Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:13, курсовая работа
Тема работы является актуальной, так как в настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………….5
1.1 Определение понятий «правовая система» и «правовая семья»..…..5
1.2 Основные классификации правовых систем…………………………7
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫЙ СЕМЕЙ…12
2.1 Романо-германская правовая семья………………………………….12
2.2 Англосаксонская правовая семья…………………………………..13
2.3 Религиозно-традиционные правовые семьи…….…………………..15
2.4 Социалистическая правовая семья………………..…………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….......................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
К. Осакве исследовав правовую систему России и стран СНГ однозначно относит их к внезаподному праву: менталитет среднего россиянина по вопросу правопонимания и роли права в обществе носит скорее азиатский характер, чем западный.
Итак, подводя итог по данному параграфу можно сделать вывод, что существуют многочисленные точки зрения и подходы к определению критериев классификации правовых систем и выделению различных видов правовых семей. Свести различные точки зрения и подходы по данному вопросу к общему знаменателю в силу названных и иных причин не представляется возможным. В реальной жизни нет законченной правовой и иной любой классификации и что любая выделяемая правовая семья с неизбежностью будет иметь не абсолютный, а относительный характер.
Безусловно, заслуживает внимания классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.
Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название религиозные и традиционные системы9.
Не
пытаясь охватить все правовые семьи,
существующие в современном мире,
становимся на рассмотрении лишь некоторых,
наиболее распространенных и наиболее
значимых из них.
ГЛАВА 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫЙ СЕМЕЙ
2.1 Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая система относится к западной традиции правопонимания, согласно которой право рассматривается как модель социальной организации. Она широко распространена в континентальной Европе и имеет наиболее древние традиции. Романо-германская правовая система - это результат эволюции римского права, но никоим образом не является его копией.
Романо-германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В этой правовой системе господствующая роль отведена закону, и в первую очередь кодексу. Закон служит основным, а в ряде отраслей права, например, в уголовном, и единственным источником права10.
Романо-германская система права получила распространение во многих странах в результате их колонизации или же добровольной рецепции многих правовых институтов этой системы. Ряд стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские правовые идеи и где были сильны прозападные тенденции, позаимствовал у нее отдельные элементы. Хотя методы применения правовой науки на практике были различными в разных странах, однако юридическая терминология всегда была одинаковой и выражала одни и те же понятия.
Европе, и по сегодняшний день они составляют систему ценностей современного западного общества.
Система
романо-германского права
Новая
школа, именуемая доктриной
2.2 Англосаксонская правовая семья
Зародившаяся много веков назад в Англии, эта система получила широкое распространение в мире. Колонизаторская деятельность Британской империи, а впоследствии мягкий, но устойчивый режим Британского Содружества Наций способствовали тому, что не менее трети человечества живет под влиянием принципов, норм и методов общего права. Крупные компаративисты, исследуя семью общего права, первостепенное внимание уделяют английскому праву как "идеологической и источниковедческой базе" всей правовой семьи.
Возникновение общего права в Англии связано с периодом англо-саксонского права как права местного, локального, действовавшего на ограниченных территориях и очень скупо, сжато регулировавшего отдельные стороны жизни. После нормандского завоевания начинается период развития общего права. Оно создавалось королевскими судами, которые обращали главное внимание на вопросы, требующие решения, процедуру и доказательства.
В англосаксонской правовой семье различают группу английского и американского права. В группу английского права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.
Английское право, в отличие от континентального, развивалось не в университетах, не учеными-юристами, а юристами-практиками.
Это "право судебной практики", когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Последовательность их применения способствует устойчивости правовой системы и судебной практики. Правила прецедента означают обязанность судов придерживаться ранее принятых судебных решений. Но не все суды обладают таким правом.
Структура
права в англосаксонской
Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами.
Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публичные и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д.
Во-вторых, английское право развивалось постепенно путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным вопросам13. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она вообще предпочитает результат теоретическому обоснованию.
Основной
принцип, соблюдающийся при отправлении
правосудия, состоит в том, что
сходные дела решаются сходным образом.
Доктрина прецедента отличается сугубо
принудительным характером. Нередко английские
суды обязаны следовать более раннему
решению. Прецедентное право состоит из
норм и принципов, применяемых судьями
в процессе вынесения ими решений. Но это
не значит, что правило прецедента полностью
сковывает судью. Поскольку полное совпадение
обстоятельств разных дел бывает не так
уж часто, то усмотрением судьи решается,
признать обстоятельства сходными или
нет, от чего зависит применение той или
иной прецедентной нормы14. Судья
может найти аналогию обстоятельств и
тогда, когда на первый взгляд они не совпадают.
Наконец, он вообще может не найти никакого
сходства обстоятельств и тогда, если
вопрос не регламентирован нормами статутного
права, судья сам создает правовую норму,
становится как бы законодателем. Судебные
решения имеют традиционную структуру,
которая включает: анализ доказательств,
мнение судьи по поводу спорных фактов;
мотивы, которыми руководствовался суд
при вынесении решения; правовые выводы.
Но прецедентом здесь является только
правоположение, на котором основано решение.
Лишь оно носит обязательный характер.
2.3 Религиозно-традиционные правовые семьи
Правовые
системы многих стран Азии и Африки
не обладают той степенью единства,
которая свойственна ранее
1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;
2.
отбрасывается сама идея права
и утверждается, что общественные
отношения должны
К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.
Мусульманское
права - это система норм, выраженных
в религиозной форме и
Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что масульманин должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом.
Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.
Мусульманское
право имеет 4 источника:
1. Коран - священная книга ислама;
2. Сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога;
3. Ижму, или единое соглашение мусульманского общества;
4. Кийас, или суждение по аналогии15.
К чертам мусульманского прав относятся: архаичность ряда институтов и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, - соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти16.
Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.
Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма17.
При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение18. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.