Источники (формы) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования контрольной работы являются формы (источ-ники) права. По сути это то, как, в каком реальном, практически восприни-маемом обличии мы можем право наблюдать, изучать, применять, исполь-зовать. Где действительно находятся со всеми присущими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически, как могучая логика теории права выделила из всего многообразия различные виды формальной определенности права, типизировала их и закрепила в понятийном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют круг моих интересов в написании контрольной работы.

Содержание

Введение
3
Понятие «Форма (источники) права» в различных смыслах
4
Формы права
4
Нормативно-правовой акт как источник права
7
Заключение
11
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа формы права.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

3

        Понятие «Форма (источники) права» в различных смыслах

4

Формы права

4

Нормативно-правовой акт как источник права

7

Заключение

11

Список использованных источников

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предметом исследования контрольной работы являются формы (источ-ники) права. По сути это то, как, в каком реальном, практически восприни-маемом обличии мы можем право наблюдать, изучать, применять, исполь-зовать. Где действительно находятся со всеми присущими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически, как могучая логика теории права выделила из всего многообразия различные виды формальной определенности права, типизировала их и закрепила в понятийном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют круг моих интересов в написании контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Форма (источники) права» в различных смыслах

 

В теории права  и государства употребляются два идентичных, но одновременно отличающихся понятия – «источники права» и «формы права». Идентичность их заключается в том, что они представляют собой социальные факторы, которые порождают право. А различие состоит в том, что термин «форма права» одновременно понимается и как документальное оформление права, как вид письменных актов. Поэтому при рассмотрении терминов «формы права» и «источники права» нужно выделить их общие черты и различия1.

В контрольной работе понятие «форма права» мною рассматрено как синоним понятия «источник права». В контрольной работе я не придавала принципиального значения тем смысловым нюансам, оттенкам и несущест-венным различиям, которые имеют эти термины.

 

Формы права

 

Какие же формы (источники) права существовали и  существуют? Все когда-либо имевшие место формы права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие2:

– нормативно-правовой акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений  
(к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

– правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате много-кратного применения, приводящее к правовым последствиям (например, сог-ласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ3 отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

– юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права – Великобритании, США, Ка-наде и т.д.);


– нормативный договор – соглашение между правотворческими субъек-тами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федера-тивный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз)4.

В современных  условиях роль нормативных договоров  в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

Для того чтобы  четче видеть его суть, необходимо отличить нормативный договор, с  одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нор-мативно-правовых актов. В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведение – новую норму права, выступая правотвор-ческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых  государственными орга-нами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между рав-ноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес5. Юридическая доктрина – правовые теории, учения о праве. Существенное значение она имела в Древнем Риме. Наиболее известным римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные для судов. В нас-тоящее время доктрина признается источником норм в мусульманском праве. В Великобритании судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых6.

Правовой обычай. Правовой обычай представляет собой санкцио-нированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в ре-зультате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права7.

По  содержанию он остается тем же самым правилом поведения, каким был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-принудительной реализации: если в процессе его нормальной реализации не сработает сила привычки, к делу подключится государство.

Существует  два способа государственного санкционирования обычая:

– указание на него в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

– использование его в качестве нормативной основы судебного решения.

В том случае, если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основу судебного пре-цедента, обычай не обретает качества самостоятельного источника права (пра-вового обычая): его норма начинает существовать в форме нормативного юри-дического акта или судебного прецедента8.

Юридический прецедент. Юридический прецедент – это решение судеб-ного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юриди-ческим правилом. Строго говоря,  судебный прецедент – это судебное решение (даже единичное), в котором суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения дела9.

Договор нормативного содержания. Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Нормоустанавливающее зна-чение договоров признается во всех правовых системах.

Нормативный договор как источник права –  это соглашение двух и более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон10.

Юридическая доктрина. Правовая доктрина – это особая форма права, представляющая собой труды выдающихся ученых-юристов или общеприз-нанные правовые учения, на которые можно официально (с одобрения госу-дарства) ссылаться в процессе применения правовых норм.

