Интелектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:24, реферат

Описание работы

Интеллектуальная собственность стала одной из самых популярных тем, обсуждаемых в современном деловом мире, оставаясь одной из наименее понятных.

Работа содержит 1 файл

эп.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

     В мировой практике различают в  основном две разновидности промышленных образцов :

     1. Общеполезные (полезные) образцы, которые  наряду с удовлетворением художественных, эстетических требований являются  решением технической задачи.

     2. Промышленные рисунки и модели, которые прежде всего охраняют эстетическую сущность рисунков изделий (например, этикетки на спичечные коробки, бутылки с безалкогольной и винно-водочной продукцией, расцветки тканей и т.д.).

     Промышленные  образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки), комбинированными (табл. 1)

Наряду  с эстетическими свойствами важными  критериями промышленного образца являются его новизна (США, Япония и др.), оригинальность внешнего вида изделия (Франция) или сочетание этих условий (Англия, ФРГ).

Таблица 1 Виды промышленных образцов

Виды Характеристика Пример
Объемные Композиция,в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура Внешний вид  кресла, автомобиля, телефонного аппарата
Плоскостные Двухмерное  линейно-цветографическое соотношение элементов (конфигурация, орнамент, сочетание цветов) Внешний вид  ковра, косынки, галстука, ткани
Комбинированные Признаки, присущие объемными плоскостным промышленным образцам Внешний вид  посуды, на которой выполнен рисунок, обуви, упаковки, строительной отделочной плитки.
 

     Промышленные  образцы защищаются против неправомочного копирования или имитации. Как правило, срок такой защиты определен в пять, десять или пятнадцать лет (в Беларуси — до 5 лет). Документ, удостоверяющий защиту промышленного образца, называют свидетельством о регистрации или патентом.

     Патент  защищает владельца,  как от полного  копирования промышленного образца, так и от имитации, т.е. попыток внести небольшие изменения, сохранив сущность (например, использование при производстве одежды более дешевой фурнитуры и тканей).

     Заявитель, согласно отечественному законодательству, может выбирать форму юридической  охраны нового и оригинального дизайна изделия — по нормам авторского права, или в соответствии с Патентным законом РБ, или одновременно по авторскому и патентному праву. Это позволит в случае нарушений определить наиболее эффективную форму преследования нарушителя .Авторское право, получаемое явочным порядком, защищает объект только от копирования и эффективно обеспечивает охрану образцов, являющихся прежде всего произведениями дизайна (мебель, высококлассная модная одежда), так как какие-либо незначительные изменения резко ухудшают эстетическую привлекательность образца. Патентное законодательство предоставляет владельцу исключительные права, т.е. право «исключать» из хозяйственной деятельности своих конкурентов, но при этом требуется проведение экспертизы. Патентное право эффективно для объектов долгосрочного использования, совмещающих оригинальный дизайн с научно-техническими решениями.

     Пример  использования промышленного образца: Одежда «АLТА МОDА» после технологической адаптации переходит в разряд «первой линии» и, в отличие от коллекционной, изготавливается небольшим тиражом в несколько сот или одну-две тысячи экземпляров, становясь доступной для среднего класса населения. И если при создании новых моделей достаточно авторского права, то при выпуске небольшой серии уже необходима патентная охрана, так как возможны попытки имитации. 

Товарные  знаки и знаки  обслуживания

     Товарный  знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.

     Товарный  знак — это символ, предназначенный  в первую очередь для идентификации производителя, указывающий, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары. Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами и все они могут использовать свои товарные знаки. Конкурирующие товары будут различаться единственно по товарным знакам. Чтобы это работало на практике, товарные знаки должны быть не только разными, но и должны обладать высокими различительными свойствами.

     История товарных знаков насчитывает тысячелетия. Примерно с 5000 года до нашей эры на глиняной посуде появляются обозначения, которые можно классифицировать как товарные знаки. Посуда, произведенная  в Китае в период царствования императора Хонг-То, была маркирована обозначениями, которые указывали имя правящего императора и имя производителя или место производства . Практическое использование товарного знака широко началось в XIX в.

     Первое  практическое использование товарного  знака связано с именами Уильяма  Проктора и Джеймса Гембла.

     До 1880 г. мыло производилось в домашних условиях или покупалось на вес, т.е. продавец отрезал кусок мыла подобно тому, как это делается с маслом. Технология производства мыла была крайне несовершенна, и качество продукта отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать технологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества. Американская компания «Procter & Gamble» выбрала для производимого ими мыла наименование «Ivory», которое и было зарегистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и используется до настоящего времени в рекламных целях как символ высокого качества и чистоты.

     Товарные  знаки могут быть самыми разнообразными: одна оригинально изображенная буква  или цифра, целая фраза или  лозунг, эмблема, виньетка (табл.2). Некоторые товарные знаки являются неотъемлемой частью товара, например, особый вид кромки ткани или особая форма горлышка бутылки. Этот последний пример важен, поскольку он показывает, что товарные знаки могут быть трехмерными.

     Таблица 2 .Виды товарных знаков

    Слова      “Apple”,”Волга”,”Microsoft”
    Произвольные  обозначения      “Coca-cola”,”Xerox”,”Блиндональтс”
    Имена      “Ford”,”Mercedes”
    Лозунги “Невозможное  возможно”,”Есть идея .Есть Икея”
    Конструкции      Звезда  на автомобилях “Mercedes-Benz”
    Числа      “777” для игровых автоматов
    Сочетания букв      BMW,KFC,
    Рисунки и символы Символ компании MIchlen,микки-маус и т.д.
    Обьёмные товарные знаки Оригинальные  виды упаковки (бутылки,флаконы духов и т.д.)
 

Товарный  знак выполняет следующие функции:

    • является ориентиром при выборе того или иного товара, так как выбор основывается на таких ожидаемых свойствах товара, как размер, цвет, аромат, вкус, долговечность, эффективность в эксплуатации, т.е. определенном его качестве;

    • дает возможность изготовителям  товаров распознать свои товары, когда  они уже перешли в распоряжение других владельцев, например, магазинов, которые их продают;

    • позволяет органам, отвечающим за контроль качества товаров, распознать их владельцев; в случае использования одинаковых или трудно различимых фирменных наименований товарный знак позволяет отличить товары одного производителя от похожих товаров другого производителя;

    • выполняет рекламную функцию. Владелец товарного знака может ставить  рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь. Закон не устанавливает в этом отношении каких-либо требований, предоставляя владельцу товарного знака свободу выбора, тем более, что применение предупредительной маркировки не является обязательным. Но любой выбор должен отвечать следующим условиям: предупредительная маркировка должна указывать на то, что обозначение является товарным знаком, и данный товарный знак зарегистрирован в Беларуси.

     Закон устанавливает определенные требования к товарному знаку, основными из которых являются следующие:

- товарный  знак должен состоять из обозначений,  обладающих различительной способностью ;

- он  не может представлять собой  герб, флаг и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

- не  должен состоять из обозначений,  являющихся общепринятыми символами  и терминами;

- не  может представлять собой обозначение,  указывающее на вид, качество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место и время его производства или сбыта;

- ни  в целом, ни в своих элементах  обозначение не должно вводить  в заблуждение потребителя, противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали. 
 

 

  1. Модели  оценки интеллектуальной собстсвенности.

     Как любая собственность, интеллектуальная собственность имеет стоимость. При отсутствии эффективного рынка  технологий (со многими покупателями, многими продавцами и свободным доступом к информации о ценах) определение рыночной стоимости конкретной технологии представляет собой сложную задачу. Существует несколько методов , которые подходят для оценки интеллектуальной собственности. Чаще всего для определения стоимости интеллектуальной собственности используются следующие: восстановительная стоимость,  стоимость дисконтированных доходов, рыночная стоимость, приращение стоимости. 

Восстановительная  стоимость

Восстановительная  стоимость определяет  стоимость  возмещения собственности. Практически стоимость возмещения интеллектуальной собственности равна стоимости научно-исследовательской разработки, хотя теоретически они отличаются (стоимость разработки —. это фактическая стоимость, то, чего действительно стоило разработать технологию в то время, когда она разрабатывалась, а восстановительная стоимость — это оценка стоимости достижения такого же результата сейчас; эти цифры могут сильно отличаться). Восстановительная стоимость — это сумма расходов на исследования, эксперименты, документацию, услуги юристов в текущих ценах. Недостаток этого метода в том, что он предполагает одинаковую отдачу от каждого доллара, вложенного в научно-исследовательские работы. Ошибочность такого предположения очевидна. Следуя его логике, можно прийти к выводу, что дорогостоящий провал стоит дороже успеха, достигнутого при небольших затратах. Однако, поскольку восстановительная стоимость базируется только на точных, проверяемых подлинных данных, ее очень любят некоторые бухгалтеры.

     Пример  неудачного использования данной теории : Попытка разработать самолет на ядерном топливе была, наверное, самым дорогостоящим провалом среди научно-исследовательских работ последних десятилетий. Согласно методу восстановительной стоимости, конечный результат этой разработки должен стоить миллиарды долларов (хотя никто не даст за него и цента). 

     Это не значит, однако, что оценка интеллектуальной собственности методом восстановительной стоимости не имеет права на существование. Этот метод применим к оценке стоимости секрета производства. Напомним, что секрет производства могут законно открыть заново при обратном инжиниринге или независимом исследовании. Поскольку стоимость секрета производства не может превышать стоимость его открытия заново, стоимость возмещения (независимой разработки или обратного инжиниринга) — верхний предел стоимости секрета производства.

Информация о работе Интелектуальная собственность