Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 13:14, реферат
Национализм - это не только идеи и соответствующая им политика, но и система ориентации, чувств. Поэтому источниками, которые его питают, могут быть как реальные обстоятельства, события, так и восприятие их, переживания людей. Источником национализма в условиях многоэтнических государств имперского типа являются протест против национального неравноправия и стремление народов получить как можно больше независимости.
Источники национализма
Национализм
- это не только идеи и соответствующая
им политика, но и система ориентации,
чувств. Поэтому источниками, которые
его питают, могут быть как реальные обстоятельства,
события, так и восприятие их, переживания
людей. Источником национализма в условиях
многоэтнических государств имперского
типа являются протест против национального
неравноправия и стремление народов получить
как можно больше независимости. В XIX в.
он имел место в Австро-Венгрии, Османской
империи, проявлялся среди недоминирующих
этнических общностей в России. В XX в. национализм
подобного рода существовал во всех частях
мира. На уровне обыденного сознания зачастую
бывает трудно понять, почему народы, которые
неплохо живут, включены в процессы модернизации,
получают возможность широкого образования
при поддержке метрополий, тем не менее
стремятся к самостоятельности. Почему
национализм активно проявляет себя в
Квебеке, в Ирландии, почему так сильны
были его вспышки на Украине? В социологии
известен закон возвышающихся социальных
ожиданий. Чем активнее включаются народы
в процессы урбанизации, интеллектуализации,
модернизации в целом, тем шире становится
диапазон их потребностей. Образование,
распространение средств массовой информации
делают доступными для людей широкие сравнения
с опытом других народов. Все это и порождает
новые потребности. Как говорится, "чем
больше мы имеем, тем больше мы хотим".
Источником национализма нередко выступает
реакция на возможность утраты уже достигнутого
уровня автономии внутри полиэтнического
государства. Если же речь идет о государственном
национализме, то таким источником оказывается
реальная или воображаемая опасность
потерять независимость. Еще одним источником
служит осознание ущерба, который могут
нанести интересам страны другие государства
в сфере экономики, использования ресурсов,
территории, культуры. Опасность может
восприниматься как со стороны метрополии,
так и со стороны других народов. Например,
якуты видят угрозу своим интересам в
использовании ресурсов со стороны Центра,
а осетины и ингуши ведут споры между собой
из-за территории. Подобные настроения
довольно часто и широко используются
теми политическими лидерами, которые
не всегда руководствуются интересами
народа, а заботятся о том, чтобы получить
доступ к власти. В стремлении войти во
власть или удержаться у власти они нередко
разжигают националистические чувства
людей. Источником национализма может
служить социальная почва - конкуренция
за рабочие места, особенно в престижных
сферах деятельности. Такая конкуренция
возможна как между представителями доминирующей
этнической общности и другими группами
в самом государстве, так и с иммигрантскими
группами. Особо высокий экономический
статус некоторых диаспорных групп даже
по сравнению с доминирующим этносом тоже
может стать источником националистических
ориентации. Так, высокое представительство
русских и евреев в бизнес-элите Эстонии
и Латвии поддерживает национал-изоляционистские
ориентации по отношению к русским и России;
такие же настроения известны по отношению
к китайцам в странах Юго-Восточной Азии,
к японцам в некоторых странах мира. Национализм,
как мы уже говорили, это не только система
идей и политика, но и специфические политико-психологические
состояния и чувства, которые окрашивают
восприятия политических идей и действий.
Подробнее речь об этом пойдет в разделе
о социально-психологических проблемах
этничности (разд.V). Здесь же важно отметить,
что источником для появления национализма
могут послужить конкретные ситуации,
в которые попадают социальные группы,
например ситуация депривации. Известно,
что в случае осложнения экономического
положения всегда ищут виноватых - ситуация
поиска "козла отпущения", как говорят
социологи. Таким "козлом отпущения"
обычно оказываются те группы, которые
в силу конкретных обстоятельств меньше
страдают от трудностей и в глазах обывателя
становятся виновниками этих трудностей.
