Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:07, курсовая работа
Актуальность данной проблемы в современном обществе раскрывает её высокую степень разработанности. В последнее время принято большое количество нормативно-правовых актов по регулированию системы исполнительных органов.
Введение
1. Понятие и виды органов исполнительной власти
1.1 Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры
2. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)
2.1 Административная реформа системы органов исполнительной власти Саратовской области
Заключение
Литература
В качестве основных направлений реализации административной реформы в Саратовской области были названы управление по результатам, стандартизация и регламентация, оптимизация функций органов исполнительной власти; противодействие коррупции, обеспечение проведения административной реформы. Нужно отметить, что реализация административной реформы в РФ идет примерно по таким же направлениям, однако повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества выделено отдельным пунктом. В части реализации такого направления административной реформы как управление по результатам в области предполагается переход к индикативному планированию, то есть к долгосрочным программам экономического развития. Это позволит связать перспективные цели социально-экономического развития с мерами государственного регулирования, закрепленными в бюджете, а также обеспечить управляемость социально-экономических процессов посредством координации действий органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.
Особую актуальность в сфере управления по результатам для Саратовской области представляет необходимость оптимизации количества областных целевых программ. При этом данный процесс будет идти как по пути включения ликвидируемых программ в качестве подпрограмм в оставшиеся программы, так и по пути преобразования в ведомственные программы. Важными также являются: разработка и утверждение планов деятельности органов исполнительной власти области, содержащих цели, задачи, показатели результативности; проведение мониторинга показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с обязательной публикацией в СМИ; формирование системы оплаты труда руководителей органов исполнительной власти области в зависимости от эффективности и результативности деятельности; разработка и утверждение порядка подготовки, утверждения и контроля реализации ведомственных целевых программ и так далее.
В целях реализации направления оптимизации функций органов исполнительной власти предполагается, что деятельность правительства Саратовской области в сфере функциональных обзоров, выявления избыточных и дублирующих функций будет сосредоточена на разработке и распространении методических материалов, обучении персонала и практическом проведении полного комплекса работ во всех органах исполнительной власти. Эта работа будет строиться с учетом опыта, полученного при реализации межрегионального пилотного проекта
«Внедрение элементов управления по результатам на региональном уровне», проводимого в министерстве экономического развития и торговли Саратовской области и министерстве образования области. Данный проект реализовывался с февраля 2006 года, пилотными регионами являлись Республика Калмыкия, Саратовская и Иркутская области. В областной целевой программе «Проведение административной реформы в Саратовской области в 2007-2008 годах» указано, что «проектом предусматривается проведение детализации функций органов исполнительной власти области до уровня структурных единиц (управлений и отделов) и отдельных должностей, формирование перечня функций и услуг, относящихся к компетенции структурных единиц, определение зон ответственности и возможного дублирования функций, уточнение реестра расходных обязательств. Итоги этой работы должны стать основой для реализации смежных направлений административной реформы - корректировки целей и задач органов исполнительной власти для внедрения элементов управления по результатам, для разработки приоритетных административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления услуг». Нельзя забывать о том, что в областной целевой программе «Проведение административной реформы в Саратовской области в 2007-2008 годах» также рассматривается направление противодействия коррупции. Согласно программе целями антикоррупционной политики правительства области являются обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, а также предупреждение коррупционных правонарушений.
Таким образом, Саратовская область не стоит на месте в сфере проведения административной реформы. Работа ведется по всем направлениям в большей или меньшей степени.
Заключение
Таким образом, специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.
Легальное определение понятия компетенции органа государственной власти как совокупности полномочий органа государственной власти по предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.). Полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах - Уставах, Положениях, должностных инструкциях.
Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.
Цели и задачи - область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.).
Функции - содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.
Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.
Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т.д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).
Орган
государственной исполнительной власти
(орган государственно го управления)
как часть государственного аппарата
представляет собой государственную организацию,
наделенную управленческой компетенцией
и осуществляющую задачи и функции государства
посредством исполнительно-распорядительной
деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. - Система ГАРАНТ - 2010
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) - Система ГАРАНТ - 2010
Административная реформа: российский вариант (А.Ф. Ноздрачев, "Законодательство и экономика", N 8, август 2007 г.)
Административная реформа: решения и проблемы (Т.Я. Хабриева, А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров, "Журнал российского права", N 2, февраль 2008 г.)
Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 703 с.
Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право, 2008, № 2, с. 37 - 45.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2008. - 800 с.
Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть. - СПб.: ГУАП, 2009. - 432 с.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2010 г.
Князев С.Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование // Правоведение, 2009, № 5, с. 37 - 53.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.Р
12. Калитина Ю.В “Реализация административной реформы в Саратовской области” // Журнал “Власть” 12, 2007