Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:21, доклад
Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства, под которой понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Государственная инвестиционная политика: особенности, проблемы, перспективы.
Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства, под которой понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Таким образом, основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.
Как мы уже отметили, одним из направлений реализации инвестиционной политики является привлечение иностранных инвестиций, в которых нуждается российская экономика. Это вызвано нехваткой финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, последствиями общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Отметим, что иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики
В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.
Перспективы же для инвесторов в России в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако; несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются:
* нестабильность экономической и политической ситуации;
* несовершенное и
* неясность в определении прав собственности;
* непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.
Государственные мероприятия
по привлечению иностранных
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:
* выбор источников и методов финансирования инвестиций. Основные источники инвестиций в России представлены в таблице 1.
* определение сроков реализации;
* выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики. В настоящее время главным органом государственной власти является Правительство РФ.
* создание необходимой
нормативно-правовой базы
Кроме того, каждый субъект РФ имеет свой пакет документов, направленный на привлечение отечественных и иностранных инвестиций. Так, на территории Саратовской области действуют …..(на сайте правительства Саратовской области есть министерство инвестиционной политики, нужную информацию они представляют)
* создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Многие проблемы
формирования инвестиционного процесса
в современных условиях обусловлены
отсутствием четко
Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:
* совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
* осуществление
концентрации инвестиционной
* организация
взаимодействия с
* осуществление
постоянного мониторинга
Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.
Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования
|
2008 |
в % к итогу |
2009 |
в % к итогу |
2010 |
в % к итогу |
2011 |
в % к итогу |
2012 |
в % к итогу |
Инвестиции в основной капитал-всего |
6705,5 |
100 |
6040,8 |
100 |
6625,0 |
100 |
8445,2 |
100 |
8768,4 |
100 |
в том числе по источникам финансирования: |
||||||||||
собственные средства |
2648,6 |
39,5 |
2243,3 |
37,1 |
2715,0 |
41,0 |
3539,5 |
41,9 |
3984,6 |
45,4 |
привлеченные средства |
4056,9 |
60,5 |
3797,5 |
62,9 |
3910,0 |
59,0 |
4905,7 |
58,1 |
4783,8 |
54,6 |
из них: |
||||||||||
кредиты банков |
791,9 |
11,8 |
621,5 |
10,3 |
595,8 |
9,0 |
725,7 |
8,6 |
691,7 |
7,9 |
в том числе кредиты иностранных банков |
198,1 |
3,0 |
195,2 |
3,2 |
150,0 |
2,3 |
149,4 |
1,8 |
102,7 |
1,2 |
заемные средства других организаций |
413,5 |
6,2 |
445,3 |
7,4 |
404,7 |
6,1 |
485,8 |
5,8 |
468,6 |
5,4 |
бюджетные средства |
1404,7 |
20,9 |
1324,1 |
21,9 |
1294,9 |
19,5 |
1622,0 |
19,2 |
1570,9 |
17,9 |
в том числе: |
||||||||||
средства федерального бюджета |
537,9 |
8,0 |
691,8 |
11,5 |
661,9 |
10,0 |
855,1 |
10,1 |
841,9 |
9,6 |
средства бюджетов субъектов Федерации |
759,5 |
11,3 |
552,8 |
9,2 |
542,8 |
8,2 |
665,7 |
7,9 |
623,8 |
7,1 |
средства внебюджетных фондов |
23,7 |
0,4 |
16,2 |
0,3 |
21,0 |
0,3 |
18,2 |
0,2 |
25,1 |
0,3 |
прочие |
1423,1 |
21,2 |
1390,4 |
23,0 |
1593,6 |
24,1 |
2054,0 |
24,3 |
2027,5 |
23,1 |
в том числе: |
||||||||||
средства вышестоящих организаций |
923,1 |
13,8 |
962,7 |
15,9 |
1161,8 |
17,5 |
1604,0 |
19,0 |
1564,0 |
17,8 |
средства,
полученные от долевого |
232,3 |
3,5 |
158,0 |
2,6 |
144,2 |
2,2 |
172,7 |
2,0 |
176,0 |
2,0 |
в том числе средства населения |
124,6 |
1,9 |
76,9 |
1,3 |
80,5 |
1,2 |
111,6 |
1,3 |
112,8 |
1,3 |
средства от выпуска корпоративных облигаций |
5,4 |
0,1 |
4,1 |
0,1 |
0,9 |
0,01 |
0,4 |
0,00 |
0,0 |
0,00 |
средства от эмиссии акций |
51,0 |
0,8 |
62,6 |
1,0 |
72,4 |
1,1 |
82,0 |
1,0 |
92,0 |
1,0 |