История развития конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:21, реферат

Описание работы

Конституция (от лат. – constitutie – установление) – основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. В демократическом правовом государстве конституция обладает высшей юридической силой, определяет политическую систему и государственный строй, форму правления, принципы деятельности органов государственной власти, порядок их организации и компетенцию; основные принципы правосудия, избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан.

Содержание

Введение 3
1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года 4
2. Конституции , принятые в Росиии с октября 1917 г 6
3. Этапы принятия и развития Конституции РФ 1993 г 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

     Реформирование  Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

     Основные  вехи конституционного процесса в России в 1990–1992 гг.:

     1) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР;

     2) создание Конституционной комиссии;

     3) подготовка, принятие за рабочую основу и опубликование ею проекта новой Конституции России;

     4) проведение референдума по учреждению поста Президента РФ; введение в действующий Основной закон глав (статей) о Президенте РФ, Конституционном Суде РФ, правах и свободах человека и гражданина;

     5) принятие пятым Съездом народных депутатов РФ решения о делегировании Президенту России указного права по вопросам радикальной экономической реформы;

     6) подписание Федеративного договора, включение его содержания в Конституцию и начало непростого строительства конституционной Федерации;

     7) постатейное рассмотрение проекта новой Конституции Верховным Советом РФ и его принятие шестым СНД РФ фактически в первом чтении;

     8) политический компромисс, выработанный совместно Президентом России и седьмым Съездом при участии КС РФ о проведении в апреле 1993 г. всероссийского референдума по основным положениям новой Конституции РФ

     Начавшийся  процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР", принятыми в 1989 г.

     Этими законами существенно менялись система  органов РСФСР и порядок выборов  народных депутатов. В качестве высшего  органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

     В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. наличие  в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

     Дальнейшее  реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

     В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные  изменения сущности Конституции; признание  ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

     1) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ и от таких определений, как "социалистическая собственность", "социалистическая демократия", "социалистическая законность", и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

     2) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

     3) признание приоритета прав человека и гражданина;

     4) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

     5) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

     Все названные и другие изменения  Конституции свидетельствовали  о качественном преобразовании ее сущности.

     С распадом Союза ССР Конституция  РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

     Объективно  и неотвратимо назревавшая потребность  перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

     В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой  Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

     Была  образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая  начала эту работу.

     Однако  сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

     В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую  Конституцию РСФСР, которая приобретала  в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

     В этих условиях принятие новой Конституции  должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

     Проектов  новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

     Новая Конституция была принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

     9 сентября 1994 года Президент России  Борис Ельцин подписал указ, в  соответствии с которым 12 декабря  объявлялся государственным праздником.

     Ныне  действующая Конституция - пятая  в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием [3].

     Таким образом принятие новой конституции  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года стало большим шагом в  жизни нашей страны. С принятием  новой конституции начинается широкое  обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется новое конституционное право. 

     Заключение

     Таким образом, можно сказать, что в  жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты  определяются прежде всего тем, что  она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

     Постепенное историческое развитие конституции  привело российское государство  к ныне действующей Конституции  Российской Федерации, принятой всенародным  голосованием (что тоже является немаловажным фактом) 12 декабря 1993 года. Вопрос о  целесообразности ее принятия, о достоинствах и недостатках приведенных в ней норм остается спорным даже сейчас. Однако можно сказать, что бесспорным преимуществом является то, что существующий общественный строй был объявлен конституционным, а сама Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный механизм внесения поправок.  
 

Информация о работе История развития конституции