На постсоветском пространстве именно
из этого источника питался погром турок-месхетинцев,
антисемитские настроения.
Типы национализма
Попытки классифицировать национализмы были шагом вперед в его понимании, облегчавшим социологический анализ межэтнических отношений и идентичностей. Ранее уже говорилось о выделении таких типов, как гражданский (государственный) и этнический национализм. Разные авторы предлагают свое видение разнообразия национализмов. Дж. Брейли различает сепаратистский национализм, реформаторский, нацеленный на придание существующему государству более четко выраженного национального характера, и ирредентистский, направленный на объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому32. Дж. Холл классифицирует все многообразие национализмов применительно к конкретным историческим периодам и регионам. Наш подход к национализму, изложенный в книге "Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов" (авторы - Л.М. Дробижева, А.Р. Аклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова), состоял в том, чтобы на основе изучения деклараций, институциональных решений и практического поведения выделить типы национализмов в Российской Федерации. В результате мы зафиксировали следующие типы.
1. Национализм классический, выражающий стремление к полной независимости (вариант Чеченской Республики - Ичкерии). В СССР этот тип был реализован в республиках Прибалтики, Грузии, Армении, на Украине, в Молдове. Сюда же можно отнести и Азербайджан, Казахстан, республики Средней Азии, правда, с учетом того, что за полную самостоятельность они не боролись, а получили ее в результате распада СССР. В составе же СССР они стремились к конфедеративному устройству в этом отношении их национализм того периода можно отнести к следующему типу.
2. Национализм паритетный с ярко выраженным стремлением к возможно полному суверенитету, который в силу внешних и внутренних условий ограничен за счет передачи части полномочий федеральному Центру (в Татарстане, Башкортостане, Туве).
3. Экономический национализм, при котором доминирующей в декларациях и действиях является самостоятельность в экономической сфере, и эта самостоятельность рассматривается элитой как путь к возможно полному суверенитету (в Саха (Якутии) и - на отдельных этапах - в Татарстане).
4. Защитный национализм, при котором доминируют идеи зашиты культуры, языка, территории, демографического воспроизводства и т.п. (осетинский, ингушский национализм, этнокультурный национализм в Карелии, Коми).
Наконец, есть
некоторые основания для
Конечно, декларируемые
идеи и политика, как и практика,
заметно различаются. В реальной
жизни очень редко удается осуществить
идеи национализма без ущерба для людей
других национальностей. Учитывая критику
национализма, важно выделить и показать
возможности либерального национализма,
который в декларациях, законах и постановлениях
реализует культурный плюрализм, паритет
культур и сохранение гражданских прав
личности, культуру толерантности и отсутствие
враждебного восприятия других наций.
Если существует сила, которую нельзя
преодолеть, то важно понять ее, найти
ее позитивные варианты и стимулировать
их всеми возможными для научного мира
способами. Стремление к образу "национализма
с демократическим лицом" есть в республиках
Российской Федерации. При наличии традиции
негативной оценки национализма в республиках
принципы его обычно определяются в концепции
самоопределения и суверенитета, а в ряде
республик имеют место попытки создания
республиканского согражданства. Например,
под заголовком "Мы татарстанцы"
публикуются материалы на целые газетные
полосы, слово "татарстанцы" можно
увидеть на плакатах-призывах. Представление
"мы - якутяне" настойчиво встраивается
в общий идеологический каркас в Саха
(Якутии). И при всех сложностях во взаимоотношениях
этнических общин это тоже содействует
развитию толерантности, уважения прав
человека. Национализм проявляется в разных
формах. Одни из них жестко связаны с империализмом
(если это национализм доминирующей нации),
с авторитаризмом , национальной исключительностью.
Но некоторые формы его проявлений вполне
согласуются с демократией, социальной
толерантностью. Недоверие к национализму,
даже в его либеральной и конституционной
формах, иногда может порождать такие
заблуждения как "чисто инстинктивная
поддержка всех без исключения, даже деспотических,
многонациональных государственных образований",
- пишет М. Линд34.