Данная форма  права наряду с правовым обычаем  является древнейшим способом закрепления  юридических норм. К примеру, еще  в Древнем Риме суды были обязаны  при принятии решения ссылаться  на работы наиболее известных в то время римских юристов11.

Та или иная правовая доктрина разрабатывается  применительно к конкретной системе  действующего права и отражает присущие ей особенности. Отсюда и различия между  разными правовыми доктринами, каждая из которых имеет в виду прежде всего трактуемую в ней определенную систему права.

В Российской Федерации  правовая доктрина не признается официально государством в качестве источника  права. Суд или иной государственный  орган в России при рассмотрении конкретного юридического дела не вправе основывать свое решение на научных работах ученых, их комментариях. Данное требование в целом способствует единообразию и законности право-применительной практики.

 

Нормативно-правовой акт как источник права

 

Под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанав-ливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отме-няющие правила общего характера12.

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым писаным правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой – разновидностью правовых актов. И как результат этой двуединой природы нормативно-правовой акт:

– содержит юридические нормы;

– представляет собой официальный письменный акт-документ;

– является результатом особой деятельности государства, которую имену-ют правотворческой13.

Нормативный правовой акт – это разновидность правового акта, принима-емого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. пред-писания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на много-кратное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой ин-формации14.

Нормативный акт  может быть издан оперативно, в  любой своей части изменен. Это  позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности  общества.

Нормативно-правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д. Такое строение нормативно-правового акта – результат длительного развития теории и практики нормо-творчества15.

Данный  акт может приниматься также  в порядке делегированного законодательства или референдума, но, так или иначе, с участием государства и выражением его воли.

Нормативный акт  занимает особое место в системе  правовых актов. Его следует отличать от актов толкования и применения права.

Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения  конкретного юридического дела. В  отличии от нор-мативного акта правоприменительный акт:

  1. применяется именно на основе нормативного;
  2. конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;
  3. носит персонифицированный характер (индивидуально-определен-ный) характер;
  4. не является источником (формой) права и рассчитан только на одно-кратное применение;
  5. выступает юридическим фактом для возникновения, изменения или прекращения соответствующих правоотношений.16

Акт толкования права – это такой правовой акт, который содержит разъ-яснение смысла юридических норм.

Особенности актов  толкования:

1. они представляют собой разъяснения смысла юридических норм;

2. содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

3. не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

4. не являются формой и источником права17.

Основная  задача нормативно-правового акта – хранить правовую инфор-мацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом пла-не нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права, как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать управление общественными процессами18.

По юридической  силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и  подзаконные акты. Нормативные акты в России подраз-деляются:

1) в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, ак-ционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного ха-рактера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме;

2) в зависимости от сферы действия на: общефедеральные; нормативные акты субъектов Федерации; органов местного самоуправления; локальные.

3) в зависимости от срока действия  на: неопределенно-длительного действия; временные19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав все вышеизложенное, можно сделать следующий вы-вод. Термин «источник» как может трактоваться в различных вариантах,  усложнение трактовки которых не всегда оправдано.

Практически все разновидности форм права находят свое применение в современной юридической действительности существующих «правовых семей». Нормативно-правовые акты и договоры со своими непременными, многоступенчатыми и зачастую многотрудными нормотворческими стадиями создают почву для возникновения правовых пробелов и как следствие не всегда объективного судейского усмотрения.

Иные формы  права, имеющие ныне  минимальное  применение, наоборот, обретают «вторую  жизнь». Так, юридическая доктрина стала  использоваться в англосаксонской и мусульманской правых системах в ходе судебного разбирательства (возможны ссылки на труды выдающихся ученых-правоведов в качестве источников права). А правовой обычай, хотя в настоящее время и занимает незначительное место в системе форм права большинства стран, но с развитием рыночной экономики и частного права упрочивает свое положение в частности в российском праве (например, введение в Гражданский кодекс РФ статьи «Обычаи делового оборота»). Сегодня при существующем уровне развития современной мировой экономики, под влиянием процессов глобализации возникает тенденция к интеграции «нетипичных» для некоторых правовых семей источников в их правоприменительную практику, а также их расширенное  использование лишь в некоторой части в рамках данной исто-рически сложившейся  системы права…

Информация о работе Источники (формы) права