениях в Конституцию на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента. Если данный вопрос решением Президента вносится на рассмотрение Парламента, Парламент рассматривает его в порядке, установленном Конституцией. В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Парламент вносит изменения и дополнения в Конституцию большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Хотя голосование происходит раздельно по Палатам, вопрос рассматривается на совместном заседании Палат.

Если  Президент отклоняет предложение  Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум (п. 1 ст. 91). В-четвертых, в Конституции косвенно указано, какие вопросы не могут быть вынесены на республиканский референдум. Это установленные Конституцией унитарность, территориальная целостность государства, форма правления республики.

На основе и в целях реализации положений  Конституции Президентом Республики Казахстан 2 ноября l995 г. издан Указ, имеющий силу конституционного закона, «О республиканском референдуме». В Указе республиканский референдум определяется как всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Следовательно, предметом республиканского референдума могут быть: принятие Конституции, конституционных законов, законов республики, внесение в них изменений и дополнений. Это означает, что, хотя Парламент является законодательным opгaном, он не является единственным субъектом законодательства. Народ может принимать Конституцию, конституционные законы, законы, вносить в них изменения, реализуя свое конституционное право как источник государственной власти; решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни республики.

Трудно  заранее определить, какие вопросы  государственной жизни можно признать наиболее важными. Об одном вопросе, имеющем такой характер, можно сказать твердо: это о продлении срока полномочий Президента.

В Указе  «О республиканском референдуме  дан перечень вопросов, которые не могут быть предметом республиканского референдума. В этот перечень включены вопросы, которые вытекают из положений и идей Конституции. Не могут быть предметом референдума вопросы: могущие повлечь за собой нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина; изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления республики; административно-территориального устройства и границ республики; правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка; бюджетной и налоговой политики; амнистии и помилования;

Назначения  и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства республики; выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.

Перечисленные вопросы исключены из предмета республиканского референдума неслучайно. Вынесение таких вопросов на референдум может дестабилизировать политическую обстановку, привести к социальным конфликтам, дезорганизовать деятельность государственных органов, создать угрозу национальной безопасности, намешать выполнению международных обязательств республики и т.д.

В республиканском  референдуме имеют право участвовать  все граждане Республики Казахстан, достигшие 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или от любых иных обстоятельств. Так же, как и в выборах, в референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум  проводится на основе принципов добровольности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам, общественным объединениям республики гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах сходах граждан, в средствах массовой информации. Это, однако, не означает, что можно не выполнять законы, допускать беспорядки и нарушения прав граждан. Государственные органы охраны порядка должны пресекать агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного, родового превосходства, в также культа жестокости и насилия.

Государство берет на себя расходы, связанные  с подготовкой и проведением референдума. На проведение референдума мобилизуются все государственные органы и общественность. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от формы собственности, должны предоставлять в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.

Указ  Президента о республиканском референдуме  расширил круг субъектов, имеющих право проявлять инициативу о назначении референдума. В Указе уточнена процедура выдвижения Парламентом о назначении референдума. Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом на совместном заседании его Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, и такая инициатива оформляется постановлением.

Указ  предоставляет Правительству республики право обращаться с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан Выдвижение инициативы осуществляется Правительством на своем заседании большинством голосов от общего числа его членов и оформляется постановлением.

Одним из демократических моментов Указа  Президента о республиканском референдуме является предоставление гражданам права проявлять инициативу о назначении референдума. Не менее чем двумстам тысячам гражданам республики, обладающим правом на участие в республиканском референдуме, предоставляется право обращаться с инициативой о назначении референдума к Президенту республики. При этом граждане, поднимающие вопрос о назначении референдума, в количественном отношении в равной мере должны представлять все области, столицу республики и город республиканского значения. Если с инициативой о проведении референдума выступают граждане, тогда образуется инициативная группа референдума, в состав которой входит не менее чем по три представителя от каждой области, столицы и города республиканского значения. В Указе определены процедура образования инициативной группы, порядок ее регистрации, порядок и сроки сбора подписей, ответственность за нарушение порядка сбора подписей1.

Итак, инициативу о назначении референдума имеют  право проявлять Парламент, Правительство или граждане. Рассмотрев инициативу, Президент принимает одно из следующих решений:

1) о назначении  референдума; в таком случае  проводится референдум по вопросу, сформулированному инициаторами;

2) о необходимости  внесения изменений и дополнений  в Конституцию, принятия конституционного закона или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета референдума, без проведения. Возможность такого решения обусловлена тем, что Конституция предусматривает факультативный референдум. Здесь наблюдается интересный момент: граждане выступают как бы инициаторами принятия изменений, дополнений в Конституцию, принятия закона. Иначе говоря, граждане как бы частично обладают правом законодательной (конституционной) инициативы;

3) об  отклонении инициативы о назначении  референдума. Разумеется, для отклонения инициативы о проведении референдума Президентом должны быть веские основания. Такими основаниями могут быть нарушения Конституции, постановка не имеющих значения наиболее важных вопросов государственной жизни; вопросов, изъятых из предмета референдума, и т.д.

Если  Президент принимает решение  о назначении референдума, то издает Указ, в котором устанавливаются дата проведения референдума и формулировка выносимого (выносимых) на референдум вопроса (вопросов). Решаются другие вопросы, связанные с проведением референдума.

Если  выносится на референдум проект нормативного правового акта, то он публикуется в средствах массовой информации. Если же выносится какой-то конкретный вопрос, то дается формулировка этого вопроса. При этом Президент Республики с согласия инициаторов референдума вправе уточнить формулировку вопроса, выносимого на референдум. Это означает, что Президент в таком случае является одним из инициаторов референдума.

Подготовку  и проведение референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. В данном случае они выполняют функции комиссий референдума.

ЦИК подводит итоги республиканского референдума. Она устанавливает общее число граждан республики, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, за отрицательное решение вопроса, вынесенного на референдум, и т.д. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

  • выборы в Республике Казахстан основываются на свободном осуществлении гражданином своего права избирать и быть избранным в выборные органы государства и местного самоуправления. В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены принципы избирательного права.
  • для проведения публичных предвыборных мероприятий избирательные комиссии выделяют кандидатам равную сумму денежных средств Государственные органы, и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении публичных предвыборных мероприятий. Для издания плакатов, листовок, других агитационных материалов избирательные комиссии выделяют кандидатам равную сумму денежных средств.
  • республиканский референдум — крупное политическое мероприятие государственного значения. В нем могут участвовать только граждане и общественные объединения Республики Казахстан. Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное участие международных организаций, международных общественных объединений, иностранных государственных органов, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства в финансировании и иной поддержке мероприятий, связанных с референдумом.

Как уже  отмечалось, Конституция предоставляет  право назначения референдума только Президенту Республики. По Конституции субъектами референдума являются Президент и Парламент.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г.
  2. Законы Республики Казахстан. Алма-Ата. 2003. С. 41. 213
  3. И Рогов “Конституция Республики Казахстан и вопросы формирования уголовно-правовой политики государства”, А., 2003.
  4. Г.С. Сапаргалиев “Этапы становления конституционного законодательства Республики Казахстан”, А., 2004.
  5. А.К.Котов “Конституционные основы местного государственного управления для унитарного Казахстана”;
  6. Сапаргалиев Г.Конституционное право республики Казахстан: учебник. – Алматы, Жетi Жаргы, 2003.
  7. Сапаргалиев Г. Становление конституционного строя республики Казахстан. – Алматы, Жетi Жаргы, 2004
  8. Катерюшин Л.Б. Конституционное право РК. 2005
  9. Малиновский В.А. Глава государства суверенного Казахстана – Алматы, Адилет, 2005 г.
  10. Казахстанская правда. 19 ноября 1997 г. № 8

Информация о работе Избирательная система в республике Казахстан