Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:35, курсовая работа
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций пли углубление и совершенствование прежних.
Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.
В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.
7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройство. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.
Последующее
развитие конституционной системы бывшего
СССР осуществлялось в связи с принятием
новой Конституции СССР в 1977 году.
4. Нa ее основе в 1978 году была принята Конституция в РСФСР, как и конституции в других союзных республиках
На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 года претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.
В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.
В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года, характеризовалась следующими чертами.
1. Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.
Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года.
2.
Классовый характер
Знаменательно, что это была самостоятельная статья о партии, причем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней — статья о партии включалась в гл. X и положение о ней составляло часть ст. 126).
Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.
3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.
Конституции закрепи in более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.
Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.
4. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».
Все
это свидетельствовало о
5.
Применительно к положениям
6.
Конституция 1978 года впервые в
прямой форме установила, что
РСФСР является суверенным
Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия.
Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.
Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году.
Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.
В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т. е. наличие и бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.
Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.
В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:
а)
отказ от характеристики государства
как социалистического и
б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;
в) признание приоритета прав человека и гражданина;
г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;
д)
постепенное видоизменение
Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.
С
распадом Союза ССР Конституция
РСФСР приобрела новое
Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.
В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.
Однако
сложная расстановка
В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.
В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов
новой Конституции было подготовлено
много. Главными из них являлись проект
Конституционной комиссии и проект,
подготовленный Конституционным Совещанием,
созванным по решению Президента Российской
Федерации. Проект Конституционного Совещания
вобрал в себя многие положения проекта
Конституционной комиссии и был принят
за основу при окончательной доработке
Конституции с привлечением субъектов
Федерации, депутатов, их различных фракций,
специалистов, рабочих групп. Именно этот
проект Конституции и был вынесен Президентом
на всенародное голосование. Оно проводилось
на основе Положения о всенародном голосовании
по проекту Конституции Российской Федерации
12 декабря 1993 г., утвержденного Указом
Президента. Согласно Положению, Конституция
считалась одобренной, если за ее принятие
проголосовало большинство избирателей,
принявших участие в голосовании, при
том условии, что участие в голосовании
приняли более половины числа зарегистрированных
избирателей.
5. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года
Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.