Институт Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

«Институт президентства в большинстве случаев – это глава, призванный олицетворять и обеспечивать государственную целостность и единство, эффективное функционирование всех «властей», прежде всего исполнительной».
Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер – министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять – в Бразилии, шесть – в Египте, семь – в Казахстане и во Франции. Бывали, однако, «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.
Согласно концепции разделения властей президентская власть обычно рассматривается как исполнительная власть. Зачастую соответствующее положение содержится в конституциях (США 1787 г., Филиппины 1986 г., Бразилия 1988 г., Азербайджан 1995 г. и др.). Однако многие основные законы не дают характеристики власти президента. Словом, в конституциях стран мира вопрос о природе президентской власти не имеет однозначного ответа, часто ей не дается никакой характеристики в концепциях разделения

Содержание

1. Институт президента государства: происхождение, особенности статуса в разных странах. 3
Различные формы президентской власти 3
Полномочия, обязанности и ответственность президента 5
2. Институт Президента Российской Федерации. 11
Функции Президента России 12
Полномочия Президента России 15
Избрание и прекращение полномочий Президента РФ 18
Тесты 21
Учебная литература 22

Работа содержит 1 файл

Вариант 5 Гос управление.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

- право  председательствования на заседаниях  Правительства Российской Федерации  (далее по тексту -- Правительство  России);

- принятие  решения об отставке Правительства  России;

- назначение  по предложению Председателя  Правительства России на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров;

- право  приостановление действия актов  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  в случае противоречия этих  актов Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

- полномочия, связанные с взаимодействием с органами судебной власти и прокуратуры:

- представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- представление  Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, внесение предложения об освобождении его от должности;

- назначение  судей других федеральных судов; 

- полномочия, связанные с его статусом как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации:

- формирование  и возглавление Совета Безопасности  Российской Федерации; 

- утверждение  военной доктрины России;

- назначение  и освобождение высшего командования  Вооружённых Сил Российской Федерации; 

- введение  на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военного положения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы такой агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- полномочия в области международных отношений:

- назначение  и отзыв после консультаций  с соответствующими комитетами  или комиссиями палат Федерального  Собрания дипломатических представителей  России в иностранных государствах  и международных организациях;

- осуществление  руководства внешней политикой Российской Федерации;

- ведение  переговоров и подписание международных  договоров Российской Федерации; 

- подписание  ратификационных грамот;

- принятие  верительных и отзывных грамот  аккредитуемых при нём дипломатических  представителей;

— полномочия, связанные с взаимодействием  с органами законодательной власти:

- назначение  выборов Государственной Думы;

- роспуск  Государственной Думы в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией  России;

- внесение  законопроектов в Государственную Думу;

- подписание  и обнародование федеральных  конституционных и федеральных  законов; 

- обращение  к Федеральному Собранию с  ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики  государства; 

- иные полномочия:

- назначение  референдума в порядке, установленном  федеральным конституционным законом; 

- введение  на территории России или в  отдельных её местностях чрезвычайного  положения при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- формирование  Администрации Президента Российской  Федерации; 

- представление  Государственной Думе кандидатуры  для назначения на должности  Председателя Центрального Банка Российской Федерации и постановка вопроса об освобождении его от должности;

- решение  вопросов гражданства России  и предоставления политического  убежища; 

- награждение  государственными наградами Российской  Федерации, присвоение почётных  званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

- осуществление  помилования; 

- издание  Указов и распоряжений.

Не смотря на то, что Президент России не входит в Правительство Российской Федерации, он имеет широкие полномочия по определению состава Правительства России, руководства его деятельностью. Кроме того, в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649, Президент России осуществляет непосредственное руководство деятельностью отдельных федеральных министерств и ведомств.

Избрание  и прекращение  полномочий Президента РФ

Порядок выборов Президента РФ определен Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (май 1995 г.). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд Кандидатом в Президенты РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом выдвижения кандидатов обладают как непосредственно избиратели (не менее 100 избирателей), так и избирательные объединения и их блоки, которые могут выдвигать только одного кандидата. В поддержку своего кандидата необходимо собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на долю одного субъекта РФ должно приходиться не более 7% этого общего числа подписей. Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата. С момента регистрации кандидат должен на время выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ - не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты пользуются на равных основаниях рядом льгот (получают статус неприкосновенности, получают одинаковую финансовую поддержку из госбюджета, равное и бесплатное одинаковое время выхода в эфир, бесплатный общественный транспорт и др.). В случае если зарегистрированными оказываются менее двух кандидатов, Центральная избирательная комиссия откладывает выборы с тем, чтобы обеспечить альтернативный характер голосования.

Избранным считается кандидат, получивший в первом туре выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. абсолютное большинство (50% поданных голосов + 1 голос). Если в голосовании приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования, то выборы считаются несостоявшимися. В том случае, если в первом туре ни один из кандидатов не получил хотя бы половины голосов плюс один голос, то не позднее чем через 15 дней после установления итогов выборов проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Во втором туре избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов по сравнению с другим кандидатом, но при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в должность  на 30-й день со дня объявления Центризбиркомом  результатов выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С этого момента Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение полномочий Президента РФ обычно происходит в связи с истечением срока  его пребывания в должности. Но возможно и досрочное прекращение полномочий Президента РФ. Это может иметь  место в трех следующих случаях: а) в связи с его отставкой, т.е. по личному заявлению; б) в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в) в случае отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно выполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет права распустить Государственную Думу, назначить референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ст. 92).

Конституция РФ (ст. 93), указывая на возможность принудительного отрешения Президента РФ от должности, определяет его основания и порядок. Это может иметь место только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. По инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным (ст. 93). 

Тесты

1. Назовите  формы государственного устройства по источнику

власти (форме правления):

1) монархия 

2. Гарантом  Конституции РФ, прав и свобод  человека является:

2) Президент  РФ

 

Учебная литература

 

1. Конституция  Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 года. - М., 2005. - 44 с.

2. Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М., 2007. - 1124 с.

4. Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - №4.

5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 2003. - 784 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2004. - 346 с.

7. Колюшин Е.И. Конституционное право России. - М., 2006. - 416 с.

8. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) //Журнал российского права. - 1998. - №9.

9. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) //Журнал российского права. - 2001. - №2.

10. Снежко О.А. Президент РФ - гарант прав и свобод граждан //Право и политика. - 2005. - №2.

Информация о работе Институт Президента Российской Федерации