Характеристика пенсионной системы Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Японская социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году.
Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

Работа содержит 1 файл

пенсионная система японии.docx

— 18.85 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине:

Современные пенсионные системы

На тему:

Характеристика  пенсионной системы  Японии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Японская  социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни  лицам пожилого возраста. Это связано  с тем, что численность данной категории постоянно растет и  к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек  против 2 млн. в 1993 году.  

Кроме того, из-за роста продолжительности  жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей  силы пожилые люди станут важным компонентом  рынка труда.

Пенсионная  система Японии достаточно сложна и  многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой  пенсии. Остальное выплачивается  за счет различных пенсионных фондов. 

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень  жизни. Такая помощь предоставляется  на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию  предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов  власти. К 2025 году планируется поднять  расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень  социальной защищенности всех нуждающихся. 

В Японии специальные фонды являются составной  частью специальных счетов. В 80-е  годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды. 

С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая  охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам. 

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.  

Система общественных пенсий была введена в  Японии во время второй мировой войны  — в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г., когда японская экономика оправилась от военной и послевоенной разрухи. Именно тогда была разработана современная схема выплат пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии в Японии называются общественными, так как государство субсидирует их только на 1/3 (из 10,7 трлн. иен поступлений в пенсионные фонды в 1994 финансовом году государство внесло 3,9 трлн. иен).

С 1954 г. пенсионная система страны изменилась. Была введена схема выплаты пенсий работающим по достижении ими 60-летнего возраста. Пенсии выплачиваются из специального фонда, создаваемого за счет взносов работающих и работодателей и субсидируемого государством. Этот фонд существует в основном на текущие взносы, и доля накоплений в нем невелика. В 1961 г., например, отчисления составляли 3,5% месячного заработка. В 1996 г. они достигли 16,5%. Однако работающий фактически уплачивает лишь половину суммы, вторую половину покрывает взнос от работодателя. Средний размер обычной пенсии по старости составлял в 1996 г. 216 тысяч иен.

В 1961 г. устанавливается система национальной пенсии для тех граждан, которые не были охвачены пенсионной схемой 1954 г., т.е. для тех, кто живет не на зарплату (предприниматели, интеллигенция, юристы и т.д.), пенсии стали выплачиваться всем гражданам страны. Национальную пенсию получают при достижении 65 лет. Ее средний размер составил в 1996 г. 65 400 иен. Такая сумма выплачивается ежемесячно в том случае, когда пенсионер вносил страховые взносы в течение 40 лет.

В 1996 г. 69 млн. человек ежемесячно платили страховые пенсионные взносы.

В 1973 г. было принято решение, что сумма обычной пенсии по старости должна равняться в среднем 60% общего месячного дохода работника до его ухода на пенсию. Таким образом, после того как в 1961 г. пенсионное обеспечение стало распространяться на всех граждан страны, упор был сделан на размер пенсии.

В 1989 г. был установлен порядок, при котором условия пенсионного обеспечения официально пересматриваются каждые пять лет.

В 1994 г. парламент утвердил разработанный правительством закон о частичном и постепенном изменении обычного пенсионного обеспечения граждан по старости. Основные изменения заключались в следующем:

  1. пенсионный возраст постепенно поднимается с 60 до 65 лет; процесс начнется в 2001 г. и закончится в 2013 г. — из расчета увеличения пенсионного возраста на один год раз в три года. С финансовой точки зрения это соответствовало увеличению пенсионного возраста до 62,5 года;
  2. для лиц, желающих уйти на пенсию в возрасте 60–64 лет, пенсия по старости устанавливается в половинном размере от обычной; обычная пенсия в полном объеме начинает выплачиваться им по достижении 65-летнего возраста;
  3. пенсионные страховые взносы не должны превышать в будущем 30% месячного заработка; впредь страховые пенсионные взносы будут начисляться не с общего заработка, а с суммы, оставшейся после уплаты налогов; предусмотрено повышение размеров взносов на 2,5% один раз в пять лет; кроме того, если ранее суммы бонусов (сезонных премий), достигающих в настоящее время четырех месячных окладов, исключались из начисления страховых пенсионных взносов, то теперь с них берется 1%.

Частично  пересмотр системы общественных пенсий по старости в 1994 г. носил вынужденный  характер и являлся результатом  компромисса, призванного сбалансировать растущие расходы на социальную поддержку  престарелых с финансовыми возможностями  общества. Достаточно сказать, что сохранение состояния статус-кво грозило, по расчетам Министерства здравоохранения  и социального обеспечения, увеличением  пенсионных страховых взносов граждан  до 34,8% месячного заработка к 2025 г.

Кроме того, принимались в расчет следующие  моменты: ясно выраженное желание пожилых  людей продолжать работать и по достижении пенсионного возраста; неизбежность сокращения молодой рабочей силы с начала XXI в.; неготовность 1/5 части  всех компаний позволить своим служащим добровольно продолжать работу в  компании по достижении 60-летнего возраста; учет того факта, что в большинстве  развитых стран пенсионный возраст установлен с 65 лет или старше.

Информация о работе Характеристика пенсионной системы Японии