Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:46, курсовая работа
Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Принципы участия граждан в выборах………………………………..5
Глава 2. Избирательные органы……………………………………………........9
Глава 3. Предвыборная агитация и гарантии свободы выборов……………..14
3.1. Предвыборная агитация…………………………………….………..14
3.2. Гарантии свободы выборов………………………………………….16
Глава 4. Конституционные основы референдума…………………………..…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Президент Республики Казахстан в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Конституции 1993 г. мог принимать решение о проведении референдума после консультаций с Верховным Советом республики. Однако Верховный Совет был распущен решением Конституционного Суда, и в связи с этим вновь вступил в силу Закон республики от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам администраций дополнительных полномочий». Этот закон уполномочивал Президента принимать решение о назначении референдума самостоятельно.
Насколько конституционным было вынесение на референдум вопроса о продлении срока полномочий Президента". Ответить на этот вопрос можно на основе формального анализа положений Конституции 1993 г., а также Указа Президента «О республиканском референдуме» В Конституции 1993 г. говорилось о возможности проведения республиканского референдума по наиболее важным вопросам государственной жизни. Конституция не содержала перечня этих вопросов, а также тех вопросов, по которым нельзя проводить референдум. В Указе Президента о республиканском референдуме говорилось, по каким вопросам нельзя проводить референдум. В их числе вопроса о продлении полномочий главы государства нет. Можно ли отнести вопрос о продлении полномочий Президента к наиболее важным вопросам государственной жизни? Разумеется, можно, ибо Президент — глава государства, и народ как единственный источник государственной власти все равно решает вопрос о полномочиях Президента.
Таким образом, республиканский референдум о продлении полномочий Президента был проведен в полном соответствии с Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О республиканском референдуме».
В Конституции Республики Казахстан 1995 г. по-новому был решен ряд вопросов, касающихся республиканского референдума. Во-первых, Президент является единственным субъектом, имеющим право принимать решение о проведении республиканского референдума. К тому же Президент может по собственной инициативе принимать такое решение.
Во-вторых,
Парламент может проявлять
В-третьих, в Конституции Республики Казахстан 1995 г. республиканский референдум был закреплен как один из основополагающих принципов деятельности республики. В статье 1 Конституции говорится, что наиболее важные вопросы государственной жизни решаются демократическими методами, включая голосование на республиканском факультативном референдуме. В Конституции определено, что одними из таких вопросов являются изменения и дополнения в Конституцию. Президент решает выносить вопрос об изменениях и дополнениях в Конституцию на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента. Если данный вопрос решением Президента вносится на рассмотрение Парламента, Парламент рассматривает его в порядке, установленном Конституцией. В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Парламент вносит изменения и дополнения в Конституцию большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Хотя голосование происходит раздельно по Палатам, вопрос рассматривается на совместном заседании Палат.
Если
Президент отклоняет
На основе и в целях реализации положений Конституции Президентом Республики Казахстан 2 ноября l995 г. издан Указ, имеющий силу конституционного закона, «О республиканском референдуме». В Указе республиканский референдум определяется как всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Следовательно, предметом республиканского референдума могут быть: принятие Конституции, конституционных законов, законов республики, внесение в них изменений и дополнений. Это означает, что, хотя Парламент является законодательным opгaном, он не является единственным субъектом законодательства. Народ может принимать Конституцию, конституционные законы, законы, вносить в них изменения, реализуя свое конституционное право как источник государственной власти; решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни республики.
Трудно заранее определить, какие вопросы государственной жизни можно признать наиболее важными. Об одном вопросе, имеющем такой характер, можно сказать твердо: это о продлении срока полномочий Президента.
В Указе
«О республиканском референдуме
дан перечень вопросов, которые не могут
быть предметом республиканского референдума.
В этот перечень включены вопросы, которые
вытекают из положений и идей Конституции.
Не могут быть предметом референдума вопросы:
могущие повлечь за собой нарушения конституционных
прав и свобод человека и гражданина; изменения
унитарности и территориальной целостности
государства, формы правления республики;
административно-
Назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства республики; выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.
Перечисленные вопросы исключены из предмета республиканского референдума неслучайно. Вынесение таких вопросов на референдум может дестабилизировать политическую обстановку, привести к социальным конфликтам, дезорганизовать деятельность государственных органов, создать угрозу национальной безопасности, намешать выполнению международных обязательств республики и т.д.
В республиканском
референдуме имеют право
Референдум проводится на основе принципов добровольности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам, общественным объединениям республики гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах сходах граждан, в средствах массовой информации. Это, однако, не означает, что можно не выполнять законы, допускать беспорядки и нарушения прав граждан. Государственные органы охраны порядка должны пресекать агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного, родового превосходства, в также культа жестокости и насилия.
Государство берет на себя расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума. На проведение референдума мобилизуются все государственные органы и общественность. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от формы собственности, должны предоставлять в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.
Указ Президента о республиканском референдуме расширил круг субъектов, имеющих право проявлять инициативу о назначении референдума. В Указе уточнена процедура выдвижения Парламентом о назначении референдума. Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом на совместном заседании его Палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, и такая инициатива оформляется постановлением.
Указ
предоставляет Правительству
Одним из демократических моментов Указа Президента о республиканском референдуме является предоставление гражданам права проявлять инициативу о назначении референдума. Не менее чем двумстам тысячам гражданам республики, обладающим правом на участие в республиканском референдуме, предоставляется право обращаться с инициативой о назначении референдума к Президенту республики. При этом граждане, поднимающие вопрос о назначении референдума, в количественном отношении в равной мере должны представлять все области, столицу республики и город республиканского значения. Если с инициативой о проведении референдума выступают граждане, тогда образуется инициативная группа референдума, в состав которой входит не менее чем по три представителя от каждой области, столицы и города республиканского значения. В Указе определены процедура образования инициативной группы, порядок ее регистрации, порядок и сроки сбора подписей, ответственность за нарушение порядка сбора подписей1.
Итак, инициативу о назначении референдума имеют право проявлять Парламент, Правительство или граждане. Рассмотрев инициативу, Президент принимает одно из следующих решений:
1) о назначении референдума; в таком случае проводится референдум по вопросу, сформулированному инициаторами;
2) о необходимости
внесения изменений и
3) об
отклонении инициативы о
Если Президент принимает решение о назначении референдума, то издает Указ, в котором устанавливаются дата проведения референдума и формулировка выносимого (выносимых) на референдум вопроса (вопросов). Решаются другие вопросы, связанные с проведением референдума.
Если выносится на референдум проект нормативного правового акта, то он публикуется в средствах массовой информации. Если же выносится какой-то конкретный вопрос, то дается формулировка этого вопроса. При этом Президент Республики с согласия инициаторов референдума вправе уточнить формулировку вопроса, выносимого на референдум. Это означает, что Президент в таком случае является одним из инициаторов референдума.
Подготовку и проведение референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. В данном случае они выполняют функции комиссий референдума.
ЦИК подводит итоги республиканского референдума. Она устанавливает общее число граждан республики, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, за отрицательное решение вопроса, вынесенного на референдум, и т.д. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
На основании вышеизложенного
можно сделать следующие
Как уже отмечалось, Конституция предоставляет право назначения референдума только Президенту Республики. По Конституции субъектами референдума являются Президент и Парламент.
Информация о работе Избирательная система в республике Казахстан