Институт исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие исполнительной власти…………………………………………….5
Виды исполнительных органов……………………………………………...16
Взаимоотношения органов исполнительной власти с другими органами...25
Заключение …………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Институт исполнительной власти.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с процедуры назначения Председателя Правительства РФ, его формирования, управления его деятельностью.

     В последнее время отчетливо просматривается тенденция усиления влияния Президента РФ на отдельные федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Президент РФ руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти, что составляет практически 25% от общего числа федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Правительство РФ по отношению к этим органам обладает лишь координационными полномочиями26.

     В рамках расширения полномочий Президента РФ по отношению как к самому Правительству, так и ко всем органам исполнительной власти, следует отметить институт поручений и контроля. Как следует из Регламента Правительства РФ, Президент РФ может давать поручения Председателю Правительства РФ, его заместителям, непосредственно федеральным министрам, непосредственно руководителям иных федеральных органов исполнительной власти. Поручения Президента РФ должны выполняться в установленный в поручении срок и доклад об их исполнении должен направляться Президенту. Также Правительство должно информировать Президента о своей законопроектной деятельности (п. 80 Регламента)27.

     Таким образом, Президент РФ непосредственно (и через соответствующих федеральных  министров) руководит 25% федеральных  органов исполнительной власти России, остальной частью он руководит косвенно, посредством применения рассмотренных процедур.

     При комплексном анализе конституционных процедур очевиден факт наличия юридической ответственности Правительства РФ только перед Президентом РФ.

     Суммируя  сказанное, можно утверждать, что  в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти России.

     Юридически  не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности  за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

     Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными  полномочиями, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира.

     Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в  сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный  Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

     Так, Президент РФ в соответствии с  Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит  деятельностью федеральных органов  исполнительной власти, ведающих вопросами  обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, распределяет между ними функции, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ. Правительство РФ координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти28.

     Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны для Правительства. Самостоятельность и независимость Правительства РФ в руководстве государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

     Заключение

 

     Итак, из курсовой работы видно, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, виды и формы органов исполнительной власти.

     Орган исполнительной власти является первичной  и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет  сложное структурное внутреннее строение и включает структурные  подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

     Изложенные  в курсовой работе положения и  исследования дают возможность в заключении сделать следующий вывод:

     Исполнительная  власть - вторичная подзаконная ветвь  государственной власти, имеющая  универсальный предметный и организующий характер, на которую  возложена  организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата.

     В Российской Федерации идёт административная реформа, поэтому сложно дать исчерпывающую  характеристику исполнительной власти, так как этот институт находится в постоянном движении и изменении.

     По  своему содержанию деятельность исполнительной власти за последние годы в значительной степени изменилась и будет изменяться по мере возникновения новых задач  в ходе проводимых экономических и политических преобразований.

 

      Список литературы

 

     Нормативно-правовые акты: 

  1. Конституция Российской Федерации 1993г. // Правовая система «Консультант Плюс»
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс»
  3. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс»
  4. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс»
  5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс»
  6. Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Правовая система «Консультант Плюс»
  7. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс»
  8. Указ Президента Российской Федерации № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. // Правовая система «Консультант Плюс»
 
 
 
 

     Учебно-методическая литература: 

  1. Административное  право под редакцией Л.Л.Попова. М.: Юристъ, 2002г.
  2. Алехин А.П., А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2002г.
  3. Баженов В.О. Административное право. Учебно-методические материалы. М., 1994.
  4. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы,- М., 1984
  5. Бахрах Д.Н. Административное право. Краткий учебный курс. М.: НОРМА, 2002г.\
  6. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3
  7. Большой юридический словарь,- М., 1999
  8. Геворкян Н., Колесиков А., Тимакова Н. От первого лица: разговоры с Владимиром Путиным,- М., 2000
  9. Государство Российское: власть и общество. Под ред. Ю.С. Кукушкина,- М., 1996
  10. Государство, власть, управление и право. Под ред. Н.И. Глазуновой, М., 2000
  11. Дёмин А.В. Теория государства и права (курс лекций). М.: Инфра-М, 2002г.
  12. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.Д. Гражданин и власть. М., 1994
  13. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. М., 1998.
  14. Зиновьев А.В. Конституционное право России,- С.-Пб., 2000
  15. Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация». Исполнительная власть  РФ. 2007г.
  16. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. N 4. 2004г.
  17. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998
  18. Кабышев В.Т., Гавриленко В.И. Конституционное право России,- Саратов, 1999
  19. Козлова Ю.М. и Л.Л. Попова, Административное право, Москва, «ЮРИСТЪ», 2001
  20. Колибаба Г.Н. Современное административное право России: пути его познания. Учебное пособие. М.,1999.
  21. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.В. Лазарева,- М., 2002
  22. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт,- М., 1998
  23. Марченко Н.М. Теория государства и права. М.: М-Проект, 2007г.
  24. Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2007г.
  25. Миронов М.А. Власть и народ: обратная связь,- М., 2002
  26. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.А. Туманова. – М.: Юристъ 1997
  27. Полянский И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 2001г.
  28. Старосцяк Е. Правовые формы административной деятельности,- Варшава, 2001
  29. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1998
  30. Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 2002
  31. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М.: Норма, 2008. С. 137 - 142.

Информация о работе Институт исполнительной